КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 29.06.2005
22:34  New York Times - Политические взгляды заложены в генах!?
20:45  Киргизия: Команда депутатов Жогорку Кенеша обыграла сборную футбольных чиновников
19:50  Д.Кислов: Пока Путин принимает Каримова, в Штатах выслушают М.Салиха
18:35  Э.Каниметов: Законность и легитимность в Кыргызстане до и после 24 марта
17:00  Усман Хакназаров: Это было в Андижане
16:52  Р.Усубаматов - "Тунгуч" бежал позорно и постыдно... Бездарное лидерство в коррумпированном государстве
16:35  Пикет в Киеве: США должны осудить режим Ислама Каримова в Узбекистане

15:49  Кувиваеву А. - 10000$. "Моя столица" публикует "черную бухгалтерию" барыктбасовских наемников
14:43  "Правда" - "Троянский конь" для Китая. Зачем Пекину американская нефтекомпания - Unocal
13:56  "Арена" - В Андижане продолжаются задержания журналистов и оппозиционеров
12:40  "Independent" - Иранский суд вынес приговор ослепить человека. Информ-война началась?
11:58  ООН обещает помощь Кыргызстану в защите узбекских беженцев
11:30  Иран спокойно готовится к войне с США и объективно конкурирует с Россией
09:25  "Они кидали Коран в унитаз, чтобы спровоцировать заключенных", - "Российский талиб" Вахитов подал иск против правительства США
09:19  ВВС - Каримов считает, что во всем виновата заграница
09:11  "Эхо" - Азербайджан снижает уровень отношений с Туркменистаном?
09:00  С.Туржанов (глава недавно созданной АО "НК "Казкосмос"): "Космос - это большой бизнес" (интервью)
08:57  "Литер" - Мигранты: количество или качество. В Казахстан едут далеко не интеллектуалы
08:50  И.Ахмедзянов: Углеводородные запасы Афганистана - до 1 млн. тонн нефти в год.
08:47  Семью экс-начальника Киргизской железной дороги били железными прутами за то, что они подкармливают голодающих
08:37  "КрЗвезда": Общий фронт безопасности. Интеграция ОДКБ спасет от моджахедов
08:31  А.Асроров - Несколько дней, которые потрясли Узбекистан. Часть 2-я
08:25  "НГ" - Москва, как убежище для беглых вождей. Каримову на заметку
08:24  Афганцы под Кунаром завалили военно-транспортный вертолет ВВС США "Чинук"
08:20  А.Дубнов - Путин не вдавался в аспекты. Каримову придется отблагодарить Россию за позицию по Андижану
08:17  Россия сделала Украине взаимозачет взаимовычетом. Туркменский газ не спасет "оранжевых" воришек
08:12  Не так сели... Карзай перетасовал губернаторов Кабула, Нангархара, Газни, Кандагара и Герата
08:10  "Къ" - Компания строгого режима. Ислам Каримов и Владимир Путин еще раз скрепили свой союз
08:08  "ВБ" - Покупайте киргизские овощи - самые чистые в мире... потому что удобрений в стране нет
07:23  "Время новостей" - Москва и Пекин привяжут границу к болотам
07:05  В Ташкенте открылся новый суд над 3-мя членами "Акромиялар"
06:29  Казахстан выдворяет автобус с узбекскими и таджикскими гастарбайтерами
01:08  "Я верю в любовь..." Политпортрет Юлии Тимошенко от "The Times"
00:54  "Комсомолка" - Послание "пришельцев" спрятано в календаре
00:15  Обращение Партии "Бирлик" к Хельсинской Комиссии США
00:01  О.Недумов - Путина втягивают в опасную авантюру, предлагая ему третий срок
Вторник, 28.06.2005
22:53  "Le Point" - Влияние России ослабевает, Европа разваливается, а Америка играет с огнем...
19:18  Президент Узбекистана прибыл в Россию с официальным визитом
18:22  У.Барыктабасов: Уже дана команда криминальным структурам физически устранить меня (интервью)
15:53  "Халк сузи" - Замаскированная "демократия". В бедах ЦентрАзии виноваты "миссионеры" Запада
14:26  В.Портников - Выборы в Иране. Две пощечины американскому империализму
13:04  "Herald Tribune" - Может ли трио Москва-Пекин-Дели взять на себя бремя Америки в Азии?
12:35  Э.Гасанов - Возможна ли оранжевая революция в Азербайджане?
09:57  "Эту награду я отношу к народу...", - Э.Рахмонов получил "Золотую медаль мира"
09:50  Т.Попова - Шагнула дерзко за предел нас опьянившая свобода… Предвыборная гонка в Киргизии
09:42  А.Лукоянов - Триумф консерватора. М.Ахмадинежад выиграл при помощи CD-дисков с компроматом на Рафсанджани
09:35  "Эхо" - Азербайджанские депутаты хотят вчинить иск России на $1 млрд за угнетение в СССР
09:23  Д.Озоди - Ашхабад разделит участь соседей. Фактически смена власти уже произошла
09:22  Дружбу - не купишь. Ислам Каримов летит к Путину
09:07  "Туркменистан.Ру" - Газовые уроки для Украины. Блестящая победа туркменской дипломатии
08:56  Аман Тулеев - Россия, в отличие от Китая, смирились с исторической неправдой. Почему?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Э.Каниметов: Законность и легитимность в Кыргызстане до и после 24 марта
18:35 29.06.2005

