КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 10.07.2005
23:13  Киргизская жара сломала активность. На Иссык-Куле голосовали неохотно
22:40  А.Куртов - Киргизия выбирает президента. Сюрпризы начнутся после выборов
18:22  А.Блинов - "Продвижения демократии", как альтернатива прямой агрессии. К.Райс строит планы
13:41  Л.Бондарец: К Декларации ШОС о базах "антитеррористической коалиции" в Кыргызстане
13:14  По данным EXIT POLL на президентских выборах в Кыргызстане побеждает К.Бакиев
12:50  Вышел в свет первый номер международного журнала "21 век: вызовы и угрозы"
11:19  Э.Мурадов: Туркмено-турецко-израильский гамбит - игра не в пользу России

10:30  ОПЧУ - Узбекистан торгует детьми?
10:09  Freedom House объявляет о программе малых грантов в Казахстане
09:40  7 футболистов Украины готовы принять гражданство Кыргызстана
09:28  В России вышел новый журнал "Россия-Китай XXI век". Официальная презентация - 14 июля
09:22  Н.Касимов - Хлопковые будни Узбекистана: приписки и обсчеты
09:16  Мат Брыза (ГосДеп США) - "Америка настаивает на реформах в Узбекистане"
09:06  В.Никонов - "В Андижане был вооруженный мятеж. До 300 хорошо подготовленных..."
08:57  О.Панкратов - Что день грядущий нам готовит. В ожидании итогов Киргизских выборов
08:52  К.Мурадов - В борьбе сверхдержав за Туркмению - пострадают только туркмены
06:38  Феликс Кулов: "Я – человек Акаева!" (интервью казахстанской газете "Литер")
05:46  Российский посол Е.Шмагин активизирует работу в Прииссыккулье
04:33  Узбекистан - репрессивно-полицейское государство: последние факты
04:00  "Эхо" - Дипсенсация. Казахстанский бизнесмен и глава Евро-Азиатского еврейского конгресса А.Машкевич провел переговоры с главой Палестины М.Аббасом
03:40  "НП" - Живые баксы туризма. Казахстану надо противопоставить свое "Боровое" киргизскому Иссык-Кулю
02:31  Б.Сейдахметова - Державный сосед с востока. Угрожает ли Китай Казахстану?
02:09  Афганский пленник. А.Оленин спустя 22 года вернулся на родину вместе с женой Наргиз
01:07  "Le Figaro" - Выборы в Бишкеке проходят в атмосфере равнодушия
01:00  Афганские талибы обезглавили солдата США, попавшего в плен в Кунаре
00:35  Т.Узтюрк - Каракалпакстанцы смотрят только российское ТВ
00:32  Ozod Ovoz - Каримовская пресса обвиняет правозащитника Лутфуллу Шамсуддинова
00:25  К.Мамбетов - Что принесет Киргизии 10 июля. Выборы последней надежды
00:19  Коренные жители боятся экспансии казахской диаспоры в Горном Алтае
00:00  А.Иваненко - Различение "ислам – зульм". Рецензия на книгу карельского философа В.Штепа "RUтопия"
Суббота, 09.07.2005
17:18  Акаев обиделся на российское посольство и отказался избирать президента Киргизии
16:14  Б.Мусаев - Истеъфо как национальная идея для Узбекистана. Часть 3-я. Скоро два месяца как пролилась кровь в Андижане...
15:49  Отрывок из книги Н.Герасимова, опубликованный ЦентрАзией, раскрыл причину напряжения в азербайджано-туркменских отношениях
14:44  Gazeta.kz - Внешнеполитическая доктрина Вашингтона по отношению к странам СНГ
13:29  Ha"aretz - Два израильских магната сомнительной репутации Невзлин и Леваев соперничают в торговле "украинской демократией"
12:27  "Райнишер Меркур" - Киргизия: между демократией и гражданской войной
11:10  "У нас одна вера"... В Туркмении усилились гонения на религиозные меньшинства
11:00  Т.Узтурк - Каракалпакские власти усилили наблюдение за правозащитниками
10:37  Кайрат Мами (глава Верховного Суда Казахстана) - "Будем судить и берущих взятки, и тех, кто их дает" (интервью)
10:12  Иран собирается построить 20 атомных электростанций
09:25  Р.Приживойт - Все извилины заплел. Аскар Акаевич встал к лесу задом, к своим гонителям передом
09:21  Старший зять Н.Назарбаева Рахат Алиев стал 1-м замом МИД Казахстана
09:08  Н.Назарбаев: Смысл "цветочных революций" - переприватизировать и себе прихватить экономику (интервью)
08:29  Киргизское правительство санкционировало кражу интеллектуальной собственности... Молдовы. Она у нее есть?
08:19  США продолжают использовать аэродром "Ханабад" в Узбекистане
06:56  А.Тынаев - Нарынский родо-племенной бардак, как зеркало кыргызской революции
05:53  А.Яник: Кыргызстан - "черная дыра" демократии
05:18  Вышел в свет том "ХХI век: мировая элита о Н. А. Назарбаеве"
04:46  Мятеж - имя 3-й мировой войны. Изучая наследие Е.Месснера
03:36  С.Умаров (лидер "Солнечного Узбекистана") - "Трагедия существующего режима состоит в том..." (интервью)
03:00  И.Панкратова: Пометосодержащий наркотик, или Что такое насвай?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Иваненко - Различение "ислам – зульм". Рецензия на книгу карельского философа В.Штепа "RUтопия"
00:00 10.07.2005

