"Отсиживаться в кустах не будем", - обещает глава СНБ Киргизии К.Иманкулов 13:18 20.01.2005
"Отсиживаться в кустах не будем"
Предвыборные политические события в последние дни стали развиваться так стремительно, что не может не вызвать интереса -чем сегодня "дышат" силовики? В частности, самое секретное ведомство, на которое обращено много взоров. Председатель Службы национальной безопасности Калык Иманкулов согласился ответить на наши вопросы, заявив, что это интервью будет, скорее всего, его последним - до конца выборов.
-Калык Айткулович, спрашивать, готовится ли ваше ведомство к парламентским выборам, -наивно: конечно, готовится. Интересно, КАК готовится? Какие задачи перед вами ставятся?
- Наша задача - обеспечить национальную безопасность во всех ее проявлениях. Это делается посредством сбора максимально объективной информации. Мы должны также провести ее анализ, дать прогноз, сделать рекомендации и представить их руководству страны.
- Какой информации, о ком, о чем?
- О событиях и процессах в республике и за ее пределами. Обо всем, что несет в себе угрозу общественной и национальной безопасности. Сразу хочу разочаровать любителей игры в "страшилки": тотальная слежка за всеми и каждым не ведется. На это у нас нет ни времени, ни сил, ни желания. Наша цель - безопасные выборы. И, хотя информация попадает к нам самая разнообразная, основной круг вопросов, который нас интересует, довольно узок: попытки кого-либо дестабилизировать обстановку в республике, возможность провоцирования массовых беспорядков, межнациональных столкновений, осуществления терактов - в том числе нарушения со стороны представителей власти в своих целях. Кто с кем водку пьет или, извините, спит, нам неинтересно. Но в названных мною направлениях мы будем работать, нравится кому-то это или нет. И если кто-то из известных деятелей окажется фигурантом этой информации - то это его вина, а не наша. Полгода назад вам в интервью я сказал: "Долг сотрудника спецслужб - в том, чтобы предусмотреть и предотвратить возникающую угрозу, а не констатировать ее, когда она уже встала во весь рост". Этим мы и занимаемся.
- И насколько наступивший год может стать "огнеопасным" для республики?
- О том, что предстоящие выборы уже сейчас пытаются "воспламенить", думаю, даже говорить излишне. Сами видите: волна провокаций, громких заявлений и различного рода слухов уже идет полным ходом. Что мы, собственно, и прогнозировали в свое время.
- Оппозицию, конечно, имеете в виду? А оппозиция (в частности, "Народное движение Киргизстана") в ответ на прогнозы президента Акаева об опасности силовых методов борьбы обвинила его в "масштабной провокации, превентивной подготовке общественного мнения к массовым репрессиям". Ваши комментарии?
- Давайте разберемся. Что называют провокацией? То, что президент не раз заявлял, что выборы должны пройти строго в рамках закона? Или то, что суверенитет Киргизстана - ценность не меньшая, чем демократические процедуры? Если эти слова провоцируют оппозицию на что-то, то давайте понимать это в прямом смысле слова: разговоры о намерении органов власти провести выборы без общественных потрясений вызывают жуткую "аллергию" у оппонентов власти. Фактически нам предлагают согласиться с такой позицией: мы (оппозиция) имеем полное право "накручивать" народ, его провоцировать, а вы (органы власти) должны признать любые наши действия единственно правильными. Так это же самый банальный шантаж! Второе. О каких "массовых репрессиях" идет речь? Меня порой удивляет такое упорное желание некоторых политических деятелей выдать желаемое за действительное. Если разобраться, то все эти разговоры о "притеснениях, репрессиях" -просто примитивный способ заработать себе авторитет. Именно так, к слову говоря, можно расценить последние пикеты, шествия, палаточный городок... Уверен, что Роза Исаковна Отунбаева прекрасно знала, что у нее нет по действующему законодательству права выдвигать свою кандидатуру. Она опытный политик и достаточно грамотный человек. Однако она сознательно пошла на регистрацию - наверное, не в последнюю очередь и ради того, чтобы лишний раз найти повод для выражения публичного протеста и "засветиться". И кто же после этого провокатор? И ведь ту же поправку, которая не позволила Розе Отунбаевой стать кандидатом, инициировал в свое время ее же нынешний соратник Омурбек Текебаев. Выходит, парламент принимает законы, по которым сами парламентарии жить не намерены? Вчера им была выгодна одна поправка, а сегодня - прямо противоположная? Оппоненты власти и не стараются быть убедительными, они даже не утруждают себя в том, чтобы быть последовательными, логичными. Сам метод ведения политической борьбы уже настораживает.
