М.Илолов (глава Академии наук Таджикистана): Наследие наших предков. 2006-ой - Год арийской цивилизации 15:27 26.06.2005
НАСЛЕДИЕ НАШИХ ПРЕДКОВ 2006-ой - Год арийской цивилизации
Илолов Мамадшо Илолович, академик, президент Академии наук Республики Таджикистан
В 2003 году на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов выступил с инициативой об объявлении 2006 года Международным годом арийской цивилизации. Возникает вопрос: в чем научный и культурно-исторический смысл этой акции?
Необходимость понимания последнего следует из того, что в некоторых СМИ появились не совсем научные, или даже не продуманные и неблагожелательные комментарии по поводу темы ариев.
Научные изыскания, проводимые по изучению ариев, на основе полученных результатов свидетельствуют о важности освещения проблемы, которая в наше время стала научно-политической. Именно в этом аспекте мы попытаемся осветить некоторые ее стороны.
К ариям относится более десятка народов. Но так сложилась история, что тема ариев в нашем обширном регионе концентрирует в себе необычайно глубокий пласт истории и культуры наших предков. С одной стороны это сохранившееся до наших дней наследие далекого прошлого в бесчисленных свидетельствах, символах и названиях, так или иначе связанных с этнонимом арии. Например, в таких, как культурно-географическое название Ариана - так древние греки называли Иранское плато, как арийская символика, встречающаяся на протяжении тысячелетий, вплоть до ее изображений на стенах архитектурного комплекса Регистан в Самарканде и других памятниках культуры. Название арии является центральным понятием-самоназванием предков, прежде всего, индоиранских народов, цивилизация которых неразрывно связана с первым пророком этой части Света - Заратуштрой, священной книгой зароастрийцев Авестой и более древними историческими памятниками письменной культуры. Наша прародина в Авесте носит название Аийряна Ваеджа. Многие расселившиеся по миру народы и ныне называют себя ариями, что указывает на сложную их идентичность в современном мире. Поэтому тема ариев представляет собой не только и не столько историческую проблему, сколько современную.
Как бы не повернулась всемирная история, как бы темные силы человечества, не пытались, даже разгромленные в недалеком прошлом, и сегодня бросить тень на подлинную историю обширного региона расселения индоиранских народов, остро назрела задача окончательной реабилитации темы ариев. Между тем, индоиранские народы не нуждаются в реабилитации темы ариев для себя. Надо особо подчеркнуть, что в ее извращении не вина ни одного народа Европы или Азии, а определенных сил и идей, не выдержавших испытания историей. Реабилитация необходима в глазах международной общественности, все еще ощущающей печальную тень трагедий ХХ века, связывающей их с этой темой.
Для нас же обращение к истории арийской цивилизации необходимо в целях интеграции действительной истории наших предков в духовную энергию современного обновления и становления таджиков и их государственности. Тема ариев, отражающая многотысячелетнюю историю народов, является для нас возможностью дать совершенно новый ответ на вызовы современной эпохи.
Наш ответ исходит от действительного мироощущения нашего народа, для которого мир и гуманизм являются важнейшими условиями созидания. В этом смысл цивилизации, к которой принадлежим и мы, смысл цивилизации, которая неоднократно обновлялась, но не прерывалась на протяжении тысячелетий как созидательное творчество.
Обратим, прежде всего, внимание на неоднозначный характер арийской темы в последние столетия в науке и политической жизни человечества. Тема ариев была крайне извращена в XIX и особенно в ХХ веках. В результате расистского мифотворчества фашистами действительной истории народов произошла мистификация ее в целях оправдания насилия. До фашизма тема арийства использовалась расистами еще в 19 веке.
Однако, несмотря на это, народы-потомки древних ариев, сохранившие и сегодня свое исторически первое самоназвание, сразу же после разгрома фашизма успешно начали действительную реабилитацию темы ариев, включившись в новое глобальное конструирование послевоенного обустройства человечества, важнейшей задачей которого являются мир, демократия и благополучие народов.
Факты политического извращения реалий истории и науки не являются чем-то исключительным в противоречивой практике людей. В истории человечества существовало много различных идей и проблем, которые противоположным образом привлекались различными силами или учеными. Например, идеи естественного права лежат в основе и американской Декларации независимости 1776 года и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, но эти же идеи естественного права привлекались в период активизации попыток оправдания феодально-абсолютистских режимов. Или, например, подобное происходит и в наши дни, когда идеалы и понятия свободы извращаются и приспосабливаются к оправданию насилия и международного терроризма.
