Андижан: закрытый суд осудил "террориста" М.Рахматуллаева на 16 лет. Нарушений - масса... 20:24 21.01.2005
М. РАХМАТУЛЛАЕВ ОСУЖДЕН НА 16 ЛЕТ
Саиджахон ЗАЙНАБИТДИНОВ, председатель общества "Апелляция",
В Андижанском областном суде по уголовным делам сегодня (20 января 2005 г.) завершился суд по делу гражданина Маннобжона Рахматуллаева. Суд приговорил его к 16 годам лишения свободы.
Против М.Рахматуллаева были выдвинуты обвинения по 8-ми статьям УК РУ. В частности ему инкриминировались статьи 155 (терроризм), 156 (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды), 159 (посягательство на конституционный строй), 223 (незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Узбекистан), 242 (организация преступного сообщества), 244-1 (изготовление или распространение материалов содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку), 244-2 (создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях), 248 (незаконное владение оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами).
Какими из этих статей М.Рахматуллаев признан виновным, какими нет, пока неизвестно. Так, как приговор провозглашен тайно. Никто из родственников, правозащитников и представителей СМИ (Би-Би-Си и Радио Свободы) в зал суда не был допущен. О решении суда сообщил адвокат подсудимого, Абдукаххор Усманов.
Данный приговор является противозаконным, посредством которого невиновный человек привлечен к ответственности. Следовательно, согласно статье 230 УК РУ, следователь андижанского СНБ Радик Рамазанов, начальник следственного отделения СНБ Сайфиддин Сармсаков, зам. прокурора области Каримжон Маматов и (по статье 231 УК РУ), судья областного суда по уголовным делам, Шерзод Кузиев должны понести уголовное наказание.
Судья Ш.Кузиев или абсолютно не знает что такое презумпция невиновности, или он абсолютный лицемер. Он вел дело с явным обвинительным уклоном. Тому свидетельствует такой факт, с нескрываемой фамильярностью, он заявил подсудимому: "Если вы, Рахматуллаев, были бы невиновны, сто прокуроров, двести милиционеров, как бы ни старались, не смогли бы вас затащить в эту клетку. Аллах не допустил бы такого. Значит, что-то за вами есть. Расскажите же нам всю правду, признание – смягчающее обстоятельство".
Кроме того, судья бессовестно жульничал. Допрашивая близких родственников, он не объяснял им, что согласно статье 116 УПК РУ близкие родственники подсудимого могут отказаться давать показания против него. В данном случае это имело огромное значение, почему, читатели узнают чуть далее.
Четыре свидетеля, Тургун Кучкаров, Хабибилла Кенжабоев, Уразали Сулаймонов и Жалол Тажибоев, однозначно, заявили, что таких показаний, которые были зачитаны из обвинительного заключения, они не давали. Они сказали, что все это сам следователь написал и заставил их подписать.
Судья оказывал на свидетелей давление: Угрожал возбудить уголовное дело, задавал наводящие вопросы. Но свидетели дали показания, полностью оправдывающие подсудимого. Тогда судья объявил, что на суд будет вызван следователь и состоится их очная ставка с ним. Но, очная ставка не состоялась.
Три раза еще эти свидетели (из Хаджиабадского района) приезжали на суд. Один раз (15 января) сами сотрудники районного СНБ на двух машинах привезли их в областное Управление СНБ. Здесь к ним вышел сам начальник следственного отдела Сайфиддин Сармсаков и открытым текстом угрожал: Если они не подтвердят показания, которые они подписали во время следствия, они будут привлечены к уголовной ответственности.
Но, после этого был допрошен только свидетель Х.Кенжабоев. Он сказал, что все написанное, правда. Судья пытался вытянуть из него более подробные обвинительные показания. Но свидетель не знал что говорить. В конце-концов, он сказал, что подсудимого впервые увидел здесь на суде. Тогда, судья, поняв, что план принуждения к лжесвидетельству свидетелей обречен, не стал допрашивать остальных свидетелей. Но, до этого он допрашивал двух младших братьев подсудимого, один из которых Абдухошим Алимов давал показания против своего брата, т.е. подсудимого (позже, когда А.Алимов узнал, что он, как близкий родственник мог не давать эти показания, он плакал).
Он подтвердил показания, подписанные им в период предварительного следствия о том, что найденные в его машине и доме 3 мая 2001 г. 19 патронов и компонент от взрывного устройства, в 1992 году оставлял на хранение его брат Маннобжон Рахматуллаев, т.е. подсудимый. !!!
В действительности, было следующее: 3 мая 2001 г. спецслужбы региона, получив неверные сведения о том, что домой приехал из России разыскиваемый М.Рахматуллаев, по ошибке арестовали его брата Абухошима Алимова. При нем, в его "Жигулях" и дома "обнаружили" анашу, 19 патронов и компонент взрывного устройства УЗГМ-2. Примечательно, что обыск производили на основании документа от 5 мая 2001 г.
Позже, когда стало известно, что не того арестовали, А.Алимова не отпустили. Его, предусмотрительно, 18 июля 2001 г. Булакбашинский районный суд приговорил к 3 годам лишения свободы. Он был освобожден по амнистии осенью того года.
Теперь его заставили утверждать, что найденные у него улики оставлял на хранение его брат, при этом ни следователь, ни судья не объяснили ему о добровольности давать показания против близких родственников.
