А.Сарбонов: "Каримовщина" - "макиавеллизм" в восточном варианте 13:25 21.05.2005
"Каримовщина" - "макиавеллизм" в восточном варианте
"Власть делается из ружья" Мао Цзе-дун
Алишер САРБОНОВ, независимый журналист
Все развитие человеческого общества идет в соответствии с двумя принципиальными концепциями, выдвинутыми и детально разработанными еще древнегреческими философами и политическими деятелями прежде всего Платоном и Периклом.
Перикл провозглашал возможность и право всех членов общества судить о политике, несмотря на то, что ее способны инициировать и проводить лишь отдельные личности.
Платон, напротив, высшим принципом общества утверждал беспрекословное подчинение всех его членов в большом и малом одному лидеру. Он писал: "Следует просыпаться, передвигаться, мыться или принимать пищу только если скажут, что так следует поступать. Словом, он (рядовой член общества) должен приучить свою душу, посредством длительной выработки привычки, никогда не мечтать о возможности поступать самостоятельно и быть абсолютно не способным делать это".
Если бы существовали курсы по подготовке диктаторов и тиранов, то настольными книгами учащихся стали бы труды Платона и Николо Макиавелли, последний оставил после себя термин "макиавеллизм" - означающий крайнюю степень политической беспринципности.
Н. Макиавелли советовал тиранам, что необходимо им делать, когда они придут к власти:
- "Необходимо сразу же расправиться как с противниками, так и с наиболее авторитетными сторонниками, устранив, таким образом, всякую возможность узурпации власти." На практике И. Каримов после прихода к власти убирает своего соперника М. Миркасымова с поста Председателя Совета Министров Узбекской ССР, не потому что, последний придерживался демократических вглядов, нет, он был таким же "верным ленинцем", что и Первый секретарь ЦК КП Узбекистана. Неприязнь была чисто физического плана, а не идеологического. Через несколько лет И. Каримов убирает уже своего соратника - Вице Президента Ш. Мирсаидова, опять же не по идеологическим соображениям, а из-за ревности к своему президентскому креслу.
- "Награды следует раздавать время от времени, чтобы они воспринимались с большей благодарностью, поступать со своим приближенными следует так, чтобы никакие события, счастливые или несчастные, не принуждали их менять свое поведение". Не для кого не секрет, что методы общения И. Каримова со своим министрами мало отличаются от выходок сапожников царских времен - нецензурная брань, метание настольных предметов на головы подвернувшихся под горячую руку "хозяина" и т.д. И окружение терпело, терпит и будет терпеть любое унижение, лишь бы не отлучили от кормушки.
- "В отношениях с армией не следует особо беспокоиться о свей репутации жестокого человека, ибо без такой репутации ни одна армия не сможет быть единой и дисциплинированной". Последние события в андижанской области убеждают нас, что И. Каримов в этом преуспел и комментарии здесь излишни.
- "Тирану следует знать повадки диких зверей - лисы и льва. Ибо лев беcпомощен против ловушек охотников, а лиса беззащитна против волков. А потому ему следует уметь быть лисой, что распознавать ловушки, и львом, чтобы нагонять страх на волков. О повадках И. Каримова лучше и не скажешь.
Но видимо И. Каримов не обращался к трудам Н. Макиавелли иначе, чем объяснить, что в других случаях он абсолютно не придерживается советов "учителя тиранов":
- "Вокруг себя следует собирать компетентных и лояльных людей, ибо общество признает тирана мудрым, если его окружение отвечает этим качествам, но отношение окажется противоположным, если его подчиненные беспомощны и невежественны". Одного взгляда на деятельность Кабинета Министров, хокимов всех уровней достаточно, чтобы понять, почему у нас все так быстро развалилось, все что создавалось годами и невероятным трудом нескольких поколений.
- "Тиран должен проявить жестокость лишь однажды, чтобы люди смогли забыть вкус горечи и обиды". Проявление жестокости И. Каримовым стало ежедневной нормой, и оно только усиливает в народе горечь боли и обиды.
-"Тирану следует управлять так, чтобы из двух чувств . любви и страха . сильнее был бы страх. Однако необходимо соблюдать некое равновесие, т.е. оставаясь нелюбимым, не вызывать ненависти, а тиран всегда может избежать ненависти, если не будет посягать на имущество своих граждан и на их жен". А теперь вспомним, сколько товаров было отнято у граждан, после выхода пресловутого Постановления КМ за №154, на десятки и десятки миллиардов сумов. Посмотрите, сколько узбекских женщин толкутся на мардикорских рынках, готовые выполнять любую тяжелую физическую работу. Сколько наших женщин вынуждены торговать телами на просторах своей Родины, а также в ближнем и дальнем зарубежье.
- "Тирану следует поощрять таланты, воодушевлять способных, чествовать тех, кто достиг успеха в своей области. Ему следует быть готовым наградить того, кто совершенствует свое мастерство и не следует отрывать таких людей от дела, в котором они преуспели, или не отпугивать их от новых начинаний высокими налогами". В Узбекистане чествуют только тех, кто преуспел в лобызании того место Каримова, что у всех находится ниже спины, кто совершенствует свое ремесло, которое заключается в слагании былин в честь "отца нации" (отахона). Яркий пример тому - А. Орипов, при коммунистах был большой любитель выпить, а сейчас . большой профессионал, при коммунистах написал поэму о Ленине, а сейчас утопил всех коммунистов в фонтане словоблудия.
Диктатор, как его представлял Н. Макиавелли, в сравнении с И. Каримовым, социал- демократ и слюнтяй. Забыв, что за окнами ХХ! век, он повторяет старые трюки средневековья. Тиран, диктатор и кровавый палач своего народа И. Каримов, прикрываясь громкими лозунгами защиты национальных интересов, борьбой с "исламским" терроризмом, на деле осуществляет губительную для всего народа доктрину, подчиняя всех и каждого интересам и целям своей семьи и своего клана. Как показывают высказывания отдельных российских политиков (Жириновский, Леонтьев и пр.), "андижанская полька" в исполнении И. Каримова им очень понравилась и они просят исполнить ее на "бис". Россия в который раз упустила свой шанс показать всему миру свою приверженность демократии.
|