Б.Мусаев - Возвращаясь к событиям в Андижане. Расплата за террор неминуема. Ч. 2-я 03:44 04.06.2005
Возвращаясь к событиям в Андижане: Расплата за террор неминуема
Часть 2-я
Бахадыр МУСАЕВ, социолог (Ташкент).
"все мерзостно, что вижу я вокруг…" (Шекспир).
"..не спасет нечестие нечестивого." (Екклесиаст.8: 8).
Сегодня, 3 июня 2005 года, пошел третий десяток дней и ночей, продолжающихся в Узбекистане проявлений лицедейства или шествия официально санкционированной лжи (в заявлениях политиков, общественных организаций, свидетельствах СМИ и т.д.) относительно произошедшего в Андижане, масштаба трагедии и ее виновников.
Фактически власть пытается подавить в человеке и обществе голос совести, создавая также с помощью других средств (например, путем обыгрывания в СМИ сюжетов о суверенитете узбекского народа, на темы социальных мифов типа: узбекская модель развития экономики, государство с великим будущим и прочей словесной шелухи) почву для коллективного самообмана.
К сожалению, как показывает многотысячный митинг в г. Джизаке, организованный 2 июня 2005 года хокимиатом области в поддержку президента И. Каримова, осуждения правозащитников и оппозиции, в стране еще (или уже) немало "идейных идиотов", голосующих за свою несвободу. Увы, названные образцы успешного использования административных ресурсов власти на организацию угодных власти форм активности масс, явление далеко не новое. Давно замечено психоаналитиками, что, как правило, по мере погружения общества в болото, постижения им неудач, оно в целях защиты и саморегуляции ищет и находит мнимых виновников неудач. В роли последних выступает образ врага. Об этом, в частности, свидетельствуют политические процессы 30 -50-х годов, минувшего столетия в СССР. Необходимость врага, вернее сказать, необходимость формирования образа врага, по замечанию швейцарского ученого, основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга, является огромным облегчением для совести. На самом деле, чем хуже дела в стране, тем более настоятельно нуждается она во врагах. На это указывают и наша новейшая политическая история периода независимости. Это демонстрируют и плакаты, упомянутых демонстрантов в г. Джизаке 2 июня с.г., на которых были написаны относительно оппозиции и правозащитников "Долой дъяволов!"
В практическом плане, лицедейство, ложь и еще раз ложь, выражается главным образом, в проводимой властями грандиозной пропагандисткой компании по созданию видимости обострения угрозы третьей силы, т.е. радикального ислама и необходимости последовательной, решительной борьбы против названной угрозы, а значит защиты национального суверенитета народа Узбекистана, обеспечения национальной безопасности.
Следует сказать, что ставка сделана на большую ложь, ибо в ней заинтересованы те, кто имеет очень большую власть.
С помощью ее, этой наглой и большой лжи, делается попытка увести людей от истины и самое главное, позволить уйти обладателям большой власти от ответственности, за содеянное зло.
Я имею в виду, конечно, кровавые события 13 мая в Андижане, которые, как постановил И. Каримов на пресс - конференции 14 мая в Ташкенте для представителей отечественных и зарубежных средств массовой информации, являются будто реализацией сценария, подготовленного загодя различными исламскими центрами не без иностранной материальной помощи. (см. об этом Каримов И. Никто не сможет свернуть нас с избранного пути// г. "Народное слово" 17 мая 2005 г.).
Хочу подчеркнуть, что речь идет, разумеется, об обмане, как испытанном орудии несправедливости и союзнике насилия.
Однако, есть неоспоримые факты, которые, выражаясь языком социологии, этнологии и этнографии, представляют реальное социальное измерение событий, то есть свидетельства непосредственных участников и наблюдателей. Именно они, таковые свидетельства, а не набор эпизодов, не версии произошедшего путем умозрительного приписывания "фактам" определенного смысла, вытекающего из заданной концепции пресловутого заговора и действий исламских центров на глобальном или региональном уровне при поддержке якобы западных спецслужб, дают нам веские основания утверждать следующее.
В Андижане случилось то, что должно было и случиться.
События произошли как неизбежное следствие сложившейся социально - экономической ситуации в стране, не свободы ее населения от страха и нужды.
Хронология и содержательная направленность митингующих на площади перед зданием областного руководства указывает на то, что здесь имело место стихийное проявление бунта людей против политики насилия, угнетения, и против лжи, обмана.
Собственно, почву для того, что произошло составили: бедность, безработица и отсутствие у людей на протяжении не одного года возможности минимальным образом удовлетворять свои фундаментальные жизненные потребности материального и духовного порядка.
Вот, только один человеческий документ, содержание которого, если бы с ним могли познакомиться узбекистанцы, рассеяло тьму подлостей и пропагандисткого вранья, изрекаемого подвластными режиму отечественными СМИ. Я говорю об известном письме, найденном журналистами 14 мая в здании хокимиата Андижанской области, где есть такие слова:
"Мы хотим быть свободными в вероисповедании, получать достойную зарплату за свой труд, согласно нашим способностям, свободно заниматься предпринимательством, чтобы никто не мешал …Чтобы высказать свою боль, мы пришли в хокимиат. Мы не пришли сюда со злыми намерениями. Мы пришли сюда, чтобы высказать свою боль и потребовать свои права. Вот, сейчас, в этом месте, все говорят о наболевшем, говорят о том, чтобы восстановили их права. Но где же представители хокимиата. Если они чисты и не совершали преступления, почему же они прячутся. Вот посмотрите, если мы все будем требовать свои права, никто не сможет закрыть нам рты. Горожане! Дорогие андижанцы! Давайте, будем требовать свои права! Пусть придет хоким области! Пусть придут представители президента! Пусть выслушают нашу боль! Нас сравнивают с баранами! С рыбами! Но мы же люди. Земляки, давайте в этом месте будем стоять и требовать свои права. Если мы будем вместе, никто ничего не сможет сделать. Мы - народ. Наши требования власть должна слышать. Если мы будем вместе, никто ничего не сможет сделать."
Я читаю эти строки поразительной силы и понимаю, что они кроме призыва к социальной солидарности, осознания необходимости единения каждого с целым, затрагивают такие проблемы, которые должны стать предметом их обсуждения на уровне всего общества и послужить развитию гражданского, национального самосознания народа.
Я читаю эти строки, найденного письма, обагренные кровью (быть может кровью их автора) и думаю: своей жизнью и смертью он показывает пример мужества, силы человеческого духа, не сломленного болью, горем, бедностью, унижением достоинства и учит не уповать на власть, а обьединяться, поддерживая самоуважение и веру в себя и себе подобных.
Я размышляю над этими словами неизвестного автора и почему - то на ум идут и те, кто 15 лет говорили о духовности, нравственности, о корнях, о боге и истории, народе и государстве и т.п., объявляли очередной год, то годом ребенка и матери, то годом милосердия, то годом здоровья… На поверку оказывается, что все это было лицемерием, преследующим цель пролонгировать (продлить) прежний коммунистический режим. Только раньше носители власти прикидывались коммунистами, а после провозглашения независимости - реформаторами, симулирующими строительство рыночной экономики и открытого гражданского общества.
События же в Андижане воочию показывают истинное лицо этой власти. И словно про политический режим Узбекистана (один к одному) записано в преамбуле Всеобщей Декларации Прав Человека, что его "пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества…".
Теперь маски сняты.
Всем сердцем и умом я в Андижане. ("Анда жоним"). Но, не могу не думать, помимо всего прочего, и о политическом руководстве России, к которым обратились в свое время демонстранты с просьбой оказать содействие им в качестве посредника между ними и властью, избежать кровопролития…
Ястребы из Москвы, сомнительные политики типа Жириновского и вторящие им аналитики - политологи, с восторгом встретили массовое избиение, произвол и кровавую расправу над узбекским народом, учиненную Каримовым и его кликой. Это еще раз подчеркивает тот факт, что официальная Москва поддерживает своих, некогда отобранных и выкормленных тем прежним Центром манкуртов.
В данной связи, пользуясь случаем, сознаюсь: я никогда не понимал, почему так оголтело выступают политики Латвии, Литвы, Эстонии против путинского режима?; Почему Грузия, Молдова и Украина отмежевывались и отмежевываются от России? Сегодня ясно, что если завтра на смену нынешнему режиму Узбекистана к власти придут новые политики и они дистанцируются от Кремля, то не надо будет искать внешних причин, например, в лице Вашингтона, Лондона и других.
Естественно, я здесь под "новыми политиками", не разумею категорию возможно новых негодяев, симулирующих своими политически безграмотными (если не сказать худшего) бесконечными заявлениями и обращениями крутую оппозиционную деятельность. Вот, к примеру, год назад, они режим власти объявляли в одном из своих заявлений фашиствующим, теперь же после Андижанских событий эту же самую власть персонифицированную в лице И. Каримова зовут к диалогу. Здесь не поймешь ни с какого бока, где искренность, а где момент провокации или темной игры? Зачастую, как наблюдаю, они дают невыполнимые обещания. Лично у меня, вызывает сомнение подлинность их существования как серьезных партий, хотя бы то, что они поднимают огромный шум вокруг своих персон и создают неким образом такие условия в виртуальном пространстве, где мелькают непрестанно, представляясь перед публикой в качестве единственных и настоящих оппозиционеров. Это будет беда, если вновь у руля власти окажутся авантюристы или типы, близко напоминающие классический персонаж под именем "сукин сын". Нередко от такой суеты всего лишь одного - двух лиц, выдающих себя и за движение и за партию и за политсовет и за коалицию, задаешься вопросом: "а был ли мальчик?"
Возвращаясь к событиям в Андижане и вопросу о неминуемости расплаты за террор, нельзя не помянуть снова и снова человека, который поставил памятник Тамерлану и стремится, чтобы средневековый властитель, который, покоряя очередной народ, оставлял после себя горы отрубленных человеческих голов, стал для узбекистанцев национальной идеей и символом самоидентификации.
Это я к тому, что названный знаменитый полководец - "потрясатель вселенной", отнюдь не придерживался, им же самим провозглашенного принципа: "Сила в справедливости". Данным обстоятельством я объясняю, что с точностью до наоборот поступал и поступает президент И. Каримов, как и его кумир, учитель Амир Тимур.
Впрочем, живем то мы в иные времена, когда в мире начинают брать верх, надо надеяться, нравственные нормы человечности, которые более всего заключены в Международных пактах о правах человека. Выявление же грубых и систематических нарушений, принявших в Узбекистане системный характер, выходит за пределы его компетентности, как отдельно взятой страны. Расследования такового рода нарушений дело союза государств, которые подписали эти пакты, и разумеется, Всеобщую Декларацию Прав Человека.
И последнее. Вместо заключения.
Перефразируя поэта: не все так мерзостно, что вижу я вокруг. Очень хочу верить: сейчас для узбекистанцев наступает такое время, когда не страх и не ложь продолжают побеждать, а появляется надежда, что минует все дурное, победит правда и справедливость. Поистине сказано: "…не спасет нечестие нечестивого".
Ташкент. Узбекистан. 3 июня 2005г.
|