С.Ферлейгер: Могут ли евреи спокойно спать в Узбекистане? 10:27 30.05.2005
Могут ли спокойно спать евреи в Узбекистане?
Сергей Ферлейгер, Израил ferleyger@rambler.ru
Пятница 13 мая 2005 года. В своем кровавом обличии для меня этот день начался с телефонного звонка раздавшегося в 04.00 часов. Звонил один из активистов общины евреев, проживающих в городе Андижане. После короткого приветствия, прерывающимся от волнения голосом, он произнес: "В городе примерно в три с половиной часа ночи началось что-то невероятное". На мой вопрос – что именно, произошло, коротко ответил "Слышны автоматные выстрелы".
К утру, обзвонив в Ташкенте тех, кто мог бы прокомментировать происходящее, выяснил – в городе Андижане в ночь на 13 мая в 00.20 часов группа вооруженных лиц совершила нападение на дежурную часть батальона патрульно-постовой службы УВД Андижанской области, воинскую часть и учреждение по исполнению наказания. Боевики выпустили несколько сотен заключенных и подследственных.
Еще через час от ташкентских друзей поступило уточнение: "Нападавшие боевики были вооружены и обучены ведению боевых действий в городских условиях. Ими захвачено несколько сотен единиц огнестрельного оружия. Со стороны обороняющихся милиционеров и военнослужащих есть убитые и раненные. В ходе передвижения боевиков по улицам ночного города застрелены несколько гражданских лиц, случайно оказавшихся на их пути. Боевики взяли в заложники одного военнослужащего". Через несколько часов, они его убили.
Официальное сообщение властей о ночных событиях в городе Андижане прозвучало в телевизионном блоке новостей узбекистанского телевидения в тот же день 13 мая в 11.45 часов. Через несколько часов, точнее в 15.00 часов 14 мая, происходящее в Андижане, для узбекистанской и международной общественности прокомментировал Президент Республики И.Каримов на пресс-конференции, созванной для представителей дипмиссий, иностранных и местных СМИ.
17 мая в официальной печатной и электронной прессе был опубликован текст заявлений и комментариев Президента, высказанных им на пресс-конференции 14 мая. В тот же день соответствующими ведомствами республики было объявлено о проведении брифинга с выступлением Генерального прокурора Республики Узбекистан Р.Кадырова.
Брифинг начался в 17.00 часов. Представителям дипломатических миссий, неправительственных международных организаций и средств массовой информации, как зарубежных, так и отечественных были изложены хронология и факты по событиям, происшедшими в городе Андижане. Полной неожиданностью для всех без исключения присутствующих на брифинге стало появление в зале Президента Республики Ислама Каримова.
Не буду пересказывать содержание ответов Президента Республики на вопросы, заданные ему журналистами. Ответы Президента неоднократно транслировались в записи по всем каналам узбекистанского телевидения, и публиковались в печатных и электронных СМИ республики.
Не буду комментировать и восприятие присутствующими в зале всего высказанного им. Не буду потому, что уровень высказанного присутствующие в конце брифинга оценили аплодисментами. Перед ними предстал не просто политик, отстаивающий честь, достоинство и интересы государства Узбекистан, его граждан в независимости от их вероисповедания, но и человек, мужественно призывающий присутствующих задавать себе вопросы. При этом знающий, что в вопросы будут заложены подтексты и намеки. Не важно какие: острые справедливые или витиевато камуфлирующие не столько ехидство, сколько растерянность.
Почему мной упомянута возникшая в зале растерянность. Она витала и ее не почувствовать было нельзя. С первых утренних часов пятницы 13 мая 2005 года информация о событиях, происходящих в городе Андижане, минуя все мыслимые и не мыслимые барьеры и расстояния, стала разлетаться по мировым информационным агентствам. Последовала их мгновенная реакция.
В основу новостных блоков некоторых западных СМИ закладывалась информация, поставляемая "очевидцами с мест событий". В поступающей от них информации была одна особенность – их первые почасовые комментарии отвлекали внимание информационной аудитории от фактов, изложенных 13 мая официозом Узбекистана: • боевики были хорошо вооружены, и психологически подготовлены легко убивая людей на улицах города, не зависимо от того, кто встречался на их пути – военнослужащие, милиционеры, или мирные граждане; • боевики захватывали заложников, и, прикрывшись щитом из женщин и детей, засели в здании областного хакимията; • боевики в своем большинстве принадлежали к секте "Акромия", отличаясь от хизбуттахрировцев только тем, что листовочную пропаганду заменили мощной устной пропагандой, призывающей к халифатовской государственности.
Этот ряд очевидных фактов, замененных "очевидцами" на "миражи", можно продолжить, но стоит ли. Ведь известно - Узбекистан систематически подвергается информационно-психологическим атакам, рассчитанным на дезориентацию, как международного общественного сознания, так и дестабилизацию общественного спокойствия внутри республики.
Дезинформация осуществлялась в три этапа: • за несколько недель до начала террористических актов, или иных вооруженных проявлений боевиков, представляющих исламистские группировки; • в течение всего времени проводимых боевиками вооруженных операций; • в период пресечения действий боевиков и начала предварительного следствия, проводимого правоохранительными органами.
Евреи, проживающие в Андижане, в те трагические для узбекистанцев дни не пострадали. К слову сказать, не было отмечено и актов вандализма и осквернения могил на еврейском кладбище, погромов Синагоги, здания и помещений Еврейского культурного центра.
И это не произошло не оттого, что их пощадили.
Излишне не драматизируя положение андижанских евреев в те кровавые дни, все же, стоит понять, что они испытали, зная, что из себя представляет идеология радикалистских исламистов и какую роль в ней отводится "детям Моисея". Достаточно познакомиться с листовками, которые в течение нескольких лет распространялись исламистами в Центральной Азии или просто прочитать их периодические издания, выпускаемые в печатной версии в странах Западной Европы и США.
Многое из происходящего в те кровавые дни на улицах города, некоторые из андижанских евреев видели из окон своих домов и квартир. Не трудно понять их беспокойство еще и потому, что ниже приведенные факты все же не могут остаться без вопросов. И обращены эти вопросы к некоторым западноевропейским и американским политикам, прикрывающим собственную политическую потребу ретушированием боевиков. Именуя их, к примеру "повстанцами", они по сути затушевывают убедительные факты из Андижана, достойные других определений и характеристик.
Уже, после того как в Андижане наступило спокойствие, 19 мая зазвучали рассказы очевидцев о том, что боевики, их родственники и единомышленники 13 мая осуществляли подворный обход, используя различные методы воздействия. В одних случаях в устной, в других в насильственной форме угрожая расправой, заставляли население выходить на митинг к зданию хакимията. Есть факты убийства отказывающихся следовать приказам боевиков.
По пути следования боевиков к зданию областной мэрии они останавливали проезжавшие автомашины мирных граждан, убивали водителей и поджигали автомобили. Трупы убитых свозились к зданию областной мэрии и выдавались за жертвы погибших от пуль правоохранительных структур.
После 17.00 часов 13 мая у здания собралась группа людей из числа вооруженных бандитов и их родственников, среди которых было много женщин и детей. Через короткое время на место стали прибывать родственники тех, кого обманным путем бандиты завлекали и забирали в заложники. Между мирным населением и боевиками стали возникать разногласия.
Со слов тридцати двух летнего этнического узбека, жителя Андижана, трое его соседей, проживающих в так называемом "Старом городе" (имена не раскрываются по просьбе самого рассказчика), по указанию одного из лидеров вооруженной группы в ночь с 12 на 13 мая не прекращали скрытое наблюдение за блокпостами объектов, вплоть до их вооруженного захвата. Есть информация и о том, что боевики в ходе подготовки собирали сведения в отношении сотрудников правоохранительных органов и министерства обороны, ответственных за организацию охраны объектов.
13 мая многие из заключенных выпущенных боевиками из тюрьмы города Андижана звонили в органы внутренних дел, объясняя, что их освободили насильно и интересовались - куда и к кому им прийти с повинной. К настоящему времени более 400 заключенных без понукания и принуждения вернулись в тюрьму.
Конечно, оснований к панике у евреев, проживающих в Узбекистане, нет. Но это сегодня. И только при условии сохранения за регионом статуса толерантного и веротерпимого светского государства. Способного противостоять политической и религиозной дезориентации мусульман Узбекистана. Делают это исламисты с помощью листовок, состряпанных в Лондоне. И пишут их тексты не кустари борзописцы, а профессиональные комбинаторы-идеологи Хизб ут-Тахрир.
Обращаясь ко всем евреям земного шара, призываю их не оставаться безучастными наблюдателями нависшей угрозы террора в Центральной Азии, где до сих пор проживает большая диаспора наших представителей.
|