"Агым" - Президентом Киргизии должен быть Кулов!.. Или Путин? 01:01 02.06.2005
СТОЛИЧНЫЙ РЕЙТИНГ
Президентом должен быть Кулов!.. Или Путин?
Бермет БУКАШЕВА, Джумагуль ЭСЕНАЛИЕВА bermetbukasheva@hotmail.com
60 процентов жителей Бишкека поддерживают мартовскую революцию, а 65 хотели бы видеть президентом Феликса Кулова.
Таковы результаты совместного исследования редакции газеты "Лица" и студентов бишкекского колледжа "Лондон-Бишкек", изучающих PR в журналистике.
Проведенное исследование претендует на высокую степень точности, так как количественно и качественно соответствует требованиям социологической науки. В результате широкого опроса (1000 человек) жителей столицы разного пола, возраста, национальной принадлежности, социального уровня, включая населяющих сегодня Бишкек мигрантов из различных регионов страны, была выявлена следующая картина.
К сожалению, доля Курманбека Бакиева в симпатиях бишкекчан занимает лишь 19,4 процента. Возможно, это не должно серьезно удручать и.о. президента, так как настроения столицы не являются общереспубликанскими показателями.
Третье место в рейтинге предпочтительных политиков Бишкек отдает Данияру Усенову. Его хотят видеть президентом 5,5 % столичного электората, причем 50% из них составляют представители некоренной национальной принадлежности - русские и другие нацменьшинства. Что касается Феликса Кулова, которого принято причислять к любимцам русскоязычных граждан, опрос дал неожиданный результат. В его электорате (67%) они составляют лишь 37 процентов. Тогда как у Курманбека Бакиева доля русскоязычных поклонников на 5 процентов выше – 42%. На четвертом месте рейтинга – Алмазбек Атамбаев. Его желают видеть президентом около 5 процентов граждан. Примерно по одному проценту у Адахана Мадумарова, Женишбека Назаралиева и Омурбека Текебаева. Этих четырех политиков: Атамбаева, Мадумарова, Назаралиева и Текебаева предпочли в опросе только кыргызы. При этом поклонниками доктора-нарколога являются только русскоговорящие студенты-кыргызы.
Социсследование дало любопытную картину и в настроениях граждан по отношению к своему бывшему президенту. Даже те из них, кто не в восторге от событий 24 марта, считают, что в этот день, сбежав из страны, Аскар Акаев совершил измену Родине. Таковых среди бишкекчан 75 процентов, в то время как саму революцию приветствуют лишь 60 процентов.
Покинув государство в ответственный момент и самоустранившись от решения проблемы, Акаев потерял и те незначительные симпатии в столице, которые у него оставались до 24 марта.
22% считают бегство Акаева не изменой, а просто трусостью и безответственностью, и 3% оправдывают вылет ААА из Кыргызстана тем, что он вынужден был пойти на это, так как в противном случае его бы растерзали.
45,2 % граждан считают, что Акаева надо судить, 29% приветствуют, что его отправили в отставку с миром, 20 процентов предпочли бы импичмент и 4% бишкекчан хотели бы, чтобы первого президента оставили в покое, предварительно конфисковав то, что он имеет помимо декларации. Порядка одного процента считает, что с человеком, который так много сделал для страны, поступают слишком жестоко.
К членам его семьи у жителей столицы претензий меньше. 38 процентов считают, что судить нужно и их тоже, и непременно с конфискацией имущества. 47,6 % не хотят суда над ними, а предлагают ограничиться лишь конфискацией нетрудовых доходов. 9 процентов граждан предпочитают, чтобы жену и детей Акаева просто оставили в покое.
Такое же число жителей столицы, какое приветствует революцию, то есть 60 процентов, верят, что мародерство в этот день было организовано сторонниками Акаева. Четверть из этих 60-ти процентов добавляет, что продолжил мародерство обнищавший народ. А 15 процентов бишкекчан думает, что мародерствовал только голодный народ. Почто столько же - 15,5% – считают, что беспредел устроили революционные массы и 3,5 процента горожан убеждены, что организаторами погромов не были не акаевцы и не революционеры, а провокаторы и криминальные структуры.
А теперь от цифр к эмоциям. У тех, кто считает побег Акаева преступлением - изменой Родине, доводы в основном следующие.
"То, что Акаев покинул страну, равно тому, что капитан бросил корабль, оставив людей на погибель".
"Он обязан был сделать все, чтобы предотвратить случившееся 24 марта".
"Он струсил, а это равносильно измене, потому что президент, преданный отчизне и народу, должен умереть на своем посту".
"Он должен был пойти на мирные переговоры со своим народом. Настоящий президент вышел бы к народу".
"Главнокомандующий оставил свой пост, народ и бежал".
"Он вор – если бы он не сбежал, то погромов бы не было".
"Ему не хватило мужества сказать народу: простите!"
"Во всем виноват только он, он довел людей за 14 лет до этого состояния. Он заварил кашу, а нам расхлебывать?!"
"Его преступление в том, что он не передал власть до 24 марта".
"Он должен был не бежать, а сразу, 24 марта, уйти в отставку, либо решать возникшие проблемы заранее, а не сидеть сложа руки".
"Его измена произошла задолго до 24 марта".
"Он нарушил клятву, присягу, которую давал перед своим народом".
Те, кто не считают побег Акаева преступлением, говорят, в основном, что он проявил трусость и безответственность. Другие оправдывают экс-президента, считая, что иного выхода сохранить жизнь у него не было. Кроме того, особая категория граждан, не желающая судить Акаева, руководствует религиозным убеждением в том, что единственный судья президенту – Бог.
Сторонники Феликса Кулова в основном связывают его образ с надеждой на наведение порядка в стране и проявляют особую фанатичную привязанность к своему кумиру. Большинство из тех, кто надеется, что новая власть будет лучше прежней, связывают это напрямую только с фигурой Кулова.
28% бишкекчан не верят в то, что новая власть будет лучше прежней. "Вместо одного бия пришел другой бий, но более голодный", "Все они воры и будут набивать карманы", "У власти те же коррумпированные чиновники", "Мы не видим новых лиц", "Нет новых и четких программ улучшения жизни". Таковы мотивы пессимизма данной группы.
40% горожан надеются, что новая власть будет лучше и многие обосновывают надежду тем уроком для власти, который пережил Акаев. 2,4 процента населения столицы после событий 24 марта демонстрируют всплеск национализма по отношению к представителям титульной нации. Можно предположить, что реальная цифра таких настроений нацменьшинств еще выше, потому что это только то, что люди открыто демонстрируют при анкетировании. 2% жителей столицы говорят, что хотели бы видеть президентом Кыргызстана русского человека. Среди них есть даже такие, которые указывают, что им должен быть … Владимир Путин.
"Агым", 31 мая 2005 г.
|