С.Зайнабитдинов: В проблемах андижанских "акромистов" виноват... правозащитник? 13:54 17.04.2005
Андижанское региональное (неформальное) общество защиты прав человека "АПЕЛЛЯЦИЯ"
---------
ЖУРНАЛИСТЫ ОБВИНЯЮТ ПРАВОЗАЩИТНИКА В КЛЕВЕТЕ или ПРАВОЗАЩИТНИК - ВИНОВНИК В ПРОБЛЕМАХ "АКРОМИСТОВ" (Повествовательная статья).
Авторы статьи об "Акромии" опубликованной 2.04.2005 в газете "Андижаннома" Фарохиддин Отаугыл и Мухаммад Шерхон 11.04.2005 подали заявление прокурору города Андижана с обвинением меня в клевете.
"... Ложь, искажение правды, клевета не только наказуемы современными светскими законами, но и осуждаются священным Кораном..."
Эти слова из статьи "Клевета" М.Шерхона, написанной им в 2003 году в ответ на статью в IWPR о мусульманах Узбекистана (см. Fergana.ru 22.08.2003)
Я не спроста привел цитату из статьи самого г-на М.Шерхона, и хочу заявить, что в этом я с ним, абсолютно согласен.
В своих публикациях, почтенный М.Шерхон, унижая чувства тех, о ком пишет, возбуждая против них вражду у читателей, очень любит использовать народные пословицы и поговорки.
В этом плане ему и его коллеге Ф.Отаугылу (фамилия которого, как выяснилось Исхаков) очень уместно сказать узбекскую народную пословицу: "Пичокни аввал узинга ур, огримаса бировга ур" - ударь ножом сперва себя, если не будет больно, ударь другого.
В своем заявлении прокурору они требуют, возбудить против меня уголовное дело по ст.139 (клевета) УК РУ. По их мнению, в своей статье "Двум журналистам грозит до 10 лет заключения за клевету на "акрамистов" (см. новостные веб-сайты 8-9.04.2005), я исказил смысл их статьи, нанес ущерб их достоинству. Они, оказывается, всего лишь выражали свое мнение об "Акромии". Им страшно не понравилось, что их статья мной названа угоднической, клеветнической и подстрекательской. Они все это интерпретируют, как будто их я называю подхалимами, клеветниками и подстрекателями. Я такого не писал, но если они сами так считают, пусть так и будет.
Но все же здесь я должен признать свою одну неточность. По ст. 139 (клевета) УК РУ предусматривается максимальное наказание до трех лет лишения свободы, а пунктом "д" 2-ой части, статьи 156, за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды по предварительному сговору или группой лиц - наказываются лишением свободы от 5 до 10 лет.
Поэтому, свою статью мне следовало назвать "Двум журналистам грозит до 10 лет заключения за клевету и возбуждения религиозной вражды против "акромистов". Так, что крючкотворным журналистам, Ф.Отаугылу и М.Шерхону, мои извинения за эту свою неточность.
Однако, если господа Ф.Отаугыл и М.Шерхон в дни, когда в городе проходит судебный процесс над 23-мя гражданами с обвинением в членстве в пресловутой "Акромие", выражали свое мнение о них, что же тогда я сделал, написав статью о их статье и о заявлении написанное против них родителями обвиняемых? Получается, что Ф.Отаугыл и М.Шерхон вправе выражать свое мнение, а другие нет!
В этой же газете 26 мая 2001 года была опубликована другая статья М.Шерхона под заголовком "ЛИХОРАДКА или змея за пазухой". В ней М.Шерхон пишет про "Хизб-ут Тахрир", и сравнивает хибутовцев с ядовитыми змеями. Может быть, по этому в пенитенциарных учреждениях РУ их, больше чем других истязают пытками, заражают болезнями, убывают кипятком и т.д.?
Ведь по существу всем лицам, преследуемым по религиозным мотивам (в том числе и "акромистам"), в подавляющем большинстве случаев, необоснованно инкриминируется и 156 статья. Получается, что верующие люди за все статьи, которые им правовики всеми правдами и неправдами "лепят" изо дня в день, должны отвечать, а журналисты-апологеты за очевидные свои противозаконные публикации, не должны отвечать? Видите ли, они выражают свое мнение!
Однако если Ф.Отаугыл и М.Шерхон выражали свое мнение об "Акромии", то почему они не написали об их ниже следующих "преступлениях"?
