Б.Мусаев - Дух и во тьме светит! Истеъфо как национальная идея для Узбекистана. Часть 5-я 02:06 18.07.2005
Истеъфо как национальная идея для Узбекистана.
Часть 5-я.
Бахадыр МУСАЕВ, социолог (Ташкент).
Поистине дух и во тьме светит.
В Узбекистане, несмотря на удушливую атмосферу несвободы, в результате укрепляемых политическим режимом порядков по их правилам игры, дышать стало, будто немного легче.
На самом деле, ведь то, о чем прежде шептали единицы людей с оглядкой, повторяют теперь вслух все большее число людей. Они говорят "Истеъфо!", имея в виду отставку президента И. Каримова.
Первые ростки, повторяемого нами слова, которое, как очевидно, является национальной идеей, прорвались и обрели жизненность в весенние дни 2003 года.
Это случилось таким образом.
По центральным улицам Ташкента проехала легковая машина марки NEXIA, на лобовом стекле которого для всеобщего обозрения был приспособлен плакат с надписью: "президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в отставку! " За стеклами заднего сидения - не менее дерзкие слова: "Правительство Узбекистана в отставку!"
Информация для сведения.
Возмутителем спокойствия, то есть владельцем машины и соответственно за ее рулем, напомним, был Олег Николаев, воин - афганец, проживавший на тот момент в г. Ташкенте. Вслед за требованием отставки президента (настоящим порывом души, подобным бунту), через несколько дней, он устроил пикет на центральной площади столицы у здания Кабинета Министров. В руках Николаева был плакат, выражающий несогласие со снятием льгот воинам - афганцам.
Жизненные обстоятельства привели борца одиночки за права "афганцев" в лагерь оппозиции. Олег Николаев вступил в партию "Эрк", руководство которой, кстати, помогло ему попасть на проходившее 3 мая 2003 г. в Ташкенте ежегодное собрание Европейского Банка (ЕБРР) и встретиться с его главой для передачи материалов о состоянии воинов - афганцев в Узбекистане.
Статус заслуженного ветерана - воина, национальная принадлежность, личная стойкость, поддержка эрковцев и общественный резонанс, который вызвал "безрассудный" поступок Олега Николаева, по-видимому, несколько сдерживали власти, что позволили ему и его семье выжить. Однако Николаевы решили не искушать судьбу. Они вскоре эмигрировали в Россию.
Прошло два года. За период 2003-2005гг. требование отставки президента перестало быть фактом, вызывающим эффект бомбы или грома среди ясного неба.
По нашим подсчетам к лету 2005 г. общее количество людей, требующих открыто и публично отставку президента перевалило за сотню.
Во-первых, к ним следует отнести большую группу фермеров из Кашкадарьинской области (примерно человек 50), которые месяца два назад с.г. в целях привлечения внимания международного сообщества к вопросам нарушения прав собственников, произвола властей, устроили пикет у здания посольства США в Ташкенте.
Во- вторых, это и отдельные представители интеллигенции в лице, например, поэта Юсуфа Джумы, певца Дадахона Хасана, андижанского поэта и правозащитника Нурмухаммада Азизова, наманганского правозащитника Сабитхана Устабаева. Некоторые из них сидят в камерах предварительного заключения или уже отсидели там некоторое время в отместку требования отставки президента за расстрел мирной демонстрации в Андижане.
Впрочем, надо начать разговор сначала, то есть, взять за точку отсчета прецедент, созданный в 2003г. О. Николаевым. Дело его подхватили правозащитники Елена Уралаева, Юрий Коноплев, Абдуджалил Бойматов, Лариса Вдовина и другие.
Я назвал фамилии, которые давно стали предметом разного рода оскорбительных нападок официальной прессы Узбекистана, выполняющих заказ властей. Есть и вторящие им люди, в лучшем случае из категории чистоплюев, считающих себя интеллектуалами. Однако их рассудочность и житейская мудрость, если и не сродни капитулянтству перед мерзостями системы (читай неосознанному и чаще осознанному, откровенному холуйству перед властью), то, несомненно, ничто перед высоким началом духа "неразумного" поведения перечисленных правозащитников.
