А.Сарбонов > Узбекистан... на задворках феодализма: власть - сласть или горькая ягода? 01:08 12.09.2005
Кто тут временные"? Слазь... В. Маяковский (поэма "В.и. Ленин")
Читатели старшего и среднего поколения, наверняка помнят старый советский фильм о юности вождя мирового пролетариата, где молодой Ульянов, получив известие о казни старшего брата, вовремя поняв бесперспективность терроризма, сказал: "Нет, мы пойдем другой дорогой". Каримов, как истинный "партайгеноссе", вынужденный, в начале 90 годов прошлого столетия, на время, накинуть на себя узбекский чапан демократии но, быстро поняв бесперспективность своей персоны при демократии, пошел по пути "симбирского Вовки-потрошителя" и он тоже сказал: "Нет, мы пойдем другой дорогой". С тех пор "по невидимым дорожкам" семимильными шагами широко шагает Узбекистан туда, куда Макар телят не гонял.
> В настоящее время мы оказались вдали от столбовой дороги современной цивилизации, где-то в задворках позднего феодализма. В то время когда, начавший вместе с нами трудный путь независимости, соседний Казахстан ввел "шоковую терапию", Узбекбаши и его раболепная пресса, брюзжа слюной, доказывала, что "наш" путь - самый лучший и гуманный в мире. С 1999 года соседи, благополучно пройдя эту, как уже доказано, необходимую терапию, начали быстро становиться на ноги. По темпам прироста Казахстан занимает первое место в СНГ, хотя стартовые позиции Узбекистана были намного предпочтительнее. Если каких-то 250 лет назад, негров насильственно вывозили в рабство на Американский континент, то сейчас отдельные наши граждане (которые имеют какие-либо сбережения), чтобы стать нелегальными рабами в США у тех же афро-американцев, готовы платить по 8-1 О тыс. долларов с носа. А у кого денег мало или нет вообще, то довольствуются соседним Казахстаном. Миллионы узбеков, "благодаря мудрой политики" Узбекбаши вынуждены батрачить на широких просторах соседней, но чужой страны. Отношение казахов к своим узбекским рабам поистине "хозяйское", хочет- держит свое слово, не хочет - нет. Многие "хозяева" после окончания работ путем придирок провоцируют скандал, а затем пугают, что отдадут "погонникам", а те заставляют работать за еду или у себя или у родственников, поэтому нашим соотечественникам требовать справедливость на чужбине себе дороже. А сколько издевательств приходиться переносить нашим землякам при переходе узбекско-казахской границы. При переходе они должны заполнить иммиграционную карточку, это нормальное явление, но чтобы получить эту карточку должны платить на казахстанском посту минимум 2000 узбекских сумов(?), хотя на бланках написано, что выдается бесплатно. Казахский таможенник никогда не пропустит узбекского гражданина, не выбив с него теньгу- другую или сумы, казахский чиновник в этом отношении не привередливый Но, эти придирки осуществляются только в отношении узбекских граждан, жители других стран Центральной Азии таким репрессиям не подвергаются. Вот так закаляется "дружба" между нашими народами.
Эти испытания ничего не значат перед новыми испытаниями, которые будет вынуждены перенести народы Узбекистана. Я имею в виду, переход нашей страны от закрытого тоталитарно-авторитарного каримовского режима к открытому гражданскому обществу. В переходный период предстоит крайне необходимо осуществить 5 крупных этапов: - формирование инфраструктуры открытого общества с широким участием всех оппозиционных партий и всех граждан в создании демократического государственного аппарата в соответствии с конституционными нормами. Приход к власти не для того, чтобы властвовать, а чтобы про водить в жизнь чаяния народа. - инвестиционная политика в отношении малых форм многопрофильной национальной экономики с привлечением средств и [[ноу-хау" высокоразвитых стран. Притом, чем лучше будет продумана эта политика, тем меньше будут негативные последствия шоковой терапии. Опыт стран СНГ показывает, что она, шоковая терапия, неизбежна и через нее придется пройти. - возрождение национальной культуры на основе исторического наследия, культурных и духовных ценностей всех народов Узбекистана. Если мы будем уделять внимание культуре только узбеков, то можем впасть в мелко национальный шовинизм. - решение "нерентабельных" экологических проблем с учетом достижений современных технологий. Вложения в эту программу не принесет сиюминутной прибыли, зато окупится сторицей здоровьем потомков и сохранением природы с ее богатым биоразнобразием. - участие страны в глобальных проектах общемировой экономики, науки, культуры, защиты экологии и образования. Только мудрый подход к общечеловеческим ценностям позволит Узбекистану занять свое достойное место в семье народов.
Предстоит поистине титанический труд, предстоит тяжесть принятия весьма непопулярных решений, будут много недовольных, особенно из числа нынешних "слуг народа", будет резкая, может порой и справедливая критика любых новых начинаний, поэтому лидеры всех оппозиционных партий должны спросить себя, готовы ли они сами и готовы ли их партии принять на себя бремя власти, чтобы служить народу, а не наоборот? А народ должен быть готовым, к тому, что выход из этой тупиковой ямы потребует огромного терпения и жизненной мудрости, чтобы не пойти на поводу у "друзей народа". По большому счету мы сами виноваты, ведь терпели же мы, когда все 14 лет, нас толкали в эту яму.
Автор плана возрождения послевоенной Европы американский генерал Джордж Маршалл, как-то посетив СССР, сказал: - "Пациент уже агонизирует, а врачи совещаются". Хотелось бы верить, что лидеры оппозиции когда-нибудь сядут за один стол, выработают совместное разумное решение и не передерутся у смертного одра каримовского режима на радость "пациенту".
Независимый журналист Алишер Сарбонов sarbon2005@rambler.ru
|