"Акромисты", сидящие сегодня на скамье подсудимых, по имеющимся документам, в период 2001 - 2005 годов оказали "преступную" благотворительную помощь:
Малообеспеченным семьям махали Богишамол, на 240.000 сумов; Школе - интернату No 4 для детей инвалидов в Ходжиабадском районе, на 3.225.000 сумов; Школе - интернату No 31 для детей сирот в Пахтаабадском районе, на 6.356.000 сумов; Детскому саду No 1 Андижанского районо, на 230.000 сумов; Детскому саду No 52 Андижанского гороно, на 1.025.000 сумов; Детским лагерям отдыха Андижанского облоно, на 430.000 сумов; Детскому саду машиностроительного завода, на 440.000 сумов; Работнице отделения No 244 Народного банка, матери одиночке 3 детей, на 145.000 сумов; Андижанскому городскому хокимияту, на 3.000.000 сумов; Детям инвалидам Навоийской области, на 310.000 сумов.
Всего на 15.401.000 сумов (около 15.000 долларов). Для людей развитых стран, это сумма не очень внушительная. Но для 99 процентов граждан Узбекистана это то же самое, что и 15 млн. долларов для американцев или европейцев. Поэтому, будь у Ф.Отаугыла и М.Шерхона журналистская культура повыше, они должны были констатировать и эти "деяния" "акромистов".
Но видимо, им таких данных не дало, заказавшее их статью Андижанское Управление Службы Национальной Безопасности (АУ СНБ). Однако эту проблему, журналисты, легко могли решить, обратившись к родственникам подсудимых. Кроме того, Ф.Отаугыл сам оказывается двоюродный брат самого лидера "акромистов" Акрама Юлдашева, отбывающего 17 летнее заключение. По всей видимости, слава (пусть даже политзаключенного) своего сородича, вызывает у Ф.Отаугыла мучительную изжогу, что он так и старается его обесславить. Аллах ему и М.Шерхону в этом судья.
Однако хочу однозначно заявить, их статья, о которой идет речь, полярно противоречит всем принципам правового государства. Их статья деспотическая, клеветническая и подстрекательская! В ней нет ничего общего с идеологической полемикой. Это самая настоящая травля!
Если это не так, что мешает журналистам принести свои извинения родителям подсудимых?
Те в свою очередь готовы забрать свое заявление после извинений авторов. Но Ф.Отаугыл и М.Шерхон не могут по своей воле этого сделать. Ведь основная цель публикации, это своеобразное благословение властей на вынесение обвинительного приговора "акромистам", а извинение авторов, вынудит судий оправдать их ("акромистов"). Поэтому Ф.Отаугыл и М.Шерхон связаны по рукам и ногам.
Кроме того, если Ф.Отаугыл и М.Шерхон просто выражали бы свое мнение, и не согласны с моим мнением об их статье, они могли бы написать на мою статью опровержение с подробными своими комментариями, или хотя бы подать в суд на меня. В отличие от них, родственники подсудимых пытались в начале подать в суд исковое заявление с требованием принесения газетой и журналистами извинений. Но в суде не принимали их заявление только по той причине, что заявления принимаются в приемный день, по понедельникам. А, почтенные Ф.Отаугыл и М.Шерхон, именно в понедельник, 11 апреля пошли не в суд, а прямо в прокуратуру.
Это типичное проявление авторитарной системы, где в порядке вещей случаи, когда посредством обхода или игнорирования установленных законом правил и порядков, наказываются не те, кто совершают правонарушения, а те, кто говорят об этих правонарушениях.
Однако вселяет надежду то, что в настоящее время все же наблюдаются некоторые позитивные изменения в системе узбекского правосудия, которые, к сожалению, заметны, в основном, для аналитиков, а для большинства населения эти изменения остаются все еще латентными. Возможно, я в этом неправ.
Но вся суть дела сейчас в том, что главные "авторы", сегодняшних запутанных сюжетов вокруг пресловутой "Акромии", группа офицеров АУ СНБ, очень и очень не желают нести ответственность за свои ошибки.
Особенно старается зам. начальника АУ СНБ, Туйчибой Тургунов, который и крутит все эти интриги. Самое интересное то, что г-н Т.Тургунов пытается (конечно, через своих подчиненных) внушить родственникам "акромистов", что виновником всех их проблем является... Саиджахон Зайнабитдинов. Видите ли, он, т.е. С.Зайнабитдинов - провокатор, подстрекатель и враг государства. От него нужно держаться подальше.
Ну да, я создал миф об "Акромии", я их арестовываю, я их пытаю, я их осуждаю, я на них организовываю травлю и т.д. и т.п. Теперь я остановил на, не известно, какое время, судебный процесс, и нарушаю право подсудимых на беспристрастное судебное разбирательство их дела в разумные сроки.
Г-н Т.Тургунов, я все понял. Я Вам обещаю, теперь близко не подойду к зданию суда в период данного процесса. Пожалуйста, продолжайте процесс!
С уважением, Саиджахон Зайнабитдинов, председатель АРНОЗПЧ "Апелляция".
16.04.2005.
710027 РУ, г. Андижан, ул. Чуама 19. Тел. (998-742) 22 -20-95 saydhan@rol.uz HR-appeal@mail.ru
|