С.Зайнабитдинов - Тайное общество "Акромия": плод творчества спецслужб и политологов 22:36 30.03.2005
Андижанское региональное общество защиты прав человека "Апелляция"
"АКРОМИЯ" – ТЕНДЕНЦИОЗНОЕ ТВОРЧЕСТВО СПЕЦСЛУЖБ И ПОЛИТОЛОГОВ
"…Не стоит огорчаться на людей, которые не могут найти верные сведения, и сами не зная, допускают ошибку, а надо лишь попытаться довести до них верные сведения. Ведь сегодняшняя окружающая нас с вами среда нуждается в правильных и верных сведениях…"
Эта цитата из книжки (не опубликованной) "Иймонга йул" (путь к вере) Акрамжона Юлдашева, уроженца г. Андижана, уже восьмой год томящегося в заключении с обвинением в создании в Ферганской долине исламской, религиозно – экстремистской организации "Акромия".
В действительности, А.Юлдашев, независимый исламовед, стал жертвой ложных и утрированных обвинений узбекских спецслужб. Поэтому статья о нем и об "Акромии" начата именно с этих слов самого политзаключенного.
В начале публике, уместно ознакомиться тем, что пишут об "Акромии", так называемые, политологи и эксперты:
В своем докладе "Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма?" (см. http://www.ca-c.org/journal-table-rus-1998-2001.shtml, Интернет – журнал "Центральная Азия и Кавказ" № 5-1999), востоковед, доктор исторических наук Бахтияр Бабаджанов пишет:
"…Есть смысл остановиться на одной из таких общин – "Акрамийа", которую основал в Андижане года три назад Юлдашев Акрам, по имени которого названа эта группа…
…Юлдашев, еще, будучи членом "Хизб ат-тахрир", пришел к выводу о том, что методы работы этой организации, разработанные в условиях арабских стран, непригодны для условий Ферганы. Об этом он писал в своей книге "Иймонга йул" (Путь к истинной вере), где изложил 12 уроков этого "Пути"…
…Деятельность своей группы Юлдашев представлял себе по следующей схеме:
1. Этап. "Сирли" (скрытый, подпольный) - подбор и воспитание будущих членов группы в особых кружках ("халка"), где они будут обучены упомянутым "первородным исламским ритуалам". Успешно завершивший этот этап неофит (мушриф) проходит особый "мистеризованный" обряд с клятвой на Коране в верности остальным "бурадарам" (братьям) и т.п.
2. Этап. "Моддий" ("материальный") - создание материальной базы общины усилиями всех ее членов. Неофиты устраиваются на работу в общественные производственные организации, где уже работают "братья", либо в основанные членами группы малые промышленные или сельскохозяйственные предприятия. 1/5 дохода каждый член группы выделяет в общую казну ("байт ал-мал").
3. Этап. "Ма"навий" ("духовный") - постоянные "духовные общения" со строго определенным (в целях конспирации) кругом братьев. Беседы и коллективные моления ведут наи"бы (заместители) главы местного органа.
4. Этап. "Узвий майдон" ("органическое вливание, соединение"). Предполагает фактическую "легализацию" общины во властных структурах путем "духовной вербовки" чиновников, либо путем внедрения туда своих людей. Этот этап считается весьма ответственным в процессе расширения и легализации статуса общины.
5. Этап. "Охират" - ("завершающий, конечный") на котором, по мнению "акрамистов", должна произойти "истинная исламизация" общества и "естественный переход" власти к лидерам группы.
…Некоторые отличия от "Хизб ат-тахрир" можно видеть и в организационной структуре "Акрамийа", основу которой составляет особая производственно-распределительная община (джама"а). В ее распоряжении были небольшие сельскохозяйственные предприятия, денежные средства и склады. Все это имущество и общественные средства ("байт ал-мал") распределялись в виде помощи для многодетных членов "братства", неофитам, а иногда просто "сочувствующим"…
…Общины "Акрамийа" зафиксированы в Андижанской области, Намангане, Коканде, и других областях Узбекистана, а также в Оше (Кыргызстан). В настоящее время деятельность "Акрамийа" в республике запрещена, ее лидер А. Юлдашев арестован и ему предъявлено обвинение "хранение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ" (статья 248 УК РУз)…" Конец цитат.