Сам М.Рахматуллаев категорически отрверг, что когда – либо, имел такие вещи и что когда – либо оставлял такие вещи у брата на хранение. Судья сказал: "Аллах есть, того, кто говорит неправду, он сам (Аллах) накажет". Естественно, в качестве лжеца судья себя не имел в виду, но видимо, к богу он себя, точно, приравнивал. Тому свидетельство и другие систематические его чванства, которые он проявлял в ходе судебного процесса.
Далее, подсудимый М.Рахматуллаев обвинялся в том, что 1985 году в Маргилане брал уроки у Хаким кори Васиева, что в 1989 году стал членом преступного сообщества созданного в Андижане Абдували кори Мирзаевым, в 1989 – 1991 годах с группой лиц призывал к свержению конституционного строя в Республике Узбекистан и построению Исламского халифата, в 1992 году по указанию Мирзаева в Хаджиабадском районе создал районное отделение преступного сообщества, в том же году из города Ош незаконно выехал в Саудовскую Аравию, в 1993 году незаконно выехал из Узбекистана.
В качестве основного доказательства виновности М.Рахматуллаева, предъявлялось то, что он 1990 году демонстрировал видеофильм "Рисола" (трактат о пророке Мухаммеде) снятый в Египте. В то время Узбекистан был еще советским, и этот фильм люди смотрели так, полулегально. Однако, после обретения Независимости, этот фильм демонстрировался по всем каналам узбекского телевидения.
1992 году М.Рахматуллаев действительно ездил в Саудовскую Аравию исполнить Умру. Но не из Оша (хотя и через Ош не преступление), а именно из Ташкента, и абсолютно легально. Кроме того, 29 декабря 1993 г. М.Рахматуллаев абсолютно законно выписался из своего места жительства в Хаджиабадском районе, и уехал в Казахстан, г. Сарыагач. Прожив там 2 года, уехал в Россию.
О подробностях проживания М.Рахматуллаева сообщает ПЦ "Мемориал": Гражданин Узбекистана Рахматуллаев с 1995 г. постоянно проживал в г. Маркс Саратовской области России, где работал преподавателем арабского языка в местной мечети. В 1998 г. он был объявлен в розыск в Узбекистане по ст.223 ч.1 УК РУ (за незаконный выезд в хадж в 1992 г.). 2 октября 2002 г. Рахматуллаев был задержан спецслужбами, однако 26 ноября 2002 г. Саратовский областной суд признал решение Генеральной прокуратуры РФ о его экстрадиции незаконным.
После этого узбекские власти выдвинули в отношении задержанного дополнительные обвинения, которые были признаны российской стороной несостоятельными. В октябре 2003 г. Рахматуллаев был освобожден, а запрос о его экстрадиции отклонен Генеральной прокуратурой РФ (подробнее см. пресс-релизы ПЦ "Мемориал" от 05.10.2002, 28.11.2002, 13.04.2003 и 21.07.2004). В кампании за освобождение Рахматуллаева активно участвовали известные правозащитные организации – ПЦ "Мемориал", "Международная Амнистия", "Хьюман Райтс Вотч".
21 июля 2004 г. Рахматуллаев был похищен из дома в г. Маркс Саратовской области неизвестными людьми в масках. По словам адвоката Рустама Хаметова, в областной прокуратуре ему сообщили, что о задержании Рахматуллаева правоохранительным органам ничего неизвестно и что дополнительный запрос об экстрадиции в отношении него не поступал.
В сентябре 2004 г. в ПЦ "Мемориал" и московский офис "Хьюман Райтс Вотч" поступили письма за подписью первого заместителя прокурора Саратовской области А.Горшкова, в которых сообщалось, что по факту исчезновения Рахматуллаева М. "проводится проверка в порядке ст.144-145 УПК РФ". Также областной прокуратурой было истребовано для проверки решение Кировской районной прокуратуры г. Саратова об отказе в возбуждении уголовного дела по факту аналогичного исчезновения (точнее – похищения) в июле 2003 г. зятя Рахматуллаева – Руваждина Рахманова.
Согласно информации узбекских правозащитников, Рахманов был тайно вывезен в Узбекистан и в январе 2004 г. осужден на 8 лет лишения свободы, в настоящее время отбывает наказание в колонии УЯ 64/33 в Кашкадарьинской области… КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
Если, Саратовский областной суд признал решение Генеральной прокуратуры РФ о его экстрадиции незаконным, если, ПЦ "Мемориал", "Хьюман Райтс Вотч", "Международная Амнистия" свидетельствуют о невиновности М.Рахматуллаева в России, то с какой стати он превращается в уголовного преступника в Узбекистане? Ведь законодательство Узбекистана основано на общепризнанных международных правовых нормах? В частности, абзац 3 статьи 13 УК РУ гласит: Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Это что, декларация или декорация?
В данном случае, М.Рахматуллаев ни чего противоправного не совершал. Но даже, если бы его какие либо действия, признающиеся узбекским правосудием как преступные, действительно были таковыми, ведь М.Рахматуллаев уехал из Узбекистана 1993 году, а Уголовный кодекс, статьи которого применены в отношении него, принят нашим парламентом годом позже, в 1994 году?
Против М.Рахматуллаева, однозначно, совершено ретроактивное применение уголовного законодательства. Приговор суда незамедлительно должен быть отменен, а М.Рахматуллаев выпущен на свободу!
20. 01. 2005. 710027, РУ, Андижан, Чуама 19. Тел: (998-742) 22-20-95. HR-appeal@mail.ru, saydhan@rol.uz
P. S. На судебном процессе так же (до провозглашения приговора), присутствовал председатель Андижанского отделения НОПЧУ, Лутфулло Шамсутдинов.
|