Обращение к подлинной истории ариев необходимо не только для самопознания, не только для формирования идентичности народа в условиях современности, но, прежде всего, для поиска и нахождения энергии созидания в ответ на вызовы и угрозы современности. Их достаточно, но мы ответственны перед своей судьбой, страной и новыми поколениями тем, что должны ясно видеть новые вызовы, сгустившиеся над нами своей жесткой направленностью.
Мы, таджики, народ, освободивший плечи от груза несвободы в истории, должны найти в самих себе силы, чтобы новое становление нашей государственности утвердить как необратимый процесс.
Никто не даст нам творческой силы, она дремлет в нашей истории и культуре, в стремлении к миру, без которого невозможна созидательная поступь.
К ариям относят себя многие народы, но арии - это не только наши предки и не только важная органическая часть нашей современной идентичности. Наше обращение к своей многотысячелетней истории как этнокультурной целостности вызывает к жизни новые формы самопознания и постановку современных задач, вырастающих из него.
Зададимся вопросом: почему в катастрофических условиях 90-х годов прошлого столетия и начале XXI века Таджикистан смог не просто сохранить свою целостность, но и в кратчайшие сроки упрочить независимость? Почему политика нарастания государственной независимости, проводимая Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым, дала столь ощутимые результаты? На чем держится политика гигантского распрямления духа и естества нашей страны и народа, брошенного в водоворот современной жизни?
Ответ только один: политика современного Таджикистана, его национальная идея как стремление к полнокровной независимости поставлены на плечи таких судьбоносных деятелей нашей истории, как легендарные Джамшед и Фаридун, Кир и Дарий, Спитамен и Ардашер, Исмаили Самани и Абулфазл Балами, Ахмади Дониш, таких пламенных патриотов, величие которых во всей полноте мы осознаем только сегодня, как Шириншо Шотемур, Нусратулло Махсум, Чинор Имомов, Садриддин Айни и Бабаджан Гафуров. Именно они творцы национальной идеи, вобравшей в себя принципы независимости народа, которые воплощались и воплощаются с удивительной настойчивостью и творческой энергией в невероятно сложных ситуациях сегодня. При этом создававшаяся ими национальная идея принимает деятельную полноту в политике Президента Эмомали Рахмонова и духовно-политической жизни современного Таджикистана.
Древние арии со временем разделились на многие народы и цивилизации, среди которых таджики продолжали, также как и далекие их предки, высоко держать знамя созидания и самобытности в русле последующего обновления.
Важнейшим принципом независимости Таджикистана является осознание самостоятельности исторической поступи таджиков, которые корнями - этническими и культурными - связаны с арийскими, иранскими народами в лоне единой цивилизации, и в то же время едины исторической судьбой со многими другими народами.
Вместе с тем, и это принципиально важно, история таджиков не растворяется ни в политической истории Ирана, ни в более поздней истории тюркских народов в Центральной Азии.
Какое же это имеет отношение к ариям? На наш взгляд, самое прямое. Не только потому, что без интеграции современных таджиков со своей многотысячелетней историей не может быть полнокровного самосознания народа. Но и потому, что без полнокровного исторического сознания невозможно становление новой государственности.
При этом история как развернутая во времени этнокультурная целостность приобретает новый смысл и в отношении народа к самому себе и в системе новых международных отношений.
Говоря о высокой, необычайно богатой самобытной истории ариев, мы ни в коей мере не допускаем мысли о превосходстве одних народов над другими.
Смысл современного историко-культурного бытия нашего народа заключается в утверждении гуманистического содержания цивилизации со времен Авесты и Заратуштры, Турана и Ирана, Согдианы и Бактрии, эпохи Саманидов и богатейшей по своим результатам, яркой, но внешне некрикливой работы нашей цивилизации в последнее тысячелетие.
Современный смысл исторического сознания таджиков это призыв ко всем народам, независимо от того, арии они или тюрки, китайцы они или дравиды, к каким бы народам они не относились, это призыв к совместному созиданию будущего без идей превосходства одного над другим, утверждению животворной человечности во всех отношениях - в стране, регионе, мире.
Жизнь постоянно порождает противоречия и альтернативы. Перед каждым из нас возникает выбор: идти ли путем разрушительных конфронтаций или путем поиска и разрешения трудных задач?
Реабилитируя тему ариев в глазах мировой общественности, освобождая ее от политического извращения, мы отвергаем человеконенавистнический нарост во имя восстановления богатейшего наследия своих предков, мы выбираем путь созидания, в котором участие принимает подлинная история ариев.
В этом значении история - наш современник. Только так мы разворачиваем историю ариев в современной жизни таджиков.
Некоторые могут быть встревожены историческими исследованиями домусульманской эпохи, усматривая в этом ослабление нашей приверженности мусульманской вере и цивилизации.
Однако тревога совершенно необоснованна. Подлинная вера не ограничивает, а способствует самопознанию человека. Религии мира боговдохновенны. Они не совпадают, различны своим историческим лицом, материальным воплощением в священных книгах и делах людей разных народов и эпох. Материальное воплощение может быть различным, но божественный смысл, доведенный до народов в различные времена, един, он заключается в вере.
Боговдохновенны и Коран, и Библия, и Авеста, и Веды.
Смысл божественного откровения доступен только тем, кто придерживается разума, мира и нравственности. Так об этом неоднократно говорили великие мыслители прошлого.
Объявляя Международный год арийской цивилизации, современные таджики далеки от абсолютизации истории. Мы далеки от одностороннего культа истории, оставляющего без внимания острые проблемы современности. Тема ариев это опирающаяся на историю устремленность в современность и будущее. История не представляется для нас чем-то существующим раздельно от будущего. Когда мы говорим о себе и своей культуре как части цивилизации ариев, то понимаем ее как этнокультурную целостность в пространстве и во времени, сохранившую и приумножившую свою плодотворность в необычайно богатой и многообразной жизни человечества.
Противоречивая человеческая общность постоянно порождает импульсы разъединения людей и разрушения того, что создается ими. Именно они циклично подвергают людей и общество испытанию на верность культуре мира и созидания.
В связи с этим мы можем с уверенностью сказать, что таджики сегодня первопроходцы в успешном решении обрушившихся на них новых испытаний конца ХХ - начала XXI веков. Такие же первопроходцы как создавшие в свое время необыкновенную цивилизацию арии и Заратуштра, записавшие божественные откровения в эпоху Авесты, когда люди остро нуждались в них. Таким первопроходцем был Борбад, один из создателей мелодий Вароруда и Хорасана. Такими первопроходцами были великие мыслители и ученые Абу Бакр ар-Рази и Ибн Сина, величайшие поэты Рудаки и Фирдоуси, чье творчество было настолько масштабным и блистательным, что, проникнув в существо своего народа, способствовало его сохранению в тяжелейшие времена. Но не только сохранению народа и культуры, а ее высочайшему взлету на протяжении эпохи Средне-Восточного Возрождения и вплоть до наших дней. Такими первопроходцами были Садриддин Айни и Бабаджан Гафуров, раздвинувшие стены молчания о народе, столько сделавшего для культуры человечества.
Как тут не привести слова Президента Таджикистана Эмомали Рахмонова в его статье "Таджики вчера и сегодня" о том, что гений народа невозможно подавить, он всегда находит пути своего проявления.
Оглядываясь на историю и современность народа, начинаешь понимать их целостность как продолжающуюся поступь важной и неотделимой части арийской цивилизации. Она продолжается в умелой гибкой политике руководства Таджикистана, привлекшей политические и экономические ресурсы России и Ирана для строительства электростанций и других объектов в Таджикистане в целях укрепления национальной безопасности, политике самых тесных отношений с Россией, другими государствами СНГ и в системе стран Центральной Азии, политике умелого балансирования для еще большего сближения с Соединенными Штатами Америки, со странами Европы и Азии. В считанные годы происходит стремительный прорыв Таджикистана на Евро-Азиатский континент, в региональное и мировое сообщество строящимися трансграничными мостами и дорогами, расширением внутренних коммуникаций при помощи США, Ирана, Китая, Индии, Турции, международных структур.
Международный год арийской цивилизации проведением научных исследований, конференций и фестивалей, созданием новых пьес, поэм и кинопродукции, укреплением связей со всеми народами, независимо от этнической и религиозной принадлежности, созданием новых книг, архитектурных комплексов, музыки, изобразительного искусства и многими другими делами станет источником новой энергии народа и страны в целях развития и укрепления независимости Таджикистана, возрождения творческих сил.
Поэтому мы ожидаем будущий год как соединение народом всех времен своей культурно-созидательной экспрессии, движение к будущему, которое невозможно без ясного осознания прошлого.
"Народная газета" № 25, 22 июня 2005 года
|