О РУССКОЙ УТОПИИ И ЗУЛЬМЕ

Карельский философ

Алексей ИВАНЕНКО

В 2004 в Екатеринбурге издательством "Ультра.Культура" была издана книга под непримечательным названием "RUтопия", которое у неподготовленного читателя может вызвать лишь скепсис или иронию – мол, очередное сочинение праворадикального публициста на тему "как нам обустроить Россию". Однако по мере погружения в текст лишний раз убеждаешься, насколько первое впечатление ошибочно. "RUтопия" - это парадоксальный и дискуссионный социально-философский трактат карельского автора Вадима Штепы о современности, об ее вызовах и свершениях.

Прежде всего, подкупает позиция карельского философа, которая ускользает от однозначной классификации – это уже само по себе интригует читателя, а текст уподобляется детективу, где на месте убийцы оказывается сам автор. Вадим Штепа не рубит очередным манифестом, а постепенно заманивает читателя в лес раздумий с помощью удачно подброшенных фактов, мнений, занимательных экскурсов и собственных мыслей.
Автор "RUтопии" с равным авторитетом цитирует либеральную Валерию Новодворскую и традиционалиста Рене Генона, демонстрируя явное презрение к "модернистскому" делению политического спектра на "левых" и "правых". Что может быть левее анархизма и правее фашизма? Однако Штепа обозначает идейную близость как к тем, так и другим, равно удалясь от ортодоксальных приверженцев этих направлений политической мысли. Как "анархист" он проповедует "сетевое общество" и ополчается против чиновников всех мастей – этих адептов метафизического принципа Пирамиды. Но кто из анархистов согласится с фашистской "нордической мифологией" и ксенофобским тезисом о "свободе от массового демографического нашествия "этнических мусульман" в Европе или о "харбинизации" Сибири? Какой ортодоксальный либертарианец согласиться с элитаристской концепцией "покровителей" и критикой коммунистов за то, что те "искусственно пытались превратить рабов в друзей"? При этом карельский философ решительно критикует саму суть фашизма за попытку прикрыть "модернистский тоталитаризм традиционалистскими лозунгами" и откровенно смеется над животноводческими фермами Третьего Рейха по "воссозданию расы сверхчеловеков".

В своих философских рассуждениях Вадим Штепа отталкивается от постмарксистского различения Карла Мангейма (1893-1947) между "идеологией" и "утопией". Хотя карельский автор и признает "объективные экономические и культурные закономерности", однако реальная мощь и процветание наций, а также темп и направление истории все же зависят от идей. Они бывают двух видов – идеологии (они же антиутопии) и утопии. Для Штепы они неравнозначны. Идеологии переполнены "образами врагов" и призваны закрепить статус-кво. А аналогом марксистского термина "идеология" в исламской теологии является куфр ("неверие", но буквально: "сокрытие") – информационная матрица, измышленная Шайтаном. Интересно, что Сатана (шайтан), пишет в сноске Штепа к главе "Пророческий парадокс и жреческая ортодоксия", переводится как "препятствие". Надо думать, речь идет о препятствии на пути исторического прогресса, равно как и на пути духовного совершенства. Идеология отрицает любую утопию как несбыточное и опасное мечтание, хотя сама является ее производной. Однако Штепа не поясняет как идеологическое общество модерна, которое он начинает с конца античности, смогло породить грандиозный взлет науки и классического искусства.

