В.Маринин > Cектанты в Узбекистане: "Евреи за Христа" идут в атаку 00:37 09.09.2005
Не будем повторять чужих ошибок
Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждый из нас или непосредственно сам становился объектом внимания представителей разного толка религиозных сект, или являлся свидетелем процесса "обработки" молодых, да и не только, людей сектантами благообразного вида. Такое можно встретить на улице среди бела дня, к вам домой может в дверь позвонить так называемый миссионер с кипой соответствующей литературы типа журнала "Сторожевая башня", о дате "Судного дня" вы время от времени читаете на столбах с объявлениями. В то же время далеко не редкими являются факты, когда человек, вступивший, в ту или иную секту, в конце концов, отворачивался от родных и друзей, оставался без имущества и крова над головой, а своей секте нужен был только в качестве рабочей и исполнительной силы или того хуже - объекта всевозможных издевательств.
Так что же такое секты? Действительно вера или ее преступное извращение? И можно ли отличить преступную секту от традиционной религии? В свете этих вопросов предлагаем вниманию читателей факт пресечения деятельности одной из таких сект в столице нашей республики. 29 января текущего года в Управлении юстиции города Ташкента официальную регистрацию получило благотворительное и духовно-просветительское общество "Дустлик куприги" (Мост дружбы). На первый взгляд посылы создания этой организации, вынесенные в ее название, чьим исполнительным директором и председателем совета одновременно являлась Марина Калинкина, выглядели вполне благородными. Однако за красивой вывеской, как оказалось, скрывалось несколько иное. Так, в ходе проведения проверочных мероприятий сотрудниками ГУВД города и РУВД Мирзо-Улугбекского района 15 апреля сего года в одной из квартир, расположенных по улице Корабулок, было установлено, что по данному адресу проводилась ритуальная встреча под названием "Шаббат", где в виде песнопений осуществлялись культовые обряды вероучения, не имеющего соответствующей регистрации в Узбекистане. Руководил этим действом Игорь Наянзин. Выяснилось, что такие несанкционированные религиозные собрания здесь проводятся регулярно, а главным вдохновителем "шоу" была та самая Марина Калинкина, являющаяся одним из лидеров секты "Евреи за Христа" и занимающаяся активной агитацией и пропагандой основ и идей указанного вероучения среди жителей Ташкента. Заметим, что главная сектантка не имела специального религиозного образования. Кстати, ей же принадлежит и квартира, где проводились все ритуалы. В подобных регулярных собраниях участие принимали от 25 до 30 адептов религиозной секты "Евреи за Христа". Кроме совершения всевозможных культовых обрядов сектанты занимались также раздачей и толкованием литературы, неразрешенной к распространению в нашей стране. На квартире у Калинкиной были изъяты около пятидесяти наименований подобного рода литературы в общем количестве 80 экземпляров. Как в ходе следствия рассказала сама Калинкина, основной целью секты является евангелизация лиц, исконно исповедующих иудаизм и дальнейшее их обучение согласно Нового завета, при этом каждый из них проходил тщательную проверку. В этом смысле становится понятным, почему в процессе своей миссионерской и прозелитской деятельности лидер секты акцентировала внимание своих адептов на национальной принадлежности новичков, при этом преимущество отдавалось этническим евреям. Для чего же нужна была тщательная проверка? Для того, чтобы, как показывают документы следствия, в дальнейшем можно было без особых помех допускать высказывания о превосходстве вероучения "Евреи за Христа" над традиционным Исламом. Вот такой "мост дружбы" строила Марина Калинкина в своем благотворительном и духовно-просветительском обществе.
В результате судебного заседания суд постановил признать виновной Калинкину в совершении правонарушений предусмотренных статьей 201 часть 1 (нарушение порядка организации, проведения собраний) и статьей 240 части 1 (осуществление нелегальной религиозной деятельности) Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан и назначил наказание в виде штрафа в размере десяти минимальных размеров заработной платы. Таким же наказаниям подверглись все другие участники нелегального сектантского собрания.
Естественно, после этого правонарушительница попала в поле зрения правоохранительных органов. В результате стало абсолютно очевидным, что сектантка, в отличие от своих "коллег" по первому эпизоду, не сделав соответствующих выводов, продолжала осуществлять свою противоправную миссионерскую деятельность. Более того, привлекла она к этому и своего отца. И уже 4 июня все по тому же адресу сотрудниками РУВД Мирзо-Улугбекского района был установлен факт незаконного преподавания неразрешенного в Узбекистане религиозного вероучения. И опять занятия с 23-мя сектантами под прикрытием благотворительного и духовно-просветительского общества "Дустлик куприги", с использованием нелегальной литературы, проводили люди, не обладающие специальным образованием.
В суде ни отец, ни дочь себя виновными не признали. Тем не менее, суд, выслушав правонарушителей и исследовав материалы дела, признал их виновными в совершении правонарушений предусмотренных ст. ст. 201 и 241 Кодекса об административной ответственности. Наилю Калинкину было назначено наказание в виде ареста на 15 суток, а его дочери - в виде штрафа.
Этот факт во многом можно считать показательным, как в отношении определения секты, так и в отношении различия между религиозной верой и ее преступными извращениями. История религии показывает, что секты - явление далеко не новое. Существуют секты ровно столько же сколько существует человечество. Раньше секты объединяли в себе фанатиков, следующих за лидером, обладающим харизматическими качествами, то есть способного завоевать доверие и на протяжении длительного времени не только удерживать внимание других людей, но и управлять ими в нужном русле. Однако в XX веке наряду с вышеописанным определением сект в арсенале у них появилось много нового, в том числе использование психологических наработок, направленных на подавление и контроль воли человека и его поведения. Здесь в качестве примера можно привести террористов-смертников, которые на протяжении длительного времени в атмосфере псевдорелигиозных учений подвергались непосредственному зомбированию. При этом в ход идет все, начиная вероучениями, основанными на психологическом воздействии, культовыми обрядами и заканчивая соответствующего содержания литературой и визуальным рядом. И теперьподобного рода секты обретают определение тоталитарных, деструктивных культов, то есть сект, где нарушаются права их членов, где подавляется их воля, где применяется гипноз и кодирование, где есть место наркотикам и т.д.
> Такие секты не имеют ничего общего с традиционной религией. Как правило, они не имеют даже святого храма, заменяя его, как это получилось в нашем случае, какой-либо квартирой, где "служба" проводится практически всегда подпольно. А ведь такого рода анонимность просто не допустима. Участники любой религиозной организации, проповедующие ее учение, обязаны излагать это учение честно, без каких-либо умолчаний, и уж, конечно, не подпольно, под вывеской благотворительного общества. Если же эти общепринятые условия не соблюдаются, то сектанты намеренно ставят себя вне закона вообще и в религиозной сфере в частности.
Особенно актуальным это является в Узбекистане, в стране с древней мусульманской цивилизацией -со сложившимися на протяжении веков устоями и традициями. А агитаторы различных сект, которые появились лишь в XX веке, разворачивают здесь работу, подобно освоению неизведанных земель, не учитывая историю мусульманства узбеков, насчитывающую более чем тысячелетний путь, и православие славян, живущих в нашей стране, которому они отдали предпочтение не одно столетие назад. И это тогда, когда законодательством Узбекистана прозелитизм запрещен. Кроме этого речь идет о мусульманской стране, где та же самая навязчивость на улице, распространение литературы, громкая крикливость о "конце света" просто неуместны. А чего стоит прямое заявление о превосходстве секты над одной из всемирных религий, как это произошло у "Евреев за Христа"? Неужели после этого можно говорить о том, что эта секта несет с собой проповедь добра? Скорее, наоборот - закладывает семя межрелигиозной вражды. Семя, которое будет прорастать до поры до времени, давая множество побегов, которые также станут резервом для потенциальных конфликтов на межрелигиозной почве. А ведь именно такой конфликт чреват самыми непредсказуемыми последствиями. Примером могут послужить события, имевшие место в Кыргызстане, когда успех баптистской миссии местные СМИ толковали, как один из демократический показателей. Уже потом в Ошской области имели место массовые драки между кыргызами-мусульманами и кыргызами-прозелитами баптизма. Пострадали люди, внесена определенная сумятица во внутреннюю политику государства, пострадал и международный имидж страны.
> Нужно нам такое? Уверен, нет. Не будем повторять чужих ошибок. Не секрет, что практически все секты имеют в своей истории проблемы с законом, судебные и иные разбирательства, поломанные судьбы, скандалы - наш случай лишь подтверждает это. Сегодня нам прежде всего следует научиться отличать зерна от плевел. На нынешнем этапе в нашем регионе наблюдается активизация всевозможных западных религиозных миссионеров. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, при котором эти "миссии" в основе своей могут преследовать другую цель - создание политической полярности мусульманской религии, а любое противопоставление политики религии всегда является прямой провокацией, ведущей к межнациональным и межрелигиозным конфликтам.
Виктор МАРИНИН
|