Б.Мусаев - Истеъфо как национальная идея для Узбекистана. Ч. 7-я. Какая отставка И. Каримова нужна Народу 09:58 17.08.2005
Истеъфо как национальная идея для Узбекистана.
Часть 7-я: Какая отставка И. Каримова нужна Народу Памяти жертв Андижанского расстрела.
Бахадыр МУСАЕВ, социолог (Ташкент).
Почти сто дней прошло от 13 мая 2005 года, этой даты, являющейся для президента И. Каримова роковой и неизбежной в бесславном закате его биографии как политика и человека. Между тем, приближается очередная годовщина празднования, провозглашенной независимости Узбекистана.
Итак, еще один год государственности, вернее было бы сказать, режима власти, продолжающего существовать, благодаря, чудовищной системы обмана, служащей обоснованию диктатуры одного и его деспотического насилия над народом.
Но что же дальше? Неужели, вот таким же образом продолжатся для узбекистанцев годы, подобные дурной бесконечности? А колесо истории надолго и всерьез заклинится на авторитаризме и диктатуре?
Нет, конечно, нет. Еще не поздно начать думать и действовать, озадачившись: что делать сегодня для осуществления отставки президента? Какого рода отставки его следует добиваться, чтобы положить конец типу правления и политического режима, которые оказались опустошительными для страны?
Да и можно ли продолжать хранить молчание, не думать, не задаваться подобными вопросами, бездействовать, находя подобие утешения, например, в мыслях, примерно, соответствующих проявлениям утилитарной апатии, поверженной морали человека, состояние души которого в свое время с блеском выразил Монтень: "В дни, когда злонамеренность в действиях становится делом обыденным, бездеятельность превращается в нечто похвальное" (Монтень. Опыты. М, 1991, с.470).
Изменились времена, но нравы удивительно схожи, выражаемые откровенными признаками духовного упадка и беспринципности, распространением страха и деморализации. Там - средневековая Франция с абсолютной властью монарха, здесь - Узбекистан с полуфеодальным политическим режимом и властью одного на манер восточного деспотизма. Сейчас, у нас в стране каждый из числа наиболее образованных кругов, кого можно формально причислить к элите национальной интеллигенции, может также найти "оправдание" себе и той же утилитарной апатии, молчания и бездействия, в не менее содержательных суждениях отечественного современного писателя, который пишет следующее. "Когда тирания неожиданно сваливается на бедные головы граждан, надо быть круглым идиотом, чтобы в одиночку, в то время как массы приветствуют ее, пытаться остановить на лету глыбу, скатывающуюся с горы. А надо бы всячески помогать ей беспрепятственно скатиться вниз, куда она стремится, самопожираясь и сжигая себя. Чем больше препятствий на пути тирании, тем больше голов появляется на ее драконьем теле.." (Мадалиев С. Житие Юсуфа аль -Магриби// ж. "Звезда Востока" 1996, №2, с.14).
К чему, спрашивается, надо было ссылаться на суждения вышеназванных авторов и какое отношение имеют они к теме разговора? Думайте сами. Я же, пользуясь случаем, позволю ремарку.
Сегодня в Узбекистане нет прежней безликой темной массы. С тех пор, как люди осознали свою несвободу, перестав быть молчаливой массой, так меньше стало среди них легковерных, охотно поддающихся обману. Мы видим теперь перед собой народ, который не приветствует тиранию, ибо он начал просыпаться и увидел сам, ощутив на своей шкуре: глыба, скатывающаяся с горы, то бишь режим власти, не самопожирает и не сжигает себя, а разрушает все на своем пути, сеет террор, репрессии.
У народа трудная судьба и он лишен настоящего. Это происходит, разумеется, по многим причинам. Меня же, в частности, угнетает, что сохраняют до сих пор гробовое молчание, подавляющее большинство образованных людей из слоя гуманитарной интеллигенции, и в том числе (прежде всего), поэты, писатели. Я чувствую и понимаю: ключ к объяснению такой линии жизни кроется в словах "круглые идиоты" (см. Мадалиев С.), если разуметь под ними не глупость и не столько позорное благоразумие гуманитарной интеллигенции, обслуживающей "верхи". Вероятнее всего, горьчайщая истина в том, что они потому и идиоты, так как полностью оторваны от общества, им не до бед и тревог, боли и надежд народа, который они забыли и предали бессовестным образом.