Утопический фактор истории

Карельский философ утверждает, что утопия – это семя процветания любой нации. Вслед за Мангеймом он отвергает привычное представление об утопии как об идиллии. Утопия – это проект преобразования действительности, "альтернативное настоящее" и "эталон реальности". В исламской теологии аналогом утопии является иман – "вера", которую через антитезу к куфру на современный русский язык можно перевести как "открытие". Подобное отождествление не является натяжкой, поскольку сам Штепа вслед за немецким марксистом Эрнстом Блохом (1885-1977) признает тождество религиозного и утопического сознания: "всякая религия в основе своей утопична". Подобно вере, утопия – это не призрачное бытие, но аристотелево "еще-не-бытие", потенция мира. Но подобно тому, как религия нуждается в обновителях веры – в противном случае, иман превращается в нифак (вера становится суеверием) – так нуждаются в обновителях или, как пишет сам Штепа, в "покровителях" сами утопии.

Информация существует только в движении (процессе ее передачи), где цель – Абсолют (Бог как субстантив совершенства). Идеология и куфр – это тромбы – старые сгустки информации, мешающие дальнейшему ее продвижению. Отсюда понимание сатаны не как сущности, но как персонификации препятствия. К примеру, в Евангелиях Иисус называет сатаной как раз своего ученика Петра (Евангелие от Матфея 16:22-23).
Итак, Вадим Штепа утверждает: "всякую историческую действительность преобразуют именно утописты". Для пояснения этого тезиса он использует исторические иллюстрации. Например, первая глава "RUтопии" называется "Почему непобедима Америка?". Ответ для карельского философа очевиден: США непобедимы благодаря своей воплощенной американской мечте, суть которой в федерализме (каждый штат имеет своего губернатора и собственное законодательство) и "жесткая защита своих граждан и их интересов". Расцвет и влияние Советского Союза и немецкого Третьего Рейха также были обусловлены утопическими проектами. Сутью коммунистической утопии было построение "свободного общества равноправных", а фашистской – "воплощение Золотого Века" легендарных ариев и реализация проекта сверхчеловека.

Принцип Сети

Однако в процессе чтения "RUтопия" возникает вопрос: почему американская утопия просуществовала около трех веков и только-только начинает превращаться в идеологию, а век коммунистической и фашисткой утопий значительно короче. Складывается впечатление, что у утопий есть некий критерий, соблюдая который они живут, а не соблюдая – умирают. Поэтому для Вадима Штепы утопия это не просто проект преобразования действительности, но реализация строго определенного метафизического принципа Сети, который постмодернисты Жиль Делез и Феликс Гваттари обозначили в символе ризомы – корня с отсутствующим центром (например у картофеля). Поэтому карельский философ называет утопиями раннее христианство и иудаизм, а проект евразийцев и исламистов называет антиутопическим, хотя он в не меньшей степени стремится к преобразованию действительности.

Евразийцы на взгляд Штепы антиутопичны потому, что противопоставляют себя "атлантистам" и пытаются реанимировать "ордынско-имперскую идеологию". Однако карельский автор иногда отходит от своего принципа позитивной утопии и сам начинает видеть в евразийцах врагов. Так Штепа предрекает "цивилизационную границу" между Северославией (собственной утопией карельского автора, о которой будет сказано ниже) и Евразией и решительно настаивает на "демосковизации русского пространства". Очевидно, что "образ врага" является закономерным процессом становления утопии. Достаточно вспомнить, что на ранних этапах воплощения эталонной для Штепы американской мечты протестантские поселенцы тоже имели врагов в виде индейцев, которых ассоциировали с библейскими филистимлянами – конкурентами в борьбе за землю обетованную. Отсюда грань между утопией и антиутопией становится объективно неразличимой, а субъективно произвольной.

Различение "ислам – зульм"

С исламистами сложнее. От них карельский философ предпочитает отгородиться и заключить своеобразный "Дейтон" по аналогии с перемирием между христианами и мусульманами в Боснийской войне 1992-1995. В своем фактическом (хотя и с некоторыми оговорками) неприятии ислама Штепа ссылается, в сущности, на субъективные ощущения и предрассудки, такие как отсутствие притягательности, "варварские" ассоциации, чуждость русскому уху и проповедь абсолютного поклонения. Первые два аргумента можно приписать инфильтрации неолиберальной пропаганды. На третий аргумент можно возразить, что русский язык не китайский и достаточно пластичен при заимствовании новых слов из других языков. Кроме того, ислам не исчерпывается арабской культурой: почитаемый в исламе пророк Моисей говорил на иврите, а Иисус на арамейском языке. Четвертый аргумент основан на отождествлении ислама ("покорности", "предания Богу") и зульма ("внешнего принуждения"). Внешне эти понятия схожи: в обоих случаях речь идет о репрессии и подавлении. Однако ислам – это триединство самодисциплины, самоотречения и самоограничения, без которых невозможна творческая сублимация и вера с ее устремленностью к совершенству. Тогда как зульм – это диктатура, покорность внешняя, требуемая со стороны Другого, например, священника или общины. Ислам направлен против зульма во всех его проявлениях, как светских, так и духовных. Одно из коранических обвинений против ортодоксальных христиан заключалось как раз в том, что те "взяли книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха" (Коран 9:31). Исламское сообщество (умма) представляет собой конфедерацию самоуправляющихся общин (джамаатов). Ислам антиклерикален по сути, в нем нет иерархической церковной организации, нет института посредников между человеком и Богом. Муфтияты – это нововведение (бид’а) турецких султанов, свергнувших последнего халифа и претендовавших на роль "повелителей правоверных".