Лично я уважаю их, и понимаю чисто человечески, ибо они видят трагическое настоящее страны и переживают за такое настоящее народа, плоть от плоти которого они являются сами, ощущая себя его неразрывными частицами. Этим объясняется, по всей вероятности, что не могут названные люди смолчать и поступать иначе.
Хотя, казалось бы, чего они добиваются и чего добились для себя?
Действительно, с точки зрения здравого смысла их поведение представляется целым звеном безнадежных и обреченных на поражение поступков. Сознаюсь, подобные мысли посещают и меня, когда порой охватывает отчаяние и кажется, что мы живем здесь, как говорится, богом забытой стране, где нынешний день накладывает черты вечности на насилие, ложь, подлость, несправедливость, бедность, нужду, глупость, предательство, продажность, воровство, бесчеловечность, беззаконие, произвол…
Однако обратимся к повседневной жизни правозащитников. Вот, к примеру, Елена Уралаева и член секретариата Общества Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ) Абдуджалил Бойматов. Первая за свою правозащитную деятельность избивалась милицией, несколько раз насильственно помещалась в психиатрическую больницу. Второй был, трижды судим, неоднократно подвергался нападениям и избиениям прямо на улице. В результате одного из последних преследований (9 февраля 2005 г.) милицией, как мне поведал А. Бойматов, он был снова избит. При этом у него отобрали и до сих пор не вернули паспорт.
Наверное, мои суждения о правозащитниках и, в частности, в отношении тех, деятельность которых в последние год - два начинает выходить за рамки традиционной правозащиты, не представляют откровения. Тем не менее, считаю нужным в порядке обсуждения и информации для размышления на предмет Истеъфо привести фрагменты ответов А. Бойматова (А.Б.), которому я (Б.М.) при нашей встрече 14 июля с.г. задал несколько вопросов, непосредственно связанными с его выходами на пикеты с плакатом: "Требую отставки президента Республики Узбекистан И. Каримова".
(Б.М.) Я слышал, что направление Вашей деятельности как правозащитника, связано с борьбой за осуществление права человека и гражданина на свободу ассоциаций и собраний, включая право на свободу мирного протеста. Расскажите, пожалуйста, об этом и о том, почему вам правозащитникам так достается от власти?
(А.Б.) "Скажу по собственному опыту: очень нелегко психологически испытывать угрозы для собственного здоровья и безопасности семьи, подвергаться физическому давлению. Между тем, я сам сторонник ненасильственных средств разрешения конфликтов. Но эти средства не работают у нас. Досадно так, потому что конфликтных ситуаций много, а моя идея решать наши проблемы ненасильственными средствами сегодня неосуществима. Причина заключается в отсутствии нужных законов, законопроектов и нормативных документов. Да и правительство не дает возможности организовываться народу для осуществления своих требований и также конфликтов между ним и властью с помощью использования различных мирных средств. Например, 1мая 2003 года, за несколько дней до начала ежегодного собрания ЕБРР, проведенного (4-5 мая) в Ташкенте, я вышел на пикет перед зданием Верховного суда с плакатом "Требую отставки президента Республики Узбекистан И. Каримова". Это был моя первая акция политического содержания. Относительно моих столкновений с сотрудниками правоохранительных органов, о том, какие я получал тумаки, претерпевал унижения, говорить тяжело. Поэтому, если позволите, не буду касаться этого.
Не хочу говорить и о том, как приходили ко мне домой, представляясь работниками хокимиата, переодетые сотрудники СНБ, МВД и предлагали свою помощь в решении моих проблем. Знаете, как говорится, я испытал на себе попытки применения властями методов кнута и пряника. Только скажу, что однажды я им ответил также полушутливо, как и они со мной разговаривали: у меня нет таких личных проблем, которые бы решили Вы и решали за меня. Я всего лишь хочу свободы для народа и конечно для себя тоже.
