Б.Мусаев - Истеъфо как национальная идея для Узбекистана. Часть 6-я 00:54 02.08.2005
Истеъфо как национальная идея для Узбекистана. 6-я часть.
Бахадыр МУСАЕВ, социолог (Ташкент).
Со дня Андижанской бойни минуло почти три месяца.
В Узбекистане сегодня тишина. Однако, тишина эта обманчива. И, конечно, она уже не носит кладбищенский характер, так как в сознании народа родилась и продолжает жить, разрастаясь идея отставки президента. Это происходит, несмотря на активизацию носителей власти в плане их деятельности по наведению и укреплению в стране каримовской модели порядка.
Истеъфо, это идея, которая никем не придумана и тем более не может кому - либо принадлежать. Требование отставки президента - веление времени. И осуществлению этой идеи должно придаваться в нынешней ситуации всеми нами - узбекистанцами громадное значение. Фактически речь идет о судьбе, историческом шансе целого народа и всей страны выйти на путь свободы, демократии и цивилизованного развития.
Пришло время, когда критически настроенной и образованной части узбекистанского общества следует безотлагательно делать ровно то, что нужно делать. Мы имеем в виду необходимость направления ими всей своей интеллектуальной изобретательности в конструктивное русло, например, прилагать усилия по части пробуждения сознания людей, чтобы помочь им подняться с колен, выпрямить позвонки и обрести реальный шанс стать свободными гражданами.
Уместно в данной связи заметить: не достойное занятие клеймить своих соотечественников, особенно из той части "низов", которым свойственна инертность, покорность. Представляется, при существующих обстоятельствах недопустимы любые "резкие движения" в адрес "темных", немых, блуждающих в потемках безвременья (межвременья) людей. Самоочевидно, последние требуют к себе разумного, нравственного отношения и терпения, что немыслимо собственно без уважения человека, принятия его таким, каким каковым он предстает в реальной повседневной жизни - далеко не праведным, сознание которого характеризует ценностное предпочтение простого сложному. И совершенно было бы уместным напомнить прописную истину о том, что рядовой наш человек, к сожалению, глубоко поражен со времен советов желанием жить в простом и понятном ему мире, не думать, руководствуясь в своем поведении готовыми образцами, предписанных "сверху" истин. Данное обстоятельство объясняет, почему так немало в стране людей готовых поддаться лжи и самообману.
Поэтому остается актуальной тривиальная, но истинная мысль: надо элементарно просвещать людей, снимать им шоры с глаз, чтобы рассеялись их иллюзии, разрушить их негативные стереотипы - эти картинки в голове о природе власти, например, представления о президенте как "большом человеке", а равно человеке, якобы определившем эпоху и т.п. Здесь, пожалуй, было бы правомерно говорить и о долженствовании оппозиции совместно с критически ориентированными в отношении к режиму личностей вести действенную работу среди названных "темных", немых людей, чтобы сдвинуть их сознание. В частности, я убежден: только такой путь предоставит возможность найти общий язык с массами, которых не станет больше характеризовать сплошное молчание. Уверен также: имеет большой смысл поднимать вопросы о том, каким образом формировать человека с раскованным мышлением, без чего, мягко выражаясь, очень затруднительно вызвать у человека правильный выбор пути к свободе.
Известно, не было ни в одной реальной жизни народов сказочных историй с благополучным счастливым исходом, когда абсолютная их часть целиком озабоченная одним только желанием сохраниться физически, проявляла бы трусость и подлость, выживала за счет предательства в отношении себе подобных.
Движение вперед, здоровое желание подняться на цивилизованный уровень, естественно, в первую очередь, предполагает, что люди обрели единство, сумели консолидироваться, имеют способность проявлять солидарность, поддерживать друг друга, готовность бороться за свои фундаментальные жизненные права и интересы.