Однако жизнь идет вперед. И коли говорить о судьбе народа, то еще не вечер.
На самом деле, в какой мере допустимо, поднимая тему Истеъфо (отставки президента), ограничиваться рамками риторики, если в плачевном состоянии экономика, а люди в своей повседневной жизни, помимо бедности, претерпевают от политического режима И. Каримова вот уже на протяжении почти полтора десятка лет произвол, беззаконие и насилие.
Перед нами не какие - нибудь одна - две сотни злодеяний, перед нами повсеместно распространенные чудовищные по своей бесчеловечности и в особенности подлости, бесчестности, от которых содрогнется душа нормального человека. Здесь, достаточно назвать Андижанские события - этого мрачного напоминания и воплощения злого духа режима. В майские дни 2005 года он продемонстрировал, с какой беспощадностью способен проводить карательные акции в отношении народа в целях сохранения позиций властвующей политической верхушки.
Продолжая предмет разговора, подчеркнем сразу: маловероятна добровольная отставка правителя.
1. В новейшей политической истории, насколько мне известно, не было еще факта добровольной сдачи власти диктаторами, если только не учитывать случай, связанный с хитроумным уходом Б. Ельцина. Современная же ситуация в Узбекистане, где власть фактически теряет последние крохи легитимности, могут подсказать ее правителю повторить названный ход российского президента с целью спасти свой режим власти, например, предприняв (с помощью ручного ему Олий Мажлиса) попытку отменить институт президентства и "создать" парламентскую республику. Это первый теоретически возможный вариант "отставки" президента И. Каримова.
2. Не исключен второй вариант ухода в силу накопления в стране критической массы протестного потенциала и соответственно социального взрыва. Мы имеем в виду уход наподобие бегства А. Акаева. За данный (и также вероятностный) сценарий развития социально - политической ситуации говорит, реально наблюдаемый хаос в стране. Правда, следует признать: этот хаос пока еще контролируется властью с помощью силы, ресурсов административно - командного стиля работы. Однако, крот история делает свое дело. В экономике, социальной, финансовой и других сферах жизни общества, как неизбежный результат печально известной национальной модели развития Узбекистана, берет верх стихия разрушительных процессов.
3.Как нам представляется, народ Узбекистана однозначно только выиграл бы, если бы состоялась отставка президента, благодаря суду и через суд. Данный третий вариант наиболее приемлемый, потому что он справедливый и явится надежным гарантом предупреждения социального взрыва, реализуя на деле сценарий бескровного падения существующего режима власти.
Настоящий (3-й) вариант отставки осуществим, если ….
Состоится Истеъфо как закономерный итог давления внутренних и внешних противников режима власти, то есть действительного проявления политической воли народа, вклада в это дело усилий объединенных демократических сил Узбекистана, оппозиции, политической и моральной поддержки международным сообществом этой воли и усилий.
Президента вынудят не просто уйти, а держать ответ перед судом общественного мнения страны, международного сообщества и возможно судом юридическим за все плоды своей деятельности.
Такая форма отставки была бы наиболее значима в моральном и политическом смысле.
Помимо всего прочего, если подразумевать, что осуществится, названный третий вариант отставки, то вслед за президентом будут отвечать за Андижан и другие ключевые фигуры режима.
Тогда, совершенно логично будет также спросить не по понятиям, а по закону: куда, на что и кем, каким образом расходовались на протяжении всех этих лет, ежегодно извлекаемые из недр страны 80 тонн золота? Куда ушли и уходили до последнего времени уран, алюминий, серебро и "белое золото"?
Наверное, снятие завесы секретности, "закрытости" тайнодействия власть имущих по части характера использования перечисленных составляющих национального достояния президентом и лицами из ближайшего окружения имело бы далеко не положительный эффект на и без того, мягко выражаясь, подмоченную репутацию властвующих (властвующего) субъектов (субьекта), с вытекающими для них последствиями.
Мы считаем, что не должны быть забыты все деяния режима за 15 лет правления.
Безнаказанность, на наш взгляд, оставит открытыми двери для новых преступлений и угрозы возрождения типа правления "именем народа, ради народа, но без народа".
На основе сказанного, относительно приемлемости третьего варианта отставки президента, я бы отметил следующее.
