А.Сарбонов: Каримовский режим – режим-мутант 01:04 31.07.2005
Каримовский режим – режим-мутант.
Алишер САРБОНОВ, независимый журналист
"Нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими" М.Т.Цицерон (106-43 г.г. до н.э.)
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: 1) но тому, в чьих руках власть; 2) по тому, как эта власть используется. "Неправильные" формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К "неправильным" формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство).
Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов: а) демократический политический режим; б) либеральный политический режим; в) авторитарный политический режим; г) тоталитарный политический режим.
С точки зрения наших узбекских реалий на протяжении последних 15 лет мы живем при пост тоталитарном – авторитарном каримовском политическом режиме.
Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов " TOTALITAS "- цельность, полнота и "TOTALIS" - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. От чисто тоталитарного режима каримовский режим отличается только тем, что у нас не массовой партии, которая могла выдать национальную идею, общую идеологию и сплотить вокруг нее народ. Зато у нас есть своеобразный, правильнее сказать - безобразный феномен "узбекской многопартийности", потому что эти т.н. "партии" организованы не демократическим способом - они строится вокруг Каримова и по указанию Каримова перед каждыми "выборами" в Парламент. А, в остальном, у нас - узбекский тоталитаризм с примесью не менее уродливого авторитаризма. Власть идет вниз от Каримова, а не вверх - от масс. Тоталитарными являются режимы, при которых:
1). есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
2).партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.
3).доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя " Библия". Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, ее система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.
4). тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
5). при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
Все вышеперечисленные характеристики профессор из Хайденберга - Карл Фридрих (совместный труд К.Фридриха и его молодого польского коллеги Збигнева Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия", 1956 г.) называет "синдромом". Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие "синдромы" тоталитаризма: не было массовой партии, не было "священной" идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации.
В определении Фридриха есть одно слабое место. Может ли тоталитарная система изменяться и эволюционировать? Фридрих и Бжезинский утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый пост тоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется (например, СССР при Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто тоталитарный и пост тоталитарный.
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарной политической системе присуще следующие черты: 1). Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.) Тиран Каримов, оставаясь на своем посту, не допустит, чтобы кто-нибудь кроме него и его дочерей был носителей власти в Узбекистане. Хотя имеются данные, что Каримов, следуя "дружескому совету" и под гарантию В.Путина о неприкосновенности, собирается сделать политический ход а-ля Ельцин и для этого лихорадочно ищет приемника, но такого, чтобы в угоду популизма не расстрелял его.
2) Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но она принимает их по своему усмотрению. До последнего времени Президент подписывал Законы, хотя это удел Олий Мажилиса.
Каримов может с полной уверенностью повторить слова французского короля Людовика XIV - "Государство - это Я". Приведу еще одно историческое сравнение. Все кто был в историческом мемориале "Куня Ургенч", наверняка видели "Калта Минор", минарет так и остался недостроенным, потому что выяснилось - с высоты его можно было видеть внутреннюю часть ханского двора - гарем. Каримов, боясь даже малейшего контроля граждан, приказал снести высотное здание на площади "Мустакиллик", потому что с его высоты можно видеть, как бездельничают господа сенаторы и прочие деятели, (в настоящее время работы по сносу приостановлены в виду отсутствия финансирования).
По той же причине планировалось снести, два верхних этажа в семиэтажном доме на пересечении проспекта Ш.Рашидова и улицы Раджабий, где живут маститые деятели культуры. Но последние возмутились и тогда нашли "каримовское" решение (прошу не путать с соломоновым") - в два верхних этажа будут вселены сотрудники СНБ, вместо "неблагонадежных" интеллигентов.
3).Опора (реальная или потенциальная на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. Реальная опора Каримова - наши "народные" вооруженные силы "славные" участники взятия Андижана. Что касается популярности режима, то он пользуются непопулярностью среди всех слоев населения и просто чудо, что он до сих пор правит. Свита относится к Каримову как к чемодану без ручки - и бросить жалко и нести тяжело.
4). Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов, и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. У нас официально существуют пять партий- близнецов, которые после последних выборов, несмотря на полную идентичность своих программ, ухитрились объявить себя оппозицией друг к другу. Хотя все кормятся из рук "многоуважаемого". Перефразируя В. Маяковского можно сказать – "Мы говорим партия, подразумеваем Каримова…".
5). Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и, прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления. В таком ракурсе чистый авторитарный режим кажется Каримову слабоватым, даже чересчур либеральным, поэтому в этом вопросе он проявляет "чистый" тоталитаризм: полный контроль над всеми и за всем.
6). Рекрутирование политической элиты путем введении в состав выборочного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. Последние выборы, даже со вторым туром, не помешали Каримову, и "избрать", и частично и назначить "закаленных", прирученных "деятелей" в Сенат.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что Каримовский пост тоталитарный авторитаризм - самый уродливый режим-мутант во всем постсоветском пространстве, потому что в отличие от "чистого" авторитаризма вобрал в себя самые худшие составляющие тоталитарного режима, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного Каримова, не допускающего политическую оппозицию, не допускающего автономию личности и общества во всех сферах. Каримовский авторитаризм полностью несовместим с уважением всех прав личности. Уродливость Каримовского режима, на мой взгляд, проявляется и в полной зависимости государственной политики только от субъективной позиции, а иногда от капризов главы государства, полного отсутствия у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола тирана, большой ограниченности политического выражения общественных интересов. Например, Каримов уехал с последнего дня саммита стран ШОС, даже не соизволил поздравить хозяина саммита - Н. Назарбаева с юбилеем. От таких капризных выходок Каримова страдают в большей степени узбекский народ, заинтересованный в укреплении связей со своим вечным соседом.
К "достоинствам" тоталитарно-авторитарного Каримовского режима можно отнести: способность мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных личных задач или капризов дочерей; любыми путями, даже кровавыми, преодолевать сопротивление политических противников и эмоциональные выступления нищих граждан.
В современных условиях постсоциалистических стран "чистый" авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться только в криминальный диктаторский режим личной власти. Идеальный пример перед нашими глазами уже на протяжении последних 15 лет. За это время очень много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей.
В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.
Основной задачей настоящих (некаримовских) оппозиционных партий, на мой взгляд, является - помочь народам Узбекистана осознанно подготовиться к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, чтобы грядущая демократия действительно создала наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.
|