О пяти этапах захвата власти "акромистами" пишет и автор изданной 2000 году справочника о религиозных организациях "Ислам: направления, секты, течения", Зухриддин Хусниддинов (он, так же соавтор издающейся ныне Национальной Энциклопедии Узбекистана). Но, он уже значительно увеличивает дозу устрашения. В частности он пишет:
Представители этого религиозно-политического движения, возникшего приблизительно в 1997-1999 годах в Ферганской долине, верят только в Аллаха, и не поклоняются пророку. Они не признают ни какую государственную систему в мире. Они игнорируют всякие государственные законы, отрекаются от своих родителей, и подчиняются исключительно предводителям течения.
Основатель "Акромии", родившийся 1960 году в Андижане А.Юлдашев в 1992 году написал книгу "Иймонга йул", в которой подчеркивается, что конечной целью течения является захват власти и построение исламского государства, что для этого, А.Юлдашев, разработал программу из пяти этапов.
В первом этапе, называемом "Сирли" (Тайный), якобы, изучаются и привлекаются на свою сторону лица с религиозными взглядами, впечатлительные, доверчивые, имеющие ораторские и организаторские способности, недовольные жизнью.
Во втором этапе, называемом "Моддий" (Материальный), якобы, уделяется внимание на улучшение жизни новых членов течения, им помогают, устроится на прибыльные должности, а также обязывают их выделять одну пятую часть доходов на общие цели движения.
В третьем этапе, называемом "Маънавий" (Моральный), якобы, члены группы идейно перевоспитываются. Их знакомят с литературой экстремистским, террористским содержанием. Учат их путям захвата власти.
В четвертом этапе, называемом "Узвий майдон" (Органическая площадь), якобы, всесторонне подготовленные и верные своим лидерам члены движения, инфильтрируются в государственные и общественные организации для широкомасштабной деятельности.
В последнем, пятом этапе, называемом "Тунтариш" (Переворот), якобы, "акромисты" ведут деятельность на пути свержения конституционного строя, и установления своей власти.
В заключение своей ремарки об "Акромии", З.Хусниддинов в конец огорошивает люд честной, утверждая, что до построения истинного исламского государства, представители течения сегодня могут не соблюдать многие предписания Ислама. Например, необязательно молится, соблюдать уразу, совершать хадж. Разрешается курить, пить спиртные напитки, временно (на час или день) состоять в супружестве с другими женщинами.
Словоблудства Б.Бабаджанова и З.Хусниддинова в своей аранжировке преподносит публике и научный сотрудник ИИ им. Джоана Крока, стипендиат Эдмунда Маски в Нотрдамском университете Алишер Хамидов. В своей статье "В среднеазиатском движении "Хизб-ут Тахрир" наметился раскол" (см. www.eurasianet.org 23.10.2003), ссылаясь на мнение наблюдателей, типа Б.Бабаджанова, предостерегающем тоне, он прогнозирует отделении от "Хизб-ут Тахрир" более радикальных групп, и появлении новых террористических группировок наподобие "Аль-Каиды" и ИДУ, и пишет:
"…Что касается группировки "Акрамийя", то она была основана в 1996 г. Акрамом Юлдашевым, бывшим членом "Хизб ут-Тахрир" из Андижана, третьего по численности населения города Узбекистана. В памфлете "Иймонга йул" ("Путь к истинной вере") Юлдашев доказывал, что ненасильственные методы "Хизб ут-Тахрир" разрабатывались для арабских государств и непригодны в условиях Средней Азии. В отличие от "Хизб ут-Тахрир", Юлдашев считал, что исламская организация должна завоевывать власть на местном, а не общенациональном уровне…" Конец цитаты.
