КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 06.02.2005
23:31  Казахстан взял "бронзу" на ЧМ по хоккею с мячом
23:26  Пузо об пузо. Суенеш Худибаев - надежда казахстанского сумо
23:24  "Эхо" - По маршруту трубопровода Баку-Джейхан "не растет трава": новые обвинения
21:03  Уволен министр адолат/справедливости Туркмении Т.Гочыев
19:53  Р.Оруджев - США готовят "оранжевую революцию" и в Азербайджане
17:28  И.Асадуллаев - Попытка "великого очищения" Таджикистана: ее последствия и уроки
17:25  "Вот и залетела". Верка Сердючка собралась выступать в конкурсе песен "Евровидение" от... Казахстана

16:26  Верны заветам Мойдодыра. Акаев озвучил новую государственную инциативу - "Чистый Кыргызстан"
15:14  Ассоциация независимых СМИ Таджикистана осуждает... нападение партбосса НДПТ Ф.Обидова на журналиста И.Фируза
14:17  Акаев не имеет морального права выдвигаться в президенты! В Бишкеке прошел митинг "Гражданской солидарности"
14:12  Д.Евстафьев - В системе западного мира Россия не предусмотрена...
14:10  США призывают Россию "совершенствовать демократию и не подрывать демпроцессы в СНГ". Иначе накажут...
13:47  В.Симонов: "Дети реформ". Феномен русских скинхедов
12:21  "Бедность отступает". В Бишкеке прошел 5-й Курултай народа Кыргызстана
10:42  Казахстан засыпало снегом, Таджикистан накрыли лавины. Пострадавших нет
03:14  Вэнь Цзябао призывает создать новую обстановку масштабного освоения Западного Китая
01:37  Бузтел, BiTel, Узмаком... Российская "Альфа-Телеком" скупает сотовых операторов ЦентрАзии
00:58  Афганистан: Все люди, находившиеся на борту "Боинга-737", погибли
00:35  "DW" - Независимых СМИ в Узбекистане как не было, так и нет
00:18  Иран готовится к президентским выборам в июне 2005 года
00:02  IHC: Запад игнорирует нарушения прав человека в ЦентрАзии
Суббота, 05.02.2005
22:31  Указ Президента Узбекистана "Об утверждении состава Кабинета Министров Республики"
15:14  Помощь, принятая Россией и странами ЦентрАзии от США в 2004-ом году. Справка Госдепа
13:18  "Ozod Ovoz": Как на Куйлюкском рынке Ташкента менты грабят дехкан
08:06  Новые горизонты ЕврАзЭС: итоги Алматинского заседания Интеграционного комитета
07:59  "Топтун" "вертухаю" не товарищ. Глава МВД Киргизии предлагает создать "народные дружины" на время выборов
07:48  Туркменистан: депутат В.Михайлов, по совместительству, возглавил газету "Нейтральный Туркменистан"
07:46  Gazeta.kz - Охота с беркутом: варварство или искусство?
07:41  Узбекистан: Р.Азимов стал 1-м вице-премьером, а Б.Мустафаев возглавил минюст
07:36  М.Абдурахманов - Счастье быть благодарным. Мысли после интервью Президента Ислама Каримова...
07:32  М.Захидов - "Защищая узбекских дехкан, я согласен сотрудничать даже с дьяволом" (интервью)
07:28  Два умищи. Майрам Акаева и Ильхам Алиев совозглавили совет попечителей благотворительного фонда "Нобелевские лекции – 100 лет"
07:26  ВВС - США призывают к единству против иранского атома
07:10  Отведал ушицы - склеил плавники. В Атыгае (Казахстан) водится чудный радиоактивный окунь
07:08  Милицейский террор в Алмалыке. Новаторский метод полковника Айдарова
07:06  Ozod Ovoz - Кто изнасиловал Нагиму: маньяки или менты? Чирчикская история
07:00  Китайцы возвращают к жизни газовые скважины юга Туркмении
06:36  "Примем законные меры". Минюст Узбекистана "предупреждает" правозащитников "Эзгулик"
06:27  Разбившийся в Афгане "Боинг" был арендован у Киргизии, возможно, часть экипажа - ее граждане
06:25  Казахстан бесплатно выделяет красный гранит для памятников жертвам Беслана
06:21  Х.Шарипов (МВД Таджикистана) - "История таджикской милиции непосредственно связана с историей нашего государства" (интервью)
06:19  "Артиллеристы, Сталин дал приказ..." 8 мая правительство Эстонии проводит в Таллине съезд ветеранов войск СС всей Европы
06:16  Перспективы американского вторжения в Иран (интервью с экспертами фонда "Нораванк")
06:13  А.Акаев надеется на долгосрочную поддержку молодежи
06:09  "La Vanguardia" - Китай и Россия расширяют свое стратегическое сотрудничество
06:07  "Jerusalem Post" - Закат власти богатых русских евреев
05:54  Грузия: покончил с собой сотрудник аппарата З.Жвания
03:03  "В ногу со временем, вместе с народом" идет Национальная ассоциация электронных СМИ Узбекистана
01:16  Тупые, но не безнадежные? Американцы верят "фактам", которые их устраивают
00:49  В августе 2005 пройдет международное авто- и моторалли Пекин-Улаанбаатар
00:38  МИД КНР о китайско-российских военных учениях
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
И.Асадуллаев - Попытка "великого очищения" Таджикистана: ее последствия и уроки
17:28 06.02.2005