Одной из важнейших задач Демократических Сил Узбекистана, оппозиции, правозащитников состоит в том, чтобы противостоять попыткам режима Каримова заставить международное сообщество, общественное мнение страны забыть Андижанские события или создать превратное представление об этих названных событиях, списать их на счет исламистов. На самом деле, надо показать, что названные "превратные представления", не более чем набор обвинительных штампов и стереотипов, выдержанных в духе антидемократического административно - командного стиля прежних лет времен советов в адрес неких сил - врагов народа (теперь у нас пишут, говорят: врагов нации, противников суверенитета народа - Б.М.).
Поддаться этому истеричному кликушеству, значит проникнуться верой, в проповедуемую идеологию насилия, которая сама же формируя образ врагов, утверждает, что они (враги) обложили страну извне и внутри. Поэтому де, будучи патриотом, надо помогать их громить.
Если заглянуть в наше прежнее недавнее далекое истории страны, то массами людей двигали именно такие агрессивно - романтические импульсы.
"Какое время! Какие дни!….
Но где ни взглянешь - враги, враги…
Куда ни пойдешь - враги". (Багрицкий В. 1939 г.)
Разве не наблюдается сегодня в Узбекистане подобная, искусственно создаваемая атмосфера нагнетания негативно заряженных массовых настроений. Достаточно включить канал национального телевидения, пролистать газеты, послушать наших руководителей, как всей кожей, что называется, ощутишь, навязываемый дух репрессивного мышления, или "силового синдрома".
Воочию же, перед нами - подлинная ложь, которая ставит целью вводить в заблуждение весь народ, оправдывать дальнейший государственный террор и произвол. Это и есть зло настоящее, о котором говорил философ, что оно не может считаться полезной ни под каким видом, так как "вводить свою душу в обман относительно действительности, оставлять ее в заблуждении и самому быть невежественным и проникнутым ложью - это ни для кого не приемлемо: здесь всем крайне ненавистна ложь" (Платон. Государство. - Соч. в 3-хт. Т.3., ч.1 - М., 1971 -с.162).
Показательно, например, что масс - медиа Узбекистана и России, рассматривая трагические события в Андижане, полны на 100 % информацией о том, что якобы свинцовый дождь пролили исламисты. В данной связи, было бы целесообразно как можно быстрее организовать международные слушания о событиях в Андижане, используя, кроме известных докладов Хъюман Райтс Вотч и ОБСЕ, свидетелей событий - андижанцев, получивших от ООН мандат беженцев. Я имею в виду приглашение их на эти слушания с целью свидетельств о свершенных злодеяниях. Опираясь на результаты публичных выступлений, приглашенных на международные слушания свидетелей, необходимо дать адекватную правовую оценку и обвинительное заключение действиям власти. Примечательно: существенное значение имеет то обстоятельство, что Узбекистан является членом ОБСЕ, ООН и соответственно должен был выполнять, взятые на себя обязательства по линии ОБСЕ и ООН в области прав человека. Известно, правительство Узбекистана не соблюдало таковые обязательства. Поэтому бесспорно, что сообщество стран - членов ОБСЕ и ООН правомочно принимать решительно и бескомпромиссно меры в отношении правительства Узбекистана, опираясь всецело на нравственные законы, высшие принципы морали и международного права.
Вместо заключения и выводов.
Наивно и бесцельно полагать, что можно действительно изменить нашу жизнь в лучшую сторону, если народ в большинстве своем не избавится от веры и иллюзий в отношении существующей власти, не перестанет быть на местах покорным в повиновении дурным руководителям, не преисполнится решимости в стремлении дать отставку негодным политикам.
Более того, с нашей точки зрения, приобретают актуальную значимость вопросы выработки правил "нормальной" политической игры, налаживание " нормальной" социальной организации жизни в Узбекистане в русле модернизации.
И то и другое предполагает, что возьмутся в расчет: с одной стороны, "вечные" ценности повседневной нормальной жизни, не будем скрывать, к сожалению, пока с элементами архаичности; с другой - необходимость последовательного освоения и усвоения узбекистанским обществом универсальных начал демократических ценностей; в-третьих, будут создаваться в новой системе власти, представительные и успешно функционирующие демократические институты; в - четвертых,….