- "Жирный крест" (речь идет о "стенограмме секретного совещания", опубликованной некоторыми СМИ, где якобы премьер Н. Танаев, отборно матерясь, обсуждает с силовиками, губернаторами и акимами, как "давить" будущих кандидатов в депутаты от оппозиции, - авт.), где, кстати, в виде бесфамильного "СНБшника" выведены явно вы - из той же серии?
- По-моему, совершенно очевидно, что это - чистейшая провокация. Фальшивка, сработанная очень грамотно.
- Другого ответа от вас, наверное, ожидать трудно. А почему фальшивка - объяснить можете?
- Да потому (даже если не касаться содержания), что в ней - сплошные "ляпы"! Если, например, говорить о нашей Службе, то структурно она не входит в состав правительства, а подчиняется напрямую президенту. И премьер-министр не может давать СНБ указания, тем более в такой форме. Точно так же, как и заместителю руководителя администрации президента. Акимы (упомянутые в "стенограмме") на совещаниях такого уровня не присутствуют - так же, как и помощник премьера. Да и вообще - надо знать Николая Тимофеевича. Он, конечно, человек прямой, но чтобы на таких совещаниях выражаться нецензурно, да и совсем не к месту (как в этой "стенограмме")... Это совсем не его стиль. А называемые денежные суммы - вообще из области фантастики! Откуда взяться таким огромным деньгам в нашем небогатом бюджете?!
- А говорите, сработано грамотно.
- Грамотно - технологически. Главный расчет на то, что люди это все равно проглотят. По старому, как мир, принципу: "Чем больше ложь - тем охотнее в нее верят". Обратите внимание на путь распространения этой фальшивки.
Сначала она появляется в Интернете на сайте, который сам себя называет сайтом слухов и предупреждает: "Не принимайте всерьез все, что здесь будет опубликовано, иногда просто улыбнитесь". Оттуда перекочевывает на другие сайты, уже безо всякого предупреждения. И в итоге перепечатывается газетами - уже на полном серьезе, глубокомысленно комментируется и даже сопровождается заголовком: "Власть готовится к войне". Здесь же – по фамильный список: кого из депутатов готовят на отстрел. Реакцию обывателей угадать легко: "Раз до ликвидации дело дошло - значит, эти деятели чего-то стоят!" Реклама - лучше не придумаешь.
- А может быть, авторы "стенограммы" просто хотели пошутить, развлечься?
- Знаете, логический анализ этого текста (да и оперативная информация, которой мы уже располагаем) говорит: "Жирный крест" - далеко не простое зубоскальство, а продуманная акция, рассчитанная на широкое распространение этой дезинформации и преследующая одновременно несколько целей. Взбудоражить, само собой, население, кого-то прорекламировать, а кого-то -попутно - дискредитировать и стравить между собой. За основу (как при изготовлении любой фальшивки) взят факт: общеизвестно, что постановлением правительства был создан штаб по обеспечению проведения выборов, что были совещания - совсем, кстати, не секретные. Затем фантазией фальсификаторов эта ложка правды разбавляется бочкой лжи - и непосвященному человеку отделить одно от другого становится непросто. При этом мы не думаем, что "Жирный крест" был акцией, спланированной заранее. Ее организаторы действовали больше по "вдохновению", решили поставить эксперимент. В принципе, их имена мы уже знаем.