Справедливо борясь против зульма, Штепа выплескивает вместе с водой и ребенка – ислам как внутреннюю самодисциплину. Превознося метафизический принцип Сети, карельский философ "выказывает фатальную глухоту к многозначности русских слов": сеть – это то, чем улавливают на погибель. Сражаясь с центрами – этими побочными и закономерными эффектами самоорганизации хаоса – он не замечает главной опасности современного "постмодернистского" общества, обозначенной в исследовании Герберта Маркузе "Одномерный человек" (1964): "В сверхразвитых странах все большая часть населения превращается в пленников, плененных не тоталитарным режимом, а вольностями гражданского общества, чьи средства развлечения и облагораживания принуждают Другого разделять их звуки, внешний вид и запахи". На смену центристской отупляющей идеологии идет децентрированная, но не менее отупляющая попса. Потребление как проект немедленного и неограниченного удовлетворения потребностей разжижает и ослабляет само желание. Такое состояние не только не создает "предпосылки к абсолютной утопии", как пишет Штепа в главе "Воображаемое общество", но, напротив, вызывает только апатию. Культурогенез посредством сублимации является следствием подавленного желания – таков тезис фрейдизма; а исламская теология утверждает, что ширк (пролиферация желания) не менее опасен, чем тагут (зацикленность на сверхценной идее).

Но все же карельский философ прав, заявляя, что среди симулякров (виртуальных образов современности) могут оказаться трансгрессоры (термин Сергея Корнева) – явления, взламывающие лед настоящего. Трансгрессоры превращают нынешнюю эпоху Постмодерна в новую протореальность. Распыление тагута в ширк способно подготовить почву для нового обновления веры.

Рождение Севера

Какова же утопия Вадима Штепы? Несмотря на заявленное "никаких чрезмерных описаний общества будущего", представления проект RUтопия все же имеет очертания. Карельский философ утверждает, что в будущем благодаря глобальному потеплению центральные районы Земли превратятся либо в безжизненную пустыню, либо уйдут под воду, тогда как северные циркумполярные регионы окажутся наиболее пригодными для человеческого существования – там появится новая цивилизация. Ядром ее станет русский север – самый многолюдный и просторный. Штепа использует разные названия для обозначения грядущей цивилизации, которые призваны подчеркнуть ее суть: Северославия, Сверхновый Свет, Белая Индия, Гиперборея, Беловодье, Новая Гардарика – все эти имена символизируют симпатии карельского автора к федеративным проектам, соответственно, Югославии, США, Индии, древнегреческих полисов, сети старообрядческих согласий и Новгородской республики. Создание новой цивилизации мыслится не через разрушение предыдущей, а через укрепление северорусского и сибирского регионализма и включение этих краев в глобализацию минуя московский центр и транснациональные монополии. Особая роль в этом проекте отводится конвергенции Чукотки и Аляски, которая будет знаменовать начало новой эры, поскольку крайний Запад и Дальний Восток сомкнуться. Деление "Запад – Восток" обессмыслится. Это и будет рождением Севера.

Несмотря на то, что в позитиве проект Штепы выглядит ортодоксально леволиберальным – светское государство, сильное гражданское общество, веротерпимость, антимонополизм, ориентация на американскую демократию - акцент на радикальном федерализме выглядит действительно привлекательным. Излишняя централизация мира, во-первых, приводит к расцвету транснациональной бюрократии, имеющей сомнительную легитимацию; а во-вторых, к жесткому делению "столица – провинция", когда целые регионы мира обречены на атрофию из-за оттока интеллектуальных и финансовых ресурсов в центр.
При всей своей неоднозначности книга "RUтопия" имеет главное достоинство – это, говоря словами Вадима Штепы, подлинный постмодернистский текст, который "учит не правильно жить, а многомерно мыслить".

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1120939200


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх