Б.Мусаев - Истеъфо как национальная идея для Узбекистана. Часть 4-я 10:14 13.07.2005
Истеъфо как национальная идея для Узбекистана.
4-я часть.
Бахадыр МУСАЕВ, социолог (Ташкент).
Сегодня два месяца как пронесся над узбекским городом Андижаном свинцовый ураган.
Кажется, что насильственная страшная смерть детей и женщин 13 мая 2005 года - это зло еще, совсем рядом, и может оставаться жить с нами рядом и завтра.
Вместе с тем, нельзя не признать, что идея Истеъфо, то есть отставка президента И. Каримова, особенно в первые дни, после безвинно пролитой крови мирных людей, стала приобретать реально признаки осуществимости отнюдь не какого - то прожекта, а вполне близкого и теперешнего по времени акта.
Итак, вопрос об отставке стал предметом разговоров многих моих соотечественников. Во всяком случае, где бы не находился и с кем бы я не общался, "провоцируя" на посильные соображения относительно легитимности власти, то получал в ответ, ставшие вполне одиозными суждения типа рекомендации того самого сантехника из старого анекдота времен советов, что де замена деталей санузла ничего не поправит и выход лишь один - надо менять систему. Ну, а оппозиционерам и равно правозащитникам, как говорится, сам Бог велел более основательно и серьезно рассуждать об Истеъфо, в контексте сложившейся в Узбекистане нынешней социально - политической ситуации.
Вот, в частности, после беседы 6 июля с.г. с Генеральным секретарем партии "Эрк" А. Арифовым(см. об этом Б. Мусаев Истеъфо…3-я часть) я имел возможность встретиться 12 июля с Председателем Общества Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ) Толибжоном Якубовым (Т. Я.).
Ввиду его занятости, связанной со сборами к отъезду в Вену и подготовкой к выступлению на международной конференции по правам человека (14 - 15 июля), организуемой ОБСЕ, я спросил его: Вы согласны с идеей отставки президента?
При этом, наводящем вопросе, был получен от него предельно краткий, но, на мой взгляд, чрезвычайно содержательный ответ следующего характера.
(Т.Я.) "Согласен с идеей Истеъфо. Вместе с тем, желание и требование отставки представляет некое состояние общества. Моя позиция в данной связи сводится к тому, что идея Истеъфо должна созреть до формирования, лучше сказать, одновременно осознанного выражения воли народа (общества) и способности добиться отставки президента, ближайших ему людей из первого эшелона власти, следом за ними руководителей второго и третьего эшелона, вплоть до районных хокимов (мэров городов районного масштаба). Понятно, что для осуществления Истеъфо на практике надо иметь конкретные рычаги эффективного давления на власть. Пока, будем откровенны, нет таких рычагов Поэтому, не может и быть речи о том, что есть условия для реализации идеи Истеъфо. Второй момент материализации названной идеи предполагает, что власть имеет добрую волю или разум, чтобы подчиниться волеизъявлению народа. К сожалению, в узбекистанском обществе нет ни первого (реальных рычагов давления на власть), ни второго - доброй воли власть имущих. Не преувеличу, сказав: Истеъфо - отставка президента и последующее низложение руководителей на всех уровнях власти является, по моему убеждению, областью утопии. Тем не менее, не отрицаю, что идея отставки выступает выражением твердых убеждений и намерений отдельных личностей, заметной чертой в сознании некоторых групп мусульман из среды верующих, представителей интеллигенции.
Знаете, мне приходится немало ездить и быть среди простых людей нашей страны. И меня поражает их ясное понимание того, кто сотворил бойню. Они пока не выказывают это громко и вслух. Но в глазах, простейшей повседневной реакции немалого числа тружеников из различных групп населения, мной улавливается и читается, явное отторжение версий официоза. Вероятно, такая мудрость приобретена в результате опыта контактов с местными властями.
Моя, вышеприведенная оценка возможности осуществить Истеъфо, носит, как видите, трезвый, если не сказать скептический оттенок. Я считаю, что пока жив И. Каримов и стоит у руля власти, не следует нам строить преждевременных надежд, иллюзий. Требовать от Каримова, чтобы он ушел - нонсенс. Мы уже наблюдаем в эти прошедшие два месяца, что президент и вся его рать цепляются за все что угодно, которое бы ему и им продлили власть. Кстати, напомню Вам, что я в 1992 году написал статью "Президент - историческая личность" в еженедельную газету нашего движения "Бирлик", где отмечал: И. Каримов превратит Узбекистан в репрессивное полицейское государство. Так оно и случилось.