28 июля того же 2003 года я уже был не один. С требованием отставки президента со мной, теперь у здания городского хокимиата (мэрии) нас было уже четверо: Юрий Коноплев, Лариса Вдовина, Елена Уралаева и я. Наша акция была вызвана тем, что на наши прежние призывы освободить из заключения правозащитников власти не обращали никакого внимания. А это, согласитесь, противоречит обещаниям И. Каримова проводить демократические реформы, в том числе в политической сфере.
Через два дня (30июля) мы в том же составе организовали пикет у Кабинета Министров на центральной площади города. Как только был, развернут плакат с требованием отставки президента, на нас кинулись два милиционера и люди в штатском.
Организовывались в то лето неоднократные пикеты и перед Телерадиовещанием прямо у выхода станции метро "Пахтакор", где, кстати, Вы тоже принимали участие. Мы очень желали, чтобы местные журналисты видели, что в Узбекистане немало граждан, требующих отставки президента. Помните, Бахадыра Чарыева, который в прошлом году (2004 г.) был вынужден из - за преследований властей покинуть страну. Он в то лето 2003 года носил тогда майку - футболку с надписью: требую отставки И. Каримова.
Осенью того же 2003 г. я вновь стоял с плакатом аналогичного содержания у здания аппарата президента. Тогда я продержался целых полчаса. Ко мне подходили штатские и тихо говорили: уберите плакат. Но не смели срывать плакат, так как присутствовали иностранные журналисты, представители ОБСЕ и сотрудники посольств из западноевропейских стран. Так происходило не раз, что я или еще несколько пикетчиков с требованиями отставки стояли подолгу с плакатом во время других пикетов. Подобные ситуации повторялись, когда на пикеты наведывались сотрудники посольств США, Великобритании, Швейцарии и Германии".
(Б.М.) Какое отношение имеет к Вашему направлению правозащитной деятельности то, что Вы являетесь одним из первых, кто стал выступать с требованием отставки президента? Насколько, представляется, это должно быть прерогативой оппозиции и вообще является политическим вопросом? Объясните Ваши мотивы отставки президента?
(А.Б.) "Ответ мой простой. Меня и моих коллег подтолкнули на обращение к этому политическому требованию ужесточение репрессий власти именно в отношении правозащитников. Далее. Во-первых, как я уже сказал ранее, не проводятся в стране демократические реформы. Во - вторых, мы правозащитники хотим показать тем самым, что у нас есть законное право требовать отставки президента, так как именно президент, который должен выступать гарантом соблюдения Конституции Республики Узбекистан, где записаны наши права, сам нарушает Основной Закон.
Мы, текстуально проанализировав Конституцию, обнаружили, что с точки зрения соблюдения буквы закона в отношении прав человека власти нарушают содержание 31 статей.
Я требую отставки президента за абсолютную бедность и нищету абсолютной части народа Узбекистана. По данным Всемирного Банка от 77 до 80 % населения нашей страны является нищим.
Я выхожу на пикет с плакатом, где записано требование его отставки по причине того, что нас всех хотят повергнуть и сломать страхом.
Я буду продолжать требовать отставки, потому что, на то у меня есть права гражданина по Конституции и Всеобщей Декларации Прав Человека.
И, наконец, народ созрел, пробудился и видит, что власть эта не намерена выражать и тем более защищать его интересы.
Поэтому считаю, что первый шаг выхода из этой ситуации и начала изменений в стране заключается решительно в том, чтобы добиться отставки президента И. Каримова.
Я бы желал, чтобы к власти и, прежде всего, во главе государства народ допустил (избрал) таких людей, у которых был бы менталитет, основывающийся на уважении прав человека, а значит, признающих и свободу СМИ, свободу ассоциаций, независимые профсоюзы, право для дехкан, рабочих и всех тружеников на …"
Вместо заключения и комментария.
Изложенное дает основание повторить хрестоматийную истину: дух и во тьме светит. Но при этом было бы справедливо добавить от себя, что он (дух) будет набирать и реально начинает набирать силу.
Я слышу слово "Истеъфо". И чувствую и понимаю, что оно идет из глубины, пробуждающейся воли народа.
15 -16 июля 2005г. Ташкент (Узбекистан).
|