- Так ваша "контора" тоже отнеслась к "Жирному кресту" вполне серьезно и даже им занимается?
- Да, занимаемся. Ибо такие провокации могут очень дорого обойтись нашей республике, миру и спокойствию в стране. Мы бы, возможно, сами не восприняли эту "утку" всерьез, если бы не увидели, что многие люди ей верят. Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно.
- А верят, кстати, не только простые люди, но даже Роза Исаковна Отунбаева, - судя по ее комментарию одной из газет...
- Меня лично это удивило: опытный дипломат, человек, умудренный опытом... Впрочем, возможно, у Розы Исаковны теперь уже не остается другого выхода, как поддерживать любые акции оппозиции.
- И все же: хотите сказать, что на властных совещаниях не обсуждается, кого из кандидатов в депутаты поддерживать, а кого "топить"?
- На примерно десяти последних совещаниях, где участвовали я или мои заместители, мы обсуждения таких вопросов не слышали. Вообще, должен сказать, оппозиция постоянно старается политизировать выборы, представить их как схватку ее с властью. А на деле идет борьба личностей. Думаю, что избирателям необходимо посмотреть, кто из кандидатов реально что-то сделал для них. А пустозвонить у нас все мастера. Конечно, есть кандидаты, которые, тратясь на свои выборы, цинично и расчетливо вкладывают деньги в свое безбедное существование на 5 лет. Разве плохо: ни за что не отвечаешь, катаешься по миру, на "ковер" министров вызываешь? Потом, я уже говорил, что нас интересуют и телодвижения представителей власти на местах - акимов, губернаторов. Они не так уж редко "проталкивают" какого-либо кандидата в депутаты из своих личных интересов. А выдают это за волю президента: всегда удобно многозначительно поднять палец вверх! Есть, кстати, и госчиновники, ведущие двойную игру - на всякий случай заигрывают с оппозицией: "Только должность за мной оставьте". Такие сепаратные переговоры мы тоже фиксируем.
- А "оранжевые доллары", намалеванные на домах некоторых правозащитников и оппозиционеров - чья, по-вашему, провокация?
- Откровенно? А почему мы полностью должны исключить возможность и того, что за этой выходкой стоит... кто-то из самих оппозиционеров? Лично меня на эти сомнения толкает сразу запущенная правозащитниками версия: таким, дескать, образом помечают дома тех, кто подлежит уничтожению. У меня, честное слово, фантазии предположить такое не хватило бы!
- А история с "подбрасыванием наркотиков" водителю депутата Шерниязова? И с арестом гаишниками еще пары депутатских автомашин?
- Вопросы об этих инцидентах стоит, наверное, адресовать больше милиции. Шерниязов о случившемся сразу позвонил нам. И хотя такие вопросы не в нашей компетенции, к месту происшествия мы для очистки совести отправили своих сотрудников. Я не знаю, что в действительности произошло в случаях, о которых вы говорите. Но, думаю, реагировать на каждое такое заявление нужно без истерики. Иначе можно дойти до абсурда: оппозиционер поскользнулся - власть специально горку раскатала, на ногу наступили - происки власти... Я, помните, вам же в интервью рассказывал, как в шутку предлагал депутатам издать приказ: при их появлении в общественном месте всем нашим сотрудникам, оказавшимся вблизи - убегать, сломя голову. Следуя той же логике, теперь, видимо, стоит дать указания всем - милиции, акимиатам: обходить стороной и их родственников и друзей, выдать удостоверения неприкосновенности! Потом, не забывайте, что лучший способ защиты - нападение. А за политическими скандалами может стоять обыкновенное стремление уйти от ответственности за грехи, большие или малые.
- Власть предупреждает о возможности провокаций со стороны оппозиции. Оппозиция в свою очередь предрекает: за любыми провокациями, дестабилизирующими обстановку, будут стоять спецслужбы! Доказать, чья же это провокация и кто за нее в ответе - чаще всего невозможно. Кому же верить простому избирателю?!
- Вы правы, доказать бывает сложно. А рядовому гражданину разобраться во всех этих политических хитросплетениях - тем более. Мы, как вы, наверное, заметили, оправдываться, по любому поводу не любим. Ведь все равно: чем больше станем говорить: "Это не мы", - тем больше наши оппоненты будут кричать: "Значит, точно они!"
- Так, может, что-то вроде совета нашим читателям дадите?
- Есть один универсальный способ: полагайтесь на свой собственный разум. Ищите: кому это выгодно? И многие ответы вылезут сами собой.
- А в Интернете уже появляются новые "документы из конфиденциальных источников" - о планах властей. Правда ли, что будет взят под контроль уже сам Интернет?
- А как вы себе это представляете? Даже технически? Интернет - это, конечно, великое благо, но и великая помойка. Если верить всему, что в нем появляется, то остается прийти домой и повеситься. Но сегодня закрыть его невозможно. Остается полагаться на совесть и разум тех, кто с ним работает.
- Вы наверняка анализировали опыт "бархатных" революций в Европе. Как считаете, возможно, ли повторить их сценарий в Киргизстане?
- Некоторые схемы, по которым работали в Украине, Грузии, мы уже сейчас обнаруживаем у себя. Но при всей внешней схожести есть отличия. В Сербии, Грузии, Украине "разноцветные революции" легли на подготовленную почву. Часть народа связывала улучшение своего благосостояния с присоединением к ЕС и НАТО, от чего ожидался прорыв, долларовый "дождь". У нас - в силу даже географических причин - все надежды связаны в основном с Россией. В тех странах была сильная оппозиция: лидер или группа лидеров, вокруг - серьезная партия с мощными ресурсами (своими или западными - другой вопрос). У нашей оппозиции идеология одна: "Почему не я у власти?". В приватных разговорах с ее лидерами я еще ни разу ни от кого не слышал четкой идеи: что делать со страной. Единственно, на кого могут ставить наши "революционеры" - на люмпенизированную молодежь, которая не может назвать ни одной нашей политической партии, но за деньги может подняться "ради куража". Но дискотекой, как в Киеве, у нас все не закончится. Достаточно пары-тройки провокаций, чтобы пролилась кровь. Вспомните: был ли серьезный повод у ошских событий? Но мы сейчас живем не в СССР, и из катастрофы нам придется выползать не одно десятилетие. Вот в чем опасность. А что касается "бархатных революций", то обратите, кстати, внимание: информация из тех стран, где они свершились, сегодня ведь практически близка к нулю. Что там происходит? Так ли уж все там благополучно - в плане той же демократии?
- А что, кто-то у нас планирует массовые беспорядки?
- Мы имеем информацию, что кое-кто из числа еще недостаточно "раскрученных" политиков не исключает и такого варианта политической борьбы. Но и мы не собираемся быть сторонними наблюдателями и такой сценарий пресечем в зародыше - причем, подчеркиваю, только законными методами. В чем главная причина использования грязных методов некоторыми кандидатами в депутаты? В том, что они понимают - иных шансов попасть в парламент у них нет. Кое-кого, надо признать, "выдающимися политиками" делает сама власть - своими неуклюжими действиями. А сами же они ничего из себя не представляют! Никаких достижений за душой! Избиратель прекрасно видит, кто из кандидатов что-то реально для него сделает. Выход один: разыграть из себя "страдальца за народ", не брезгуя никакими провокациями.
- А насколько реальны - другие угрозы, о которых говорил президент - религиозный экстремизм, терроризм?
- Вполне реальны - и это не страшилка. Дай Бог, чтобы нам удалось не допустить организаций терактов, но их вероятность не равна нулю. Заметьте, что в Узбекистане все теракты привязывались к каким-либо государственным мероприятиям. "Хизбут-Тахрир" тоже до сих пор не пропускал ни одного важного события в стране,
- Кто же кого может использовать: наши политики религиозных экстремистов - или наоборот?
- И экстремисты могут стать орудием политиков. На прошлых парламентских выборах один из выигравших в финале кандидатов демонстрировал своим религиозным избирателям видеозапись, где о нем очень хорошо отзывался... Тахир Юлдашев! И наоборот: экстремисты могут ангажировать кандидатов в депутаты, чтобы через них лоббировать законы - и превратить Киргизстан в базу для завоевания всей Ферганской долины.
- Давайте теперь заглянем немного вперед и поговорим о президентских выборах. Вас давно и упорно упоминают в списке "преемников" президента. Имеет ли это под собой почву?
- Не имеет. В качестве "преемника" разве что мою соседку бабу Машу еще не называли.
- А какие чувства лично у вас такие упоминания вызывают?
- Да никаких.
- А то, что до сих пор (хотя до президентских выборов остается меньше года) не обозначилась фигура возможного преемника, означает ли, на ваш взгляд, что власть пустила этот процесс на самотек? Опасно это для республики или нет?
- Мне сложно судить, что думает по этому поводу президент, но, как мне кажется, он в этом вопросе - куда дальновиднее своих политических противников. Представьте, если бы президент такую, как вы говорите, "фигуру" преемника обозначил... Как бы комментировали это его оппоненты? Что сотворили бы с такой "фигурой"? Для оппозиции такой шаг президента был бы лишним поводом обвинить его в монархических, антидемократических, автократических и прочих тенденциях. Это лично мое мнение, конечно. Несмотря на все выпады в адрес президента со стороны его оппонентов, на мой взгляд, глава государства ничуть не менее, если не более озабочен утверждением принципов правового государства в Киргизстане. А это значит, что киргизское общество имеет все возможности выбрать самого достойного своего представителя, выдвинуть его и доверить управление своей страной.
- Есть, однако, мнение, что главными у нас будут не президентские, а парламентские выборы. Так ли это?
- Такое мнение, на мой взгляд, инспирируется теми, кто рассчитывает повернуть развитие событий в нужном им русле. А "русло", нужное им, - это всякого рода народные волнения, митинги, протесты, беспорядки и прочее. Словом, то, чем можно будет шантажировать власть, диктовать ей свои условия. Именно с этой целью создается такой искусственный эффект "спешки" в общественном сознании. У людей пытаются создать впечатление, что нужно уже сейчас высыпать на улицу и что-то требовать. Неважно, что. Важно - создать эту самую стихию - толпу. Потому и палатки поспешили поставить, даже не разобравшись: по какому, собственно, поводу собирались ночевать на площади-то? Это все события одного порядка. Поймите, плохо не то, что оппозиция борется за власть (это ее неотъемлемое право), а то, что очень многие из оппозиционеров не хотят бороться честно, сохраняя свое достоинство и уважая достоинство соперника. Ведь это намного сложнее: предоставить избирателю программу, которая показала бы его реальные преимущества. Куда легче "облить помоями" противника, и пока он безуспешно пытается отмыться от них, проскочить чистеньким на его выпачканном фоне!..
- И последнее. Если все же дойдет дело до силовых методов борьбы, то в какой мере ответственной будет за это власть? В чем вы видите ошибки власти - тактические, стратегические - в политической борьбе, которые, в конечном счете, могут привести к дестабилизации обстановки?
- Как вы понимаете, власть будет ответственна всегда и при любых обстоятельствах. Этим, собственно, ее оппоненты-то и пользуются. Но безответственные политики все же ошибаются, когда думают, что им не придется отвечать ни за что, ни при каком исходе дела. Мы все видим, слышим и обо всем имеем представление. И у нас хватит сил и средств, чтобы в случае чего достойно ответить -в рамках закона. Запугивать нас не надо. Что касается просчетов... На мой взгляд, не вообще власть, а конкретные государственные учреждения не всегда адекватно реагируют и не всегда считают нужным аргументировать свои решения. И у людей иногда складывается впечатление, что власть оправдывается вдогонку. Надо быть готовым брать на себя ответственность за то, что делаешь.
Вадим Ночевкин
19 января 2005 года
|