Ведь, названные права и интересы в Узбекистане подавляются открыто и откровенно в самом циничном виде. Более того, как видно, после событий в Андижане персоналии из первого эшелона власти и их сподручные активно работают над тем, чтобы разом свершить прорыв по закреплению своих, еще ранее установленных правил игры и заставить всех жить по этим правилам. Это заметно, хотя бы по тому, как в последнее время президент И. Каримов издает много указов - приказов, понижает в должности одних чиновников, повышает других, снимает - назначает их на ключевые посты исполнительной власти. По - видимому, мы имеем дело с его лихорадочными попытками укрепить свою личную власть и, разумеется, властные и экономические позиции своей семьи.
Очевидно, в стремлении продлить власть нынешнего политического режима, бесповоротно потерявшего остатки легитимности, президент и его ближайшее окружение не останавливаются и не остановятся ни перед чем. Свидетельством тому, скажем так, ужесточение и без того, проводимой прежде властями крайне неразумной внутренней политики. Она, эта политика, в частности, включает в себя: умение с помощью нужных людей провоцировать народ; способность "вправлять мозги" оппозиции, правозащитникам и иным возмутителям спокойствия "верхов", всяким там инакомыслящим; последовательно и без оглядки на права человека "предупреждать" с помощью насилия и произвола смуты, бунты; "тушить" социальные протесты людей "свинцовыми дождями", толкая тем самым общество в деструктивную пропасть. Бездну этой пропасти первыми среди узбекистанцев ощутили живые и мертвые андижанцы. События в Андижане выступают показателями, указывающими, на мой взгляд, на то, что случившееся есть прямой результат уже состоявшейся в Узбекистане социальной катастрофы.
Какие же жизненно важные уроки извлекли носители власти из этих событий? Да никаких! Впрочем, они добровольно увязли в дерьме словоблудия о безопасности, угроз экстремизма, терроризма, защите суверенитета народа, которые не в силах и не могут скрыть горькой и страшной правды об Андижане.
Дальше - больше.
Послеандижанский период, судя по неадекватным действиям власти, обнаруживает ее не способность остановить, ими же вызванные разрушительные тенденции в экономике, политике, социальной и духовно - нравственной сферах. Как итог, впереди нас замаячила угроза политической катастрофы. Словом, очень трудно предсказать последствия для страны и региона такой ситуации, связанной с сохранением этой самой власти в Узбекистане, фактически не легитимной и потерявшей доверие народа.
Резюмируя сказанное, считаю нужным сделать следующие выводы, заслуживающие адекватного внимания.
Во - первых, формирование объективных и субъективных предпосылок перехода идеи Истеъфо в практическую область имеет позитивное общенациональное значение.
Во - вторых, Истеъфо или брожение в обществе идеи отставки президента в лице И.Каримова знаменательно в том смысле, что она (идея) в потенции и фактически явится реализацией исторического шанса народа и в то же время выступит выражением его политической воли, степени зрелости социального и национального самосознания, готовности совершить ненасильственный переход от диктатуры к процессу действительного строительства демократии.
В - третьих, нельзя исключать: в условиях запрета светской оппозиции и крайне неблагополучного положения абсолютной части народа в социальном отношении (уровня жизни, состояния занятости и т.п.), не легитимности власти, появится угроза того, что осуществление идеи отставки президента может принять неконтролируемый характер.
В - четвертых, несмотря на вышеизложенное (см. в - третьих) идея Истеъфо, имеет сегодня положительное значение для решения вопроса жизни и смерти тысяч и тысяч соотечественников. Здесь, в продолжении мысли о создании в определенных обстоятельствах, возможно неконтролируемом характере процесса отставки президента, опять несколько повторюсь, сказав: по причине разнузданности власть имущих в проявлениях правового беспредела и произвола, идея отставки в перспективе своего осуществления не всегда может гарантировать человеческую безопасность для наиболее отличившихся сторонников и радетелей современных порядков.
В - пятых, хотя требование отставки президента И. Каримова как идея еще не получила широкого распространения в сознании народа, но она разгорится в скором времени. И одна из задач (функций), созданного Объединения Демократических Сил Узбекистана, как мне думается, состоит в том, чтобы направлять и контролировать процесс овладения массовым сознанием идеи Истеъфо, ее развития и осуществления, дабы она не привела к катастрофическим результатам как искры от бикфордова шнура.
1 августа 2005 г. Узбекистан (г. Ташкент).
|