А, до этого в Интернет-журнале "Контекст", № 11, 2001 года, в статье "Проблеми радикального исламу в Центральний Азии: погляд з Украини", политолог Рустем Жангожа, об "Акромии" писал:
"…"Акромиди" – це союз религийних радикалив. Виник вин приблизно 1948 року в Ферганський долини – в Андижани и Намангани. Члени союзу визнають тильки Аллаха, видкидають державу будь якого типу, слухняно пидкоряються виключно своему лидерови (не матери, не батькови, не закону). Нинишний глава "Акромидив" - сорокаричний андижанець Акром Юлдашев…" Конец цитаты.
Вот уж действительно, каждый видит мир из своей колокольни! Попробуй понять, на основании конкретно чего, эти достопочтенные политологи делают такие выводы. Можно было бы посмеяться над всеми этими умозаключениями и только. Однако здесь речь не идет лишь об искажении действительности. Ведь, весь этот бред, в своих интересах использует, не отличающееся корректностью, и правоохранительная система Узбекистана. При этом последняя сторона об "Акромии" делает свои интерпретации не просто в аналитических статьях, а в нормативных актах, предписывающих людям многолетние тюремные заключения.
К примеру, сам А.Юлдашев первоначально, весной 1998 года был осужден на 2,5 года по статье 276 (хранение наркотиков) УК РУ. В конце декабря того же года, он был освобожден по амнистии.
Однако, через день после взрывов 16 февраля 1999 года в Ташкенте, он был вновь арестован, и в мае месяце осужден на 17 лет по статьям 155 (терроризм), 156 (возбуждение религиозной вражды), 159 (посягательство на конституционный строй), 161 (диверсия), 216 (создание незаконных организаций), 216-1 (завлечение в незаконные организации), 242 (организация преступного сообщества), 244-1 (распространение материалов против общественной безопасности) и вновь по 276 (хранение наркотиков) УК РУ.
В приговоре суда, проходившем в Андижанской тюрьме, пишется, что А.Юлдашев является одним из организаторов взрывов в Ташкенте 16 февраля, что он написал книгу с религиозно-экстремистским содержанием "Иймонга йул", что на идеях этой книги 1996 - 1997 годах он создал преступную организацию "Акромия", что он и его сообщники намеревались насильственно изменить государственный строй Узбекистана, физически устранить законно избранных и назначенных представителей власти, построить в Узбекистане, затем и во всем мире Халифат.
В приговоре так же, утверждается, что цели и идеи созданного А.Юлдашевым религиозного течения "Акромия" направлены не только против Узбекистана, но они противоречат и "Всеобщей Декларации Прав Человека" ООН.
Это, конечно, абсурд. Наоборот, против самого А.Юлдашева, Узбекистан, посредством своего уголовного законодательства, нарушил 3, 7, 8, 10, 11, 18, 19, 20, 27 статьи ВДПЧ ООН.
На ряду с А.Юлдашевым в 1998 – 1999 годах ложными и утрированными обвинениями были осуждены на различные сроки заключения еще 22 молодых людей. Из них двое, Джурахон Азимов в возрасте 34 лет и Хамдамжон Бобожонов в возрасте 29 лет, умерли от пыток в колониях. Остальные, в данное время находятся на свободе, кроме самого А.Юлдашева. Ему уже 4-й год все обещают освобождение по амнистии, но этого, по не известным причинам, все не происходит.
В настоящие дни в Андижане проходит судебный процесс над 23 "акрамистами". Арестованы еще 13 человек, и ведется следствие. По некоторым данным, в случае положительного для спецслужб исхода процесса 23-х, в самом Андижане, по принципу "домино", будут еще арестованы 120 человек, в Намангане, Фергане, Маргилане, Коканде и Ташкенте 100 человек.
Что бы ни создалось впечатление, будто данная статья пишется с целью выгораживания А.Юлдашева и его, якобы, имеющую экстремистские, террористские или какие-то другие деструктивные планы, так сказать, "Акромию", публике следует ознакомиться еще с некоторыми подробностями данного дела:
Действительно, в 1986 году А.Юлдашев вступил в "Хизб-ут Тахрир". В том же году начал изучать Коран и другие каноны Ислама. Однако, сразу же после вступления "Хизб-ут Тахрир" у него возникло желание выйти из него. По словам его супруги, Едгорой Юлдашевой, он быстро обнаружил, что в "Хизб-ут Тахрир" слова с делами сильно расходятся, и 1988 году он вышел из него.
В начале ему было трудно преодолеть сентиментальность перед эмиром "Хизб-ут Тахрир" в Узбекистане, Абдурашидом Касимовым, и он ни как не мог решиться выйти из этой партии. Однако именно сам А.Касимов, в нескольких случаях, проявив некорректность в полемике, предопределил столь быстрое отречение А.Юлдашева от "Хизб-ут Тахрир" и его лидера.
После выхода из "Хизб-ут Тахрир", А.Юлдашев самостоятельно продолжил изучать Ислам. В 1990 – 1992 годах написал, теперь уже знаменитую, свою книжку "Иймонга йул". Власти именуют ее книгой. Но, на самом деле, "Иймонга йул" А.Юлдашева – это всего лишь аналитический трактат о мышлении и логике в Исламе. Действительно, сочинение состоит из 12 частей. Объем его, в формате А4 составляет неполных 14 страниц. В стандартной брошюровке на 60х84/16, составляет 27 страниц. В 1992 году 23 копий были напечатаны на механической печатной машинке.
Примечательно то, что следователь, проводивший расследование по первому осуждению А.Юлдашева, после завершения следствия, вернул его супруге, изъятую при обыске одну из копий "Иймонга йул", и сказал, что в ней нет ни чего противозаконного, что ее нужно официально опубликовать. После освобождения А.Юлдашев пытался это сделать, но не успел. Всего полтора месяца он находился на свободе, до своего вторичного ареста и осуждения.
Действительно, в книжке нет ни единого слова о "Хизб-ут Тахрир". Нет ни каких слов, ни об арабских странах, ни о Фергане. Нет ни каких утверждений о пригодности или непригодности, каких либо методов. Нет здесь и ни каких 5 этапов захвата власти, о которых с существенными расхождениями пишут Б.Бабаджанов и З.Хусниддинов.
Кроме того, З.Хусниддинов и Рустем Жангожа пишут, что они ("акромисты"), якобы, не поклоняются пророку, отрекаются от своих родителей, и подчиняются исключительно предводителям течения. Однако А.Юлдашев в своей книжке десятки раз с глубокой почтительностью пишет о пророке Мухаммеде, как о посланнике Всевышнего и приводит в пример многочисленные хадисы пророка о семейных и дружественных отношениях.
В книжке так же речь идет о материальных и духовных ценностях. В этом плане А.Юлдашев, достаточно, профессионально разработал технологию достижения гармонии материальных и духовных потребностей человека. Поэтому, многие изучавшие эту книжку, в последствии успешно стали заниматься предпринимательской деятельностью.
Качество их продукции и их сервиса достиг столь высокого уровня, что в череде их потребителей на первом месте стоит сама элита региона. В подтверждение этому, можно привести в пример такие факты, как, то, что вся офисная и бытовая мебель нынешней андижанской мэрии сделана именно "акрамистами", что евроремонт особняка хакима (главы) области Саидали Бегалиева в Олтинкульском районе и отделочные работы его нового трехэтажного дома в Андижане (до ареста) выполняли тоже "акрамисты".
Есть у них и фонд взаимопомощи, который власти называют "байт-ул мол". Относительно этого фонда, в некоторой степени, прав Б.Бабаджанов пишущий: … Все это имущество и общественные средства ("байт ал-мал") распределялись в виде помощи для многодетных членов "братства", неофитам, а иногда просто "сочувствующим".
Однако он кривит душой, умалчивая и искажая об истинном предназначении этого фонда. В нынешних условиях Узбекистана, при коррумпированности всех ветвей власти, при отсутствии в банках нормальной кредитной системы и при перманентном решении проблем методом "хашара" (халявы), создание такого фонда, для частных предпринимателей, единственный способ выжить. В данном случае, фонд "акрамистов" является таковым, и он не выходит за рамки презумпции выживания, и не имеет ничего общего с фондом "Хизб-ут Тахрир", который обеспечивает безбедную жизнь его лидерам.
Впрочем, и сам Б.Бабаджанов признает то, что в этот фонд члены перечисляют 1/5 часть из своих личных доходов. Следовательно, кто вправе указывать им, поступать иначе? Тем более, кто вправе их наказывать за их собственные деньги? Следовало бы отдать им должное, за их организаторские и предпринимательские способности, которые привил им, как они сами с чувством благодарности признают, А.Юлдашев.
Действительно, А.Юлдашев всесторонний эрудит, в период 1992 – 1995 годов у себя дома в пригороде Андижана, в массиве Богишамол, не имея лицензии, проводил занятия, суть которых заключалась в разъяснении путей достижения через Ислам совершенства человеческой личности. При этом А.Юлдашев использовал свою книжку "Иймонга йул", как пособие.
Во время таких занятий в 1995 году А.Юлдашев и около 40 его учеников были арестованы. Их всех в тот же день, после разъяснительных бесед, освободили. По поводу тематики уроков, А.Юлдашеву особых претензий не предъявили. Но, для продолжения уроков, настоятельно рекомендовали получить лицензию.
Следующие 3 года А.Юлдашев, по словам его супруги, усердно "бегал" по кабинетам чиновников, с целью получения нужной лицензии. Однако этого он не смог добиться, хотя всегда успешно проходил все испытательные тесты.
Тем временем, Андижанское Управление СНБ последовательно создавало миф, который ныне мы именуем "Акромией". По всей видимости, периферийная ветвь СНБ хотела показать, что она тоже не дремлет, в столь ответственное время борьбы с религиозным экстремизмом и международным терроризмом. Но, пока, мы видим не более чем, топорную работу АУ СНБ на протяжении более 10 лет в этом направлении.
Может быть, руководство всесильной нашей СНБ, наконец, признает ошибки своих подчиненных и исправит их, прекратив уголовное преследование невинных людей, в данном случае, "акрамистов". Несомненно, это сделает больше чести СНБ и нашей стране, чем эти перманентные имитации.
"…Так если последствием вредного, логического рассуждения, является зло, то путем размышления человек достигает добро. Поэтому, он будет счастливо и спокойно жить только тогда, когда будет размышлять, а не логично рассуждать…".
И это тоже цитата из "Иймонга йул" А.Юлдашева. В принципе, смысл слов "размышлять" и "рассуждать" одинаков. Видимо, А.Юлдашев хочет сказать, что духовность и практичность, разные вещи. Прав он в этом или нет, можно полемизировать. Однако его, за его мысли, и тех, кто согласен или не согласен с его мыслями, сажать в тюрьмы, нельзя!
С уважением, Саиджахон Зайнабитдинов.
29. 03. 2005. Андижан. [saydhan@rol.uz], [HR-appeal@mail.ru]
P. S. Приношу извинения всем, кого называю "акромистами", а их круг "Акромией". Организации под названием "Акромия", не существует. Поэтому эти слова в статье все в кавычках. Полный текст книжки "Иймонга йул", изложен в статье на веб-сайте ЦентрАзия. Время и дата публикации 09:11, 25.08.2004.
|