Все усилия будущей новой власти должны быть сконцентрированы в первую очередь в направлении осуществления фактических реформ в политической сфере. Только реформировав политическую систему, путем соблюдения демократических процедур и в т.ч. процедур выборов, избрав действительно представительные демократические институты во властных структурах, следует приступать к экономическим реформам в целом, реформированию в отдельности конкретных отраслей экономики и т.д. В совокупности их результаты приведут постепенно к соответствующим подвижкам социальной структуры, становлению социально и политически активного среднего класса. И, наконец, на основе наличия перечисленных прогрессивных сдвигов позволительно будет ставить вопрос о необходимости формирования адекватных материальных и духовных предпосылок для освобождения страны из тисков традиционного общества. Впрочем, мы забегаем вперед. Всему свое время.
Сейчас же, когда думаешь о сложившейся общей обстановке в Узбекистане образца 2005 года, то почему - то в голову идет ситуация времени распада СССР и "обвала" тотальной власти. По данному поводу весьма уместно процитировать одну мысль социолога Ю. Левады " В перспективе.. Либо общество сумеет организоваться (т.е. будут сформированы политические интересы, силы, организации разных направлений и выработаны правила "нормальной" политической игры), либо …либо разложение окажется более быстрым, чем формирование. Нынешним структурам власти, как кажется, разложение грозит больше, чем ниспровержение". (см. Левада. Время парадоксов. Социологические размышления.//Статьи по социологии. М, 1993, с. 17).
Заземляя рассуждения известного российского ученого на нашу почву, позволим себе дополнить их замечанием: социально - экономическая и политическая ситуация в Узбекистане показывает, что его структурам власти больше грозит неизбежное ниспровержение. Это и случится в результате их непрекращающегося разложения, более всего заметного в факте поражения аппарата государственного управления корпоративной коррупцией, склонности почти всех чиновников к мздоимству, не способности носителей власти проявлять реформаторский потенциал. Можно утверждать: обреченность и в известной мере, - если рассуждать, исходя из чисто человеческих чувств, - драматизм состояния власть имущих заключается не столько в злостном нежелании проводить реформы, а, сколько в отсутствия у них этого самого реформаторского потенциала, благоприятствующего им жить личными интересами или выразиться точнее, быть движимыми своекорыстием. Именно оно - своекорыстие (личная выгода) как никогда откровенно владеет умами носителей власти в Узбекистане, что объясняет многое в той ситуации, в которой оказались народ и страна.
Что же касается, принятых в последнее время указов президента, особенно об отмене смертной казни, о передаче судам права санкции на заключение под стражу, то понятно, во всяком случае, мне (на мой взгляд) они не указывают на появление у президента настоящего желания лечить и поднять свою, насквозь прогнившую систему. Данные телодвижения президента, я уверен, рассчитаны на то, чтобы сохранить мнимое свое реноме реформатора, поборника социальной справедливости или же элементарно преследуют цель ввести в заблуждение общественное мнение страны своими акциями, что он якобы серьезно и глубоко перестраивает систему государственного управления по горизонтали и вертикали в русле реформ. Хотя очевидно, речь идет о том, чтобы выиграть время, перегруппировать силы своей рати и, укрепив личную власть, начать новый виток борьбы с внутренними "врагами".
Тщетные усилия, потому что народ нравственно прозрел и держится правды, которую мужественно высказывали и отстояли лучшие его представители. Это они - журналисты, правозащитники, оппозиционеры, независимые интеллектуалы и другие честные наши соотечественники, проявляли и проявляют гражданскую ответственность за судьбу страны.
Родина у нас на всех одна и сыновий наш долг предотвратить ее падение в бездну, у края которой она очутилась.
Приближается Истеъфо - момент истины для народа Узбекистана.
Благо, что установка на осуществление отставки президента И. Каримова является "мыслепреступлением" лишь в глазах стражей его режима. Объективно же, она (идея отставки) рождена в коллективном сознании и душе народа как следствие проявления им острого недовольства действительностью, неприятия ее типичных социальных аномалий, ясно осознаваемого желания начать устраивать лучшую жизнь.
Идея Истеъфо, реализуема в скором времени. Она овладевает сознанием больших масс людей, превращаясь, таким образом, в материальную силу. И, наконец, у нее много союзников среди цивилизованной части мира - среди тех, кто стремится содействовать обеспечению прав и свобод человеку, кому дороги идеалы социальной справедливости, социального сотрудничества и солидарности. …
13 -15 августа 2005 г. Ташкент (Узбекистан).
|