Попытка "великого очищения"

Искандар АСАДУЛЛАЕВ,
доктор философских наук
главный научный сотрудник
Института философии и права
Академии наук Республики Таджикистан

Самым удивительным на первый взгляд и, может быть, парадоксальным в Таджикистане является возникновение радикализма, который обобщенно можно было бы назвать "попыткой великого очищения". Происходит это в стране, где во многих сферах жизни общества достичь искомой чистоты принципиально невозможно в силу чрезвычайного ее многообразия.

С этим явлением в Таджикистане в начале 90-х годов была связана одна из наиболее действенных форм экспансии подобия, включившей в себя идеи "чистоты". Имела место попытка создания новой реальности – политической, культурной, геополитической, региональной, духовной – путем "великого очищения" от различного рода, условно назовем, "наслоений".

Речь не идет о нравственной чистоте или чистоте идеалов, они всегда и везде были доступны человечеству, не о гигиене, которая является реальностью в благополучной обществе, и т.д. Речь идет о политической сфере, где идеи чистоты чреваты для человека трагическими последствиями.
Вспомним историю ХХ столетия и трагедии, связанные с борьбой за чистоту марксизма-ленинизма, арийской расы, деление людей на "чистых" и "не чистых".

Объясняя явление, нельзя, однако, сводить его к следующей инстанции – радикализму. Вопрос заключается в том, почему эта форма радикализма была наиболее катастрофична в прошлом столетии и почему это движение возникает и в Таджикистане?

Несколько необходимых замечаний по поводу понятия чистоты, которое, на наш взгляд обладает всеми признаками категории. При этом я буду опираться на обобщающий труд ученых, которые с разных точек зрения осветили явление на "Первом форуме таджикской общественности", организованной Программой Развития ООН и Информационно-исследовательским центром "Симург" в июне 1996 года в Душанбе.

Понятие чистоты отражает реальные отношения и процессы в природе и обществе, и, прежде всего, активное отношение человека к этому явлению. "Чистота" часто представляется благодатной целью, когда с ее достижением связывают решение многих трудных вопросов жизни. Причем образцом чистоты может быть и какая-либо смесь элементов, искомая и вычленяемая из других "смесей" – многообразия. Наряду с этим, отметим, что достижение, например, абсолютно чистого вещества в производстве и науке практически невозможно, все зависит от человека как инстанции, определяющей меру чистоты.

В политической жизни Таджикистана в конкретной, наиболее рельефной форме идеи чистоты сначала были связаны с коммунизмом, а к концу столетия – с делением таджиков на этнически "чистых" и "не чистых", идеями торжества борьбы за чистоту религии, провозглашенную Партией исламского возрождения Таджикистана.

Сложность и противоречивость вопроса заключается в неоднозначности места и роли этих идей в жизни общества. Ведь в возникновении идей чистоты таджиков ответственны и те процессы и события, которые в прошлом угрожали самому существованию их как этноса, самостоятельного этнокультурного явления. Точно также сторонники идеи чистоты ислама в праве бороться во имя сохранения религии как тождественной самой себе. Но с другой стороны, деление на "чистых" и "не чистых" приводило и к трагедиям, как только переходило в область практической политики.
В февральских событиях 90-го года и позже в Таджикистане рельефно проявилось то, что можно было бы назвать "попыткой великого очищения". Провозглашались идеи изгнания ленинабадцев как "проводников советской имперской политики", пантюркистов и узбеков, защиты прав таджиков Узбекистана, деление таджиков на "чистых" и "не чистых - северян", проводились акции, подвергавшие сомнению правомерность российского присутствия в Таджикистане, с резкой критикой обрушивались на "топорное", по изысканному выражению историка, национально-территориальное размежевание в Средней Азии в 20-х годах и т.д.

То есть идеи чистоты, имевшие место в религии, в других сферах жизни общества переносились в иные сферы и выражались в стремлении к очищению этнорегиональному, антироссийскому, антиевропейскому и др.
Между тем это не было логически последовательным бесконечным очищением, согласно которому следовало бы, и об этом абсурдно даже думать, вернуться к зороастризму или найти забытый богом кишлак и объявить его центром великих ариев. (Хотя, надо думать, неслучайно именно древний моральный императив зороастризма в 1989 году был провозглашен в Таджикистане первым некоммунистическим политическим объединением "Растохез" – "Добрые намерения, добрые слова, добрые дела"). Однако "попытка великого очищения" в целом ряде вопросов не удалась. Этому есть причины разного характера.

Касаясь объективных причин, следует отметить существенное отличие Центральной Азии от Европы – слишком много здесь различных наслоений. Однако Центральная Азия это не котел цивилизаций, как упрощенно трактуют некоторые. Скорее всего, мы имеем дело с наслоением цивилизаций, узлом границ различающихся миров, пограничными их зонами (иранских и тюркских, исламского и светского посткоммунизма, восточного и российско-европейского и др.) Если в Европе государственные образования более или менее совпадали с географией расселения того или иного народа (хотя мы знаем, сколько здесь нерешенных проблем, и войны были связаны с территориальными и пограничными вопросами), то в некоторых частях обширного центрально-азиатского региона провести географическую границу между народами, живущими на этой территории, просто невозможно.

Это отразилось и на особенностях исторически существовавших в Центральной Азии государствах и империях: представители одних этносов обладали верховной властью, другие занимались государственным управлением и их язык являлся государственным и т.д.

Большевики, проведя национально-территориальное размежевание народов Средней Азии, фактически навязывали разделенным или национальным обществам европейскую модель государственности. Последняя не могла решить проблем межнациональных отношений и фактически явилась одной из побуждающих причин взорвавшейся впоследствии "попытки великого очищения".

Если национальная идентификация, столь явно проявившаяся в прошлом столетии, органически вписалась в современную европейскую цивилизацию (разумеется, путем беспримерных потерь и трагедий), то в Центральной Азии идет болезненный поиск оптимальных типов государственности для ее стран и народов.

Сегодня ясно одно: для этнически многообразных стран Центральной Азии, в том числе и Таджикистана, не может быть очищения от взаимного присутствия и проблем, несмотря на то, что это было заложено большевиками в 20-х годах.

Второй причиной неудавшейся "попытки великого очищения" является потенциал России.

Многие события, происходившие в Евразии, разворачивались согласно принципу: слабость провоцирует активность других.
Развал СССР, ослабление России вызвали активность многих антироссийских сил, стремившихся к ограничению ее влияния. Эти силы, исходившие от национальных образований, можно было бы назвать национально-освободительными, если не одно обстоятельство. Если вместо российского присутствия не возникнет присутствие других стран и международных сил. Ведь даже в соседнем Афганистане движение талибан возникло при содействии третьих стран.

Однако человечество разделено не только на различные страны, но и на мировые центры сил. В связи с этим следует сказать, что национальный и международный потенциал России далеко не исчерпан, даже принимая во внимание Чечню и сложные процессы в стране.

Как ни странно, в мобилизации внутренних сил России, СНГ и Таджикистана содействовали внешние факторы: сохранение НАТО, стремление его расшириться, затухающее сегодня движение Талибан. Другими словами, силовое давление на геополитическое пространство стран Содружества не только удерживает СНГ от развала, но и подталкивает страны к объединению, выдвигая вопросы интеграции. Несмотря на прекрасное фрондирование по отношению к СНГ и друг к другу.

Большинство стран СНГ обречены быть вместе и это определяется всем комплексом отношений мировых образований, цивилизаций и различных центров сил, которые не изменились коренным образом. Если смотреть на СНГ с юга и юго-запада, то в Центральной Азии на смену коммунизму пришли светские государства, если с запада – то Россия не стала до конца геополитическим партнером этих стран, если с юго-востока, то и здесь в отдаленной перспективе просматриваются проблемы, связанные с громадным демографическим перепадом на больших просторах.
Часть международных сил, окружающих СНГ, поступают в соответствии с принципом радикализма.

Радикализм, даже когда исчезли причины, породившие его и противостоявшие ему, все равно находит для продолжения своего существования оправдание и основание. Для этого используется метод отождествления. Для одних посткоммунизм отождествляется с коммунизмом, для других светская государственность приравнивается атеизму, и т.д.

Пока не будет изжит этот радикализм, до тех пор будут существовать силы, препятствующие стремлению других сил преодолеть разделенность мира, в том числе восточного.

Между тем, говоря о причинах "попытки великого очищения", на наш взгляд, следует обратиться и к следующему аспекту. Дело в том, что этот процесс связан с фундаментальным свойством человека сохранять и отстаивать свой облик перед угрозой его изменения.

По существу, это величайшее право человека, которое он постоянно отстаивает с древнейших времен. Происходит это в борьбе против другого не менее фундаментального свойства – стремления людей уподабливать себе других.

В пределах подлинной демократии человек имеет право воздействовать на других, осуществляя экспансию подобия. С другой стороны, он также обладает правом отвергать навязываемое ему чье-либо подобие – партийное, идеологическое, этнокультурное, модели чужих стран и т.д. Собственно эти два права развернуты сегодня в систему демократических прав человека.

Трагедии человека и общества часто были связаны с насильственным навязыванием другого образа жизни, мыслей, воли и др.

Парадокс заключается не в том, что определенные представители народов стремятся вернуть им "первоначальный" облик. Это известно как стремление к первоистокам, фундаментальным основам. Парадокс в том, что народы, насильно вовлеченные в новые процессы, со временем настолько изменяют формы жизни, что "реконструкция" их прежнего облика часто невозможна без кровопролития, бедствий и нарушения права на мирную жизнь и иных демократических прав.

В тех событиях, которые связаны с "попыткой великого очищения" не следует, на наш взгляд, упускать и следующую цепочку причин и следствий.
Перед угрозой всестороннего преобладания северных стран в экономике, военных отношениях, производстве, науке и технике, новой информационной революции исламский мир стремится сохранить свой облик. Происходит это путем различного рода модернизаций и революций, а также усиления его духовного фактора. Радикальные силы же пытаются расширить свое влияние в полном согласии с указанным выше принципом: слабость одних вызывает активность других. Этот принцип реализуется в различных пограничных зонах по периметру взаимодействия миров, цивилизаций и центров сил (Алжир, Таджикистан, нельзя исключать Узбекистан, сегодня Чечня и т.д.)

В этом, на наш взгляд, некоторые причины явления, условно нами названного "попыткой великого очищения", и внешнего нетаджикского характера межтаджикского конфликта.

Какие же выводы можно сделать на основе изложенных суждений?
1. Многообразные политические, этнические, духовно-политические, культурные явления в Таджикистане рельефно проявляют себя в жизни страны и их невозможно "уложить" в прокрустово ложе религиозно-политического или этнополитического единообразия путем "попыток великого очищения".

2. Экспансия подобия, осуществляемая через использование идей "чистоты" или "очищения" политическими средствами, неизбежно ведет к трагедии.

3. Процесс "очищения" должен идти ненасильственно (например, сегодня в Таджикистане мирно и без эксцессов происходит переименование городов, населенных пунктов, улиц и др.). Для этого необходимо вести такую политику, которая превращала бы этот процесс в естественный. При этом не следует упускать из вида очень важное обстоятельство: есть новые исторически возникшие влияния, от которых нельзя "очищаться", не нарушая мира и стабильности. Например, от российского военного присутствия в стране; недопустимо деление таджиков на "чистых" и "не чистых", что содержит угрозу фашизма на нашей почве и др. Таджики и так разделены, их немного и только узколобое глупое местничество пытается разделить таджиков еще раз.

4. В развитии страны следует идти, прежде всего, не путем "очищения", а выдвижением на первый план национальных интересов во внутренней и внешней политике. Это приведет к мирному эволюционному процессу "очищения", допустимому в пределах гуманизма и мирного процесса. При этом необходимо умело очерчивать круги допустимых "очищений" и недопустимых. Допустимы "очищения" от политики дисбаланса между таджикским языком и русским, унаследованного от прошлого. Необходимо развивать многоязычие, но максимум внимания уделять развитию государственного языка. Страна освободилась от госатеизма, который противоречил национально-духовному характеру населения. Во имя духовного возрождения, в том числе и религиозного, ни в коем случае не следует "очищаться" от такого наследия модернизации, имевшей место в ХХ столетии, как разделение государства и религии.

В заключение следует приветствовать политику мирного и эффективного продвижения к подлинной независимости Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова, который с риском для себя неуклонно проводит политику "национальной реконструкции" без фанатизма, укрепляя национальную безопасность Таджикистана.

"Народная газета" № 51 (19499) 22 декабря 2004 года

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1107700080


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх