Б.Мусаев - Истеъфо как национальная идея для Узбекистана. Часть 2-я 11:08 23.06.2005
Истеъфо как национальная идея. Часть 2-я.
Бахадыр МУСАЕВ, социолог (Ташкент).
Кем - то сказано: "Религия кончается там, где кончается человек". Справедливое и глубокое суждение. К подобному типу размышлений склоняюсь я после разговора с верующим стариком - узбеком. А его молитва с мольбой о том, чтобы Всевышний послал на землю Узбекистана "Истеъфо" - отставку, является, на мой взгляд, олицетворением неистребимости в народе идеи свободы как высшей ценности.
Как я слышал от своих источников информации, эта молитва об "Истеъфо" уже находит место, правда, пока в отдельных регионах (в Андижане, Ургенче, Джизаке, Оше). Вместе с тем, можно отметить: она (молитва) отражает, я бы сказал, состояние коллективной души народа, набирающего энергетику его устремления на освобождение от угнетающих и парализующих душу и тело страхов…
Хотя, если смотреть реально на природу вещей, следует признать: большинство узбекистанцев все еще испытывают страхи за свое настоящее и будущее в смысле условий экономического и социального существования, угроз личной безопасности.
Вот, например, достаточно напомнить, как дрожит рядовой человек города от страха потерять место работы, лишиться пусть и скудной зарплаты, мизерного пособия или пенсии, подвергнуться угрозе остракизма со стороны общинной бюрократии (совета старейшин махалли), руководимой и направляемой власть имущими…
Дехканам и того хуже. В одночасье местная власть может поставить его и членов его многочисленной семьи за малейшие признаки ослушания на грань катастрофы, отняв по своей прихоти арендуемые ими земли государства, перекрыть поступление воды на их собственные приусадебные участки.
Разумеется, речь не о принуждении людей подчиняться законам страны, а о элементарных проявлениях тирании. Не об этом ли свидетельствуют содержание и формы властвования в Узбекистане, которые на самых различных уровнях зачастую принимают крайние выражения дикости и неразумности, ибо они - носители власти, судя по их результатам в различных сферах жизни общества, стремятся сплошь и рядом утвердить свою силу, попирая закон и справедливость?
На протяжении, вот уже почти полутора десятка лет множилось число узбекистанцев, испытавших на себе эту политику насилия, поддерживаемую правительством с помощью страха и лжи.
Апогеем названного насилия и лжи, которые развращают природу человека, сеют кругом животный страх явилась бойня, устроенная властью в городе Андижане 13 мая 2005 г. с последующей их пропагандисткой кампанией по оправданию или равно скрытием факта преступления против человечности.
В известных теперь всему миру двух "андижанских" докладах, подготовленных независимо друг от друга, международными организациями Хьюман Райтс Вотч и Варшавского бюро ОБСЕ, на основании почти сотни интервью беженцев, данных ими сотрудникам названных организаций, выявлено с документальной точностью и в хронологической последовательности восстановлена картина того, каким образом с хладнокровной и методичной жестокостью власти Узбекистана, используя мощь специальных контртеррористических подразделений "Барс", "Скорпион" и других военных сил, буквально потопили в море крови митинг мирного населения.
Так, согласно свидетельствам беженцев - участников митинга на площади Бабур в Андижане 13 мая с.г., приводимых в числе других 44 показаний, зафиксированных в докладе ОБСЕ, есть фрагменты случившегося, от которых стынет от ужаса кровь в жилах.
Разнесся слух на площади: в Андижан прибыл президент И. Каримов. И воодушевленные этим сообщением люди стали кричать: Ура! К нам приехал Каримов. Он нас поймет. И в это время без предупреждения стали стрелять. Падали убитые наповал. Бежали женщины с детьми. Когда стихала стрельба, они вставали, поднимали руки, в которых размахивали белой материей, но по ним продолжали стрелять. Тех, кто еще давал признаки жизни, включая тех же самых женщин и детей, приканчивали всех без исключения прицельным снайперским огнем с крыш.
Сообщество людей мира не вправе прощать такое злодеяние, если оно считает себя цивилизованным, не потерявшим человеческое достоинство, готовым бороться за то, что делает человека человеком.
Не могу не думать об этих банально мной высказываемых, но вечных темах. Наверное (смею сказать без ложного пафоса), оттого и рефлексирую, что больно и обидно не за державу, а за свой забитый, многострадальный, мудрый и в то же время простодушный народ, который был и есть вечный труженик и всегда обездоленный, нищий.
Он (народ) как жил прежде, так и продолжает жить сегодня в непонятном ему и зыбком мире, полном угроз, многочисленных проявлений страха за настоящее и ближайшее будущее.
Однако факт появления в Узбекистане и в соседнем Кыргызстане людей, которые молятся за "Истеъфо", говорит о том, что нельзя представлять и держать нас за поголовное и покорное общество рабов.
По - видимому, "Истеъфо", перефразируя известное выражение о религии, это вздох угнетенной твари, у которого никто не в силах отнять право верить в Бога, молиться, ходить в мечеть, обращаться к Всевышнему
Названная молитва, и это главное, демонстрирует, что несмотря на созданные политической системой гнетущие условия жизни, ее сложности с тенденциями к несвободе, все же они не сломали человека вконец. Мы имеем перед собой, если подумать хорошо, начало освобождения от страхов, перехода от массового, глухого, забитого состояния духа к надеждам - будущего освобождения от цепей рабства.
На самом деле, рядовой человек в Узбекистане не имеет ни малейших шансов стать собственником, например, владельцем земли. В то же время на фоне такой данности, созданной, так называемым, государством - реформатором, человек осознает теперь: ему больше нечего страшиться, что он завтра упадет в бездну, ибо он уже на дне этого темного колодца.
В конце концов, у человека остается меньше страха упасть. Спрашивается: почему? Потому что он сегодня зацепился за "Истеъфо", думается, как за своеобразную народную философию - философию освобождения, откуда, по его разумению, пролегает прямой путь спасения от будущих свинцовых дождей и ураганов.
Мой робкий оптимизм строится на убеждении, что наши соотечественники в Андижане возродили социальную солидарность в большом масштабе. Он не прошел этот урок даром. Жжет мысль и сердце, что это была непомерно дорогая, кровавая цена. Но пробудились массы людей, отбросили шоры на глазах и увидели отчетливо: каково лицо власти; как она способна действовать, чтобы "уважать" себя заставить. Именно эти обстоятельства, на мой взгляд, родили из глубин коллективного сознания "Истеъфо", это побеждающее и умеряющее страх спокойствие молитвы, позволяющее набраться духовной силы. Но это, собственно не просто религиозный акт, так как, названная молитва с возможно различными вариациями содержания, примерами религиозного вдохновения, обозначает и будет обозначать (в противовес интеллектуально - изворотливым холопам, пресмыкающимся перед властью) становление важнейшей составляющей истинно национальной идеи, развитием которой народ и спасет себя сам.
"Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Аллоху Акбар! Истеъфо!"
21 -22 июня 2005 г. Ташкент, Узбекистан.
|