Безусловно, я не хочу тем самым сказать, что надо сидеть сложа руки. Я за то, чтобы готовить общественное сознание к идее Истеъфо. И в этой связи я приветствую своевременность появления серии статей на данную злободневную тему. Они должны вызывать резонанс, приближать то, к чему мы все с вами стремимся".
Вместо заключения.
Не знаю, как другие, а я живу и с неприятным и оскорбляющим человеческое, национальное достоинство ощущением, что наше общество за это время все больше деградирует. Очевидно, что оно растлевается и нищетой и обманом и страхом. Именно эти обстоятельства позволяют политическому режиму не только удерживать и продлевать власть ее носителям, а худо - бедно оправдывать насилие и террор, принявшим в случае с Андижанскими событиями государственные масштабы.
В самом деле, совсем скоро вслед за многочисленными проявлениям "гласа" народа, его "нравственным" возмущением и негодованием против правозащитников, оппозиционеров, "исламистов" и конечно, "продажных" журналистов, появится главный документ - результат работы комиссии по расследованию событий 13 мая с.г.
В этой связи, с не менее с высокой степенью уверенности, чем отдельные российские политологи, которые без скромности, ссылаясь на свой якобы наметанный глаз (так и напрашивается аналогия с именами индейцев типа "большой змей", "зоркий глаз") делают обобщающие выводы, что де Андижанские события дело рук 300 вооруженных боевиков, я хотел бы заявить следующее.
Не надо быть очень наблюдательным и интеллектуалом, чтобы предвидеть: содержание ожидаемого документа, естественно, рождающегося под чутким руководством Совета Безопасности аппарата президента и СНБ, послужит обоснованию политического режима Узбекистана во главе с И. Каримовым; будет оправдывать совершенное зло, представляя его как единственно верным действием, направленным будто бы против исламских экстремистов, связанных с международными террористическими центрами; предоставит многочисленные примеры "злодеяний" в убийстве детей, женщин, стариков, "признания" и "покаяния" тех, кто каким -либо образом был связан с событиями на площади Бабура и прилегающих ей улиц Андижана; соберут "факты" о существовании, т.н. "стратегии заговора" против суверенитета народа Узбекистана и ниспровержения конституционного строя с целью установления халифата в Ферганской долине…
Фактически, документ, если можно будет назвать его таковым, явится подтверждением мнимой победы системы обмана, созданной режимом и апробированной наиболее изощренно на примере Андижанских событий. Вместе с тем, мы бы погрешили против истины, не признав, что не первый год в стране существует ложь в системно оформленном виде, когда происходит проникновения ее в массовое сознание и основные сферы жизни общества. В действительности, на протяжении более десятилетия в Узбекистане идеологами власть имущимих делались небезуспешные попытки вывернуть наизнанку многие привычные значения и смыслы о том, что такое правда и ложь, друзья и враги, добро и зло, свобода и рабство, демократия и деспотия (диктатура) … Разумеется, документ станет "иделогическим" подспорьем уничтожения всякого инакомыслия, оппозиционности, ростков критической мысли в Узбекистане под флагом борьбы за идеи независимости, построения "очень светлого будущего", неустанного укрепления национальной и региональной безопасности, дальнейшего углубления (куда глубже)) демократических реформ и повышения (куда больше) благосостояния народа, устремлений к интеграции и созданию единого экономического пространства в Центральной Азии и т.д. и т.п.
Все же, хочу думать: правда не в том, что мы фатально обречены идти от кризиса к катастрофе, а в рождении и укреплении надежды на лучший исход судьбы страны, ее народа. И по данному поводу, наверное, уместно повторить, несколько перефразируя одно стихотворение Мухаммада Солиха двадцатилетней давности (1985 г.)
Нам не поможет небо,
И земля нам не поможет!
Но - поможет нам небо,
И земля непременно поможет,
Если мы будем в единстве и вместе.
13 июля 2005 г. Ташкент, Узбекистан.
|