Законность и легитимность в Кыргызстане до и после 24 марта

Каниметов Эмиль
кандидат философских наук, доцент.
kanimetov@mail.ru

"По закону", "правовое поле", "согласно конституции", "в такой-то статье уголовного кодекса" - наиболее часто повторяемые слова в устах действующих политиков и почти всех, кто сегодня более или менее задействованы в общественной жизни страны. Ясно, что законность, изменения конституции или избирательный кодекс еще не является панацеей всех проблем. Апелляция к закону в данный момент используются как средство защиты корпоративных и меркантильных интересов, разъединения органов государственного управления Кыргызской Республики.

К тому же стремление более или менее прогрессивных лидеров страны решить текущие проблемы в рамках правового поля также дает повод говорит оппонирующему лагерю о законности (легальности) власти, ее решений и различных социальных протестов населения, т.е. их формальное соответствие законам страны. Определенные силы уже пользуется этим в реакционных целях, а отсутствие четкого понимания смысла понятий легитимности и законности открывает им поле для критики прогрессивных сил. Для сведущих людей давно известно; легитимность (и авторитет) власти, согласно ведущим ученым в этой области, определяются как убежденность большинства населения страны в том, что данная власть действует во благо народа и обеспечивает спасение и благо страны и его людей, что эта власть сохраняет главные ее ценности (например, независимость, традиции, культуру).

С этой точки зрения, фундаментальной причиной краха и бессилия режима А.Акаева является утрата авторитета и потеря легитимности. Стоило появиться на политической арене представительному конкуренту и его соратникам, эта с виду законная, но обессиленная власть А.Акаева была устранена порывами народных волнений даже без четко налаженного механизма организации основной массы населения. В истории исследователи находят массу свидетельств подтверждающих такая закономерность. Вполне законная власть, утратив авторитет, теряет свою легитимность и становится бессильной. Наоборот, власть, завоевавшая авторитет и ставшая легитимной, тем самым приобретает и законность - она уже не нуждается в формальном обосновании, законности.

При этом и те, кто тупо повторяет о наличии "невидимой американской руки" в организации "оранжевой революции" в Кыргызстане и те, кто обвинял и упрекает новую власть в антиконституционном захвате власти вряд ли понимают всю пикантность ситуации с этой точки зрения. Если понимают того, что законность власти в отсутствие легитимности не стоит и ломаного гроша то, безусловно, их совесть нечиста.

Неразбериха в голове усиливается с изменением социально-политической среды после "24 марта". Поэтому для хотя бы частичного прояснения ситуации есть смысл задать и ответить на вопросы: В чем держалась власть А.Акаева и его режима все эти годы? Имела ли она легитимность?

А.Акаев и его режим приобрела свою легитимность на волне суверенизации и демократизации. Во-первых, для нее отводилась роль проводника и генератора рыночных и демократических идей на местную почву и на этой основе предоставлены в его руку миллиардные кредиты. Во-вторых, процесс суверенизации, международное признание Кыргызстана в качестве субъекта международных отношений, зарубежная финансовая и моральная поддержка в начальной стадии становления государственности, легитимировали любые, даже разрушительные действия нынешних властей, унаследовавших советские традиции всевластие государственного аппарата управление и персонификацию этого всевластия в ее руководителе. Постперестроечные катаклизмы, разрушения традиционных социоорганизующих структур, политизация языка, процессы деморализации и т.д. предстали как должное, как действия, соответствующие непонятным историческим закономерностям, закономерностям рынка и международным требованиям. В-третьих, накопленный и бесспорный авторитет некоторых деятелей киргизской и советской культуры, особенно в литературе, был предоставлен ими в качестве средства легитимации власти в результате компромисса ради комфортабельной жизни и за будущее своих потомков. Данный негласный компромисс позволил некоторым патриархам советско-киргизской литературы в силу их международного признания, окончательно закрепить собственное положение в качестве национальной символики, а идеологам использовать эту символику в целях манипуляции. В таком мире, который мы живем, трудно было от них ожидать что-нибудь другое. Хотя таким выдающимся авторитетам, воспитанные и пока что живущие в рамках традиционной героической этики люди по-прежнему намеками указывает на поступок, подобный предсмертному "шагу" Л. Толстого.

Выше перечисленные причины легитимации и традиционное сакраментальное отношение к власти и властьимущим позволяли сохранит декларативные атрибуты государственного управления, но это не могло полностью перечеркнуть и решить существующую проблему кризиса власти, проблему власти и подчинения в кыргызском обществе, корни которой уходят глубоко в седую историю. Обостряющая проблема легитимности власти, наряду с кризисом национальной культуры и экономической зависимости - являлось и, пожалуй, до сих является, скорее всего, основной причиной, которая все еще поддерживает несамостоятельность, психологическую и культурную зависимость постсоветских политических элитных группировок Кыргызстана от Москвы и т.п. Даже депутаты нынешнего парламента, имитируя праведный гнев и отчаяния бывших депутатов-оппозиционеров, доходит в своих выражениях до такого казуса: "Временное правительство не решает такой-то проблемы, так от кого же мне просит, требовать? От Путина?"

Никто и не спорит, да, мы были частью евразийско-советской действительности, в какой-то степени (даже в самой малой) повлиявшей на российско-советскую общественно-культурную жизнь, и, скорее всего, остаемся частью евразийского постсоветского пространства, в зависимости от ее дальнейшей судьбы. Именно данное обстоятельство, когда суверенный Кыргызстан как бывший советский субъект широко открыла свои двери самым радикальным социальным экспериментам, привлекло раньше к нему международное внимание. Привлекло в качестве одного из активизирующих и инерционных механизмов постсоветских реформ. Сейчас очевидно, что имитация и локальное (киргизское) моделирование перестроечных и постперестроечных российских реалий являются основной причиной ухудшения социально-экономической ситуации в современном Кыргызстане. Многие политические решения (введение национальной валюты, демонтаж государственной власти, закон о приватизации земли и т.д.) сыгравший потом судьбоносный роль в общественной жизни бывших советских народов, прежде всего, были апробированы здесь. "Передовой" социальный эксперимент в Кыргызстане был использован в качестве активизирующего примера, доказывающего необходимость и необратимость постсоветских реформ. Вместе с тем, такой геополитический расклад сыграл позитивную роль в становлении киргизской государственности. Иначе говоря, Кыргызская Республика как самостоятельный субъект международных отношений вписан в сценарий мировой геополитики не из-за своей самодостаточности, а как инструмент влияние мировых цивилизаций, империй и держав друг другу и как результат установившиеся баланса международных отношений после распада Союза.

Такое представление об установлении государственности Кыргызстана во многом оправдывала ухищрения и погрешности местной правящей политической элиты. Даже в том случае, по выражению итальянского исследователя Д.Кьеза, "когда борьба с коррупцией означает не более и не менее как смену всей политической элиты" т.е. по его мнению, коррумпированность институтов власти является результатом целенаправленных процессов на территории бывшего Союза. Поскольку, плохо или хорошо основные государственные механизмы управления и социальные институты уже сформировались согласно требованиям современности и главное, - Кыргызская Республика являлась общепризнанным легитимным субъектом в мировой политике.

Наличие государственности и стабильности в какой-то мере позволяла принять и существующую проблему власти и подчинения киргизского социума как закономерность. По этой же причине личный клерикализм А.Акаева и пособничества к этому местных и не только местных духовных и политических авторитетов нашли свое временное оправдание. "Первенствующий роль" А.Акаева в политической и культурной жизни общества выпестована его высокопарными словами, громкими декларациями и сентенциями об этнической культуре и об ее выдающихся представителях, что не могло скрыть жестоких реалий нашей жизни, тем более возбудить энтузиазм в душе нищающего населения. В их изречениях, почти всегда отсутствовала необходимая духовно-энергетическая аккумуляция. Поскольку не было подлинного ощущения полноты бытия, не было подлинной жизни со всеми ее правдами и жестокими реалиями. Может быть это ирония судьбы, что именно при власти академика-президента, произошла глубокая дерационализация, откат к архаичному, пралогическому мышлению. Для А.Акаева и его учеников научный тип постановки проблем, их структурирования и анализа, принятия решений постепенно заменялся ожиданием чуда и упованием на действие внешних, буквально "потусторонних" сил вроде иностранных инвестиций. Иногда научные фразы превращались в заклинания, вырождаясь просто в приступы мракобесия. До сих пор рассказывают, как перед последним референдумом по продлению полномочия президента страны до 2005 года, президент встретился с интеллигенцией страны в КНУ и во время встречи, на вопрос: "уважаемый президент, куда мы идем, что за общественный строй строим?" Был ответ "капиталистический социализм".

Побегушечная имитация режима Акаева постепенно заменялась страхом перед теми проблемами, которые сейчас стоят перед страной в целом, обществом и отдельными его системами. В течение 15 лет делались одни и те же ошибки, но никакого анализа, никакой возможности извлечь уроки из этих ошибок не было видно.

Поставленные на конвейер акаевского режима процессы "прихватизация" инициатив, идей и всякой живой мысли, чрезмерная идеологизация и политизация феноменов, ценностей и явлений духовной сферы не позволяли увидеть ее истинные проблемы. Оторванные от естественного коммуникативного поля современные многочисленные акыны, искажающие традиционные народные песни и мелодии легковесные певицы и исполнители классической европейской музыки четырехсотлетней давности возможно нужны были в лучше случае насладить их слух, чтобы кому-то показать и доказать свою цивилизованность или самобытность кыргыз, в худшем, чтобы деградировать молодежь и народ. То же самое можно сказать, и о репертуарах основных театров республики, оторванных от реальных насущных треволнений и картин современной жизни. Но эти искусственные тенденции в искусстве не делают и не могут делать общую погоду в развитии национальной культуры. До перестройки появились зачатки, предпосылки к развитию в изменившиеся условиях цивилизации внутри национальной культуры. Это особенно заметно в поэзии А. Осмонова, М.Алыбаева и др. где уже осмысливается в поэтической форме многие этнические реалии и проблемы, и в творчестве Р. Абдыкадырова, ставшего родоначальником своеобразного направление в музыке, ориентированной на духовные потребности этноса и выражающей душевные движения нации.

К сожалению, именно те ее направления, в которой нашли выражения подлинный народный дух и душевная жизнь нации (художественная литература, кинематография, музыка и др.) и через которой киргизская культура, в какой-то степени, смогла взаимодействовать с советской культурой, "смягчив ее застывший догматизм" "свежим ветром из гор и степей" (например через творчества Айтматова) ни при советской, ни при акаевской власти так и не стали объектами внимании государственной культурной политики. Эти традиции не только не были творчески развиты, наоборот те или иные начинания были дискредитированы, а декларативное торжество бутафорских атрибутов демократии и рынка обернулось в общественном сознании и поведении пагубным утверждением низкого и низменного.

В Акаеве и его режиме лежит тяжкий грех создания механизма превращения народа в толпу и рабов, загоняя людей в такие условия выживания, когда мораль и этика для большинства начинает означать пустой звук. Функционирующая до сих пор схема этого рабского механизма проста: мы даем деньги, средства на существования и питания, а Вы за это оказываете услуги и никакой морали. Насколько преуспел на этом поприще и в своем пособничестве зарубежным хозяевам жизни Акаев и его режим показал последние выборы в Жогорку Кенеш и контрреволюционный демарш в 17 июне. Честь и достоинства впавших в прострация, обнищавших, загнанных тяжелыми условиями жизни людей ими оценивались от 200 до 1000 сомов.

Поэтому, без всякого сомнения, можно сказать, что события 24 марта были подготовлены годами, самой природой акаевского режима. При анализе природы акаевской власти невольно приходишь к выводу, что подлинные причины массовых волнений весной 2005 года, наряду с социально-экономическими аспектами нашей жизни, коренится в специфике национальной культуры и менталитета. Одним из самых актуальных нерешенных проблем в течение во всей пятнадцатилетней власти акаевского режима была проблема власти и подчинения. Зависящая проблема власти и подчинения, внутренний дискомфорт, отчаяние, усталость и равнодушие - вот основная, незаметная вышестоящим акаевского режима, этнопсихологическая портретная характеристика современного кыргызского большинства тех дней. Такое состояние фрустрации у народа, передавшего свою героическую историю и опыт через живую сеть поколений, устно-психологическими средствами этнического творчества не могло продолжаться вечно. Образ властителя, власти, которая имеет легитимность, в кыргызской культуре сформировались исторически, веками. Наиболее полно и точно характеристика того человека, который должен иметь власть, выражена в национальном феномене "Манас". Честный, мужественный, великодушный, избранный высшими силами героическая натура, жертвующая всем, даже собственной жизнью ради своего народа - вот некоторые черты наиболее типичной характеристики национального лидера, которые для большинства народа казались само собой разумеющимся. Изощренное давление двуличными на социальную память, на коллективное бессознательное кыргызского народа, манипуляция сознанием и грабительское политика в отношения народа не могло не угнетать целую нацию. Поэтому, без всякого преувеличения можно сказать, что так называемая "кыргызская революция", кроме всего прочего имеет свой сакральный смысл. Поскольку она отчасти уже разрешил проблему власти и подчинения. "Власть и подчинение решают в каждом обществе, как будто о нашей проблеме писал Ортега и Гассет, - если неясно, кто приказывает и кто повинуется, все идет туго. Даже внутренняя, личная жизнь каждого индивида нарушается и искажается. Человек по внутренней своей природе - существо социальное, и на его личность влияют те события, которые непосредственно касаются только общества как целого. Поэтому достаточно рассмотреть индивида, чтобы понять, как в его стране ставится проблема власти и подчинения. Падение нравов происходит оттого, что пороки становятся привычными, постоянными, все же считаясь пороками. Поскольку порочность и ненормальность не превратишь в здоровый порядок, для индивида не остается иного выхода, как приспособиться и стать соучастником недолжного. У всех народов бывали периоды, когда ими пытались править те, кто править не должен; но здоровый инстинкт помогал им напрячь все силы и отразить неправомерные притязания. Они восставали против беззакония и тем самым восстанавливали общественную нравственность".

После 24 марта и у нас в Кыргызстане появился реальный шанс покончить с беззаконием и восстановить нравственность в обществе. Весенние дни 2005 го многим из нас вернул смысл жизни. Для меня, несомненно одно, в 24 марта и в течение последующих нескольких дней пока наиболее пассионарная часть населения находилась в Бишкеке и начала пробуждаться энтузиазм и социальная активность большинства была возможность окончательного решения проблемы легитимизации власти. Решение проблемы легитимизации власти требовало решительности и реальных дел, при этом, исключая любую манипуляцию, демагогия и оппортунизма. Но от компромиссного настроя и ожидания ситуация уже переросла в затяжной внутренний кризис. Теперь уже кризис проявляется во всех сферах общества.

Не будем ходить далеко, возьмем местную журналистику, в которой давно уже создана густая и удушливая атмосфера. Страницы оппонирующих к нынешнему правительству более или менее заметных массовых изданий точно так же как и в период акаевского режима пестрят рассуждениями о нерешительности, недееспособности, ребяческом поведении руководителей нового правительства и т.д. Тем самым эти начинающие и наторевшие в черном пиаре журналисты и их хозяева, не брезгуя всеми средствами манипуляции сознанием пытаются направить общественный негатив в отношение властьимущих, сложившийся в годы акаевского режима, на сторону К.Бакиева и его команды, расщеплять ее. Стараются разжигать межрегиональные, межплеменные и даже для устранения наиболее харизматических политиков межнациональные страсти. При этом такие попытки и публикации, как правило, сочетаются с рассуждениями о принципах демократии, правилах поведения, интересах и культуры народа, т.е. безупречными теоретическими выкладками или теряющую внутреннюю силу личными сентенциями. Все эти публикации и рассуждения, не говоря об их застывающей схоластике, создали и создают холодную и отчужденную атмосферу, которая не только не заставляет напрягать все силы, напротив она опустошает, проедает разум и волю. Атмосферу какого-то бесконечного, нудного и циничного взаимоосуждения, подсиживания друг друга, заглядывания в душу косым и взыскивающим взглядом врага.

Главной задачей бессовестных пиарщиков и беспринципных людей, продлевающих жизнь коррумпированному, противоправному режиму и основной целью реакционных сил, изнутри и извне дергающих за ниточки является одно - парализация социальной активности, морального духа и нейтрализация недовольства народа. Им это отчасти удалось, многие чистосердечные люди уже загнаны в состоянии неопределенности относительно его текущего положения, а некоторые из них даже частично парализованными искусственно созданным внутренним конфликтом в отношении того, что следует делать. Но как говорится, дорогу осилит идущие, тем более, говоря языком верующих, по воле Всевышнего маленький, но весомый "шаг" к прогрессу уже сделан. В 24 марта.

P.S. Основные идеи в отношение легитимности власти А.Акаева озвученные здесь были опубликованы раньше. Более подробно с ними можно познакомиться в публикациях этого автора в газ. "Res publika", 1 ноября, 2000г., "Перемены на фоне выборов" и в журнале "Рынок капиталов", 2002.12. "Демократия и легитимность власти в Кыргызстане".

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1120055700


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Экспертную платформу Taldau Talks презентовали в столице
- Казахстанско-узбекское торгово-экономическое сотрудничество
- Об Атырауском выступлении Токаева
- Совет по привлечению инвестиций рассмотрел пути решения проблемных вопросов инвесторов
- В Министерстве промышленности и строительства РК подвели итоги 2023 года
- Министр иностранных дел Казахстана провел встречи с главами международных организаций в Вене
- Промышленное производство увеличилось на 4,6%
- Тамара Дуйсенова встретилась со студентами и преподавателями Атырау
- В Алматы подвели итоги Форума пяти стран Центральной Азии и США
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх