А.Кененбаев > Киргизия: разногласия в новой власти создают угрозу стабильности 00:51 23.09.2005
> По всей вероятности, Кыргызстан вступает в новую стадию нестабильности, связанной с последствиями стихийной смены власти. На фоне еще не угаснувшего скандала, связанного с освобождением Азимбека Бекназарова с поста генерального прокурора, общество взбудоражено убийством депутата парламента Баямана Эркинбаева. Причины пристального внимания общественности к этим событиям обусловлены, во-первых, тем, что они довольно тесно связаны между собой в плане вовлеченности в криминал, во вторых, тем, что это уже второе убийство депутата парламента за полгода после того как застрелили среди бела дня другого, не меньше связанного с криминалом депутата Жыргалбека Сурабалдиева.
Ситуация осложняется трудностью в расследовании серии заказных убийств на юге, связанных с переделом собственности с участием криминала. Не следует забывать, что официальной причиной отставки А. Бекназарова стало изменение органами прокуратуры меры пресечения в отношении двух приближенных ныне покойного Б. Эркинбаева, обвиняемых в убийстве бывшего директора Карасуйского рынка Абдалима Жунусова и его помощника. Комиссия, расследовавшая данное преступление и его последствия, считает, что именно задержанные телохранители Б. Эркинбаева были виновны в этом и других последующих преступлениях. Сами сторонники пострадавших обвиняли Б.Эркинбаева в организации убийства, а бывшего генпрокурора - в бездействии в отношении тогда еще живого депутата. Действительно, на первый взгляд мотивы этого преступления казались предельно простыми и следы его должны были вести к убитому депутату. Однако следует признать, что на фоне своей неоднозначной репутации этот человек вряд ли был заинтересован в решении своих хозяйственных проблем именно таким образом, поскольку подозрение в любом случае пало бы на него. Похоже, гораздо более выгодным это преступление было бы тем, кто заинтересован в его дискредитации и последующем устранении с политической арены, особенно тем, кто пользуется большим влиянием во властных структурах. Поэтому, как ни парадоксально на первый взгляд, теперь наиболее правдоподобной представляется версия, согласно которой убийство Б. Эркинбаева было организовано теми же лицами, кто заказал убийство А. Жунусова и его друга. Кто бы ни был заказчиком убийств и массовых беспорядков на юге, ясно, что он преследует не только экономические, но и политические цели, решая одновременно несколько задач, и приходится констатировать, что это ему пока еще неплохо удается.
Еще до убийства Б. Эркинбаева отставка Азимбека Бекназарова с поста генерального прокурора вызвала различные, порой полярно противоположные реакции в разных политических кругах. Официальная власть обвинила экс-Генпрокурора в популизме, несогласованных действиях и в нарушении законности при изменении меры пресечения двум гражданам, обвиняющимся в убийстве бывшего директора Карасуйского рынка. Другие причастные к политике люди, в частности лидер Коалиции НПО "За демократию и гражданское общество" Эдиль Байсалов и руководитель объединения "Гражданское общество против коррупции" Толекан Исмаилова выступили в поддержку А. Бекназарова и открыто против президента. Более того, они заявили, что президент пожертвовал А.Бекназаровым в интересах организованной преступности. Другие наблюдатели увидели причину отставки бывшего Генпрокурора в не афишированном противостоянии с высокопоставленными политиками из Администрации президента страны. Сейчас трудно определить, насколько правдивы такие объяснения. Но, похоже, столь разные комментарии будут еще долго будоражить общество, тем более, что виновность лиц, в отношении которых Генпрокуратура применила различные меры пресечения, действительно вызывает вопросы.
Как бы то ни было, освобождение А. Бекназарова от должности стала естественным продолжением общей тенденции, наметившейся в Кыргызстане после мартовских событий. Она заключается во все возрастающем разногласии между прежними соратниками по оппозиции, пришедшими к власти после 24 марта, которое все чаще выливается в открытое противостояние. В ряде случаев оно обусловлено различием политических программ и платформ, но чаще всего подоплекой конфликтов становится передел имущества и сфер влияния. Еще не забыта отставка Омурбека Субаналиева с поста начальника ГУВД столицы.
Некоторые высокопоставленные политики объясняли ее якобы неадекватным поведением столичной милиции в событиях 17 июня. Однако многие представители гражданского общества заметили, что правонарушениям, имевшим место 17 июня, придается слишком большое значение по сравнению с реальными бесчинствами, имевшими место 24-25 марта и задолго до этого. Как бы то ни было, в лице по крайней мере А. Бекназарова действующая власть приобрела влиятельного оппозиционера, с которым теперь нужно будет искать общий язык.
И первый шаг в этом направлении глава государства уже сделал в своем письменном обращении к жителям Аксыйского района. Он пообещал использовать опыт А.Бекназарова на пользу государства. В то же время, учитывая возрастающее разногласие среди действующей политической элиты, уже разделившейся на несколько непримиримых групп, можно предположить, что последовавшие вынужденные отставки будут не единственными и далеко не самыми главными. А сторонники Б. Эркинбаева, если узнают истинных виновников его убийства, явно могут пойти на кровную месть. Причем нет никакой гарантии, что они накажут настоящего заказчика.
До сих пор не решена другая проблема, связанная с захватом угольных месторождений в Джумгальском районе так называемым народно-патриотическим движением "Жоомарт", возглавляемым Нурланом Мотуевым. Появляются новые лидеры, занимающиеся захватом земельных угодий и выдвигающих новые политические требования, смысла которых трудно понять даже искушенным политикам. Поэтому не исключается, что в ближайшей перспективе другие лидеры подобного рода займутся захватом ключевых предприятий, месторождений и стратегических объектов, чтобы не только диктовать свою волю властям, но и легитимизироваться на политической арене, как это уже было неоднократно. Почин, начатый Н.Мотуевым и не гласно поддержанный отдельными лидерами государства, может оказаться востребованным в самых неожиданных местах.
Однако наиболее значимыми представляются противоречия по поводу полномочий и сферы влияния президента, правительства и парламента. Разногласия между президентом и парламентом относительно передачи ряда бюджетообразующих предприятий под управление президента, пока смягчались позицией премьер-министра Ф. Кулова. Он выражает согласие с такой передачей, в случае, если президент берет на себя ответственность за их эффективную работу. В принципе позицию и интересы главы правительства понять не так трудно. Уже сейчас ясно, что руководители этих предприятий будут назначаться президентом лично либо под его сильным влиянием, поэтому премьер-министру представляется логичным, чтобы глава государства принял ответственность на себя за эти участки. Между тем сама ситуация, когда столь важные объекты экономики остаются вне сферы влияния правительства, противоестественна по определению, поэтому она не может долго продолжаться в том же духе. В связи с этим в ближайшей перспективе неизбежно обострение институциональных противоречий между парламентом и президентом. Отклонение Центризбиркомом подписей, собранных всеизвестным и якобы "вечным" оппозиционером старой власти Топчубеком Тургуналиевым и его соратниками для роспуска парламента, лишь отодвигает эту проблему на более дальний срок, но не решает ее в принципе.
Некоторые из этих факторов можно было бы считать естественным процессом в стране, претендующей на роль демократического государства. Но проблема в том, что затягивание формирования правительства происходит на фоне очевидного ухудшения ситуации в экономической сфере и в условиях криминогенного обострения. Нынешний рост цен на основные продукты питания позволяет прогнозировать снижение и без того низкого экономического уровня населения в крупных населенных пунктах, которые являются потенциальными детонаторами социального напряжения. Если не будут решены вопросы поставки угля в Бишкекскую ТЭЦ и ремонта трансформаторных подстанций в крупных населенных пунктах, зимой в столице и других городах может возникнуть энергетический кризис. Не случайно решение проблем с захваченными угольными месторождениями и оплатой за газ выходит на первый план по своей актуальности. В этом плане нынешняя зима может стать самой сложной как в экономическом, так и политическом плане.
В более отдаленной перспективе, опасения потенциальных инвесторов, вызванные мартовскими и последующими событиями, а также мерами в отношении известных в республики публичных людей, каковыми являются Дж. Фиаккони и У.Сарбанов, не будут способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций, столь необходимых экономике страны в этот сложный период.
Внутри государства эти же факторы могут привести к вывозу капиталов из страны со всеми вытекающими последствиями. Самое главное при этом - рядовым гражданам очень трудно объяснить все внутренние причины разногласий между ветвями власти, и они будут вправе требовать улучшения социально-экономического положения в стране от всех руководителей и всеми имеющимися способами.
На фоне всего происходящего, представляется целесообразным, чтобы парламент все же добился подчинения бюджетообразующих предприятий правительству, чтобы его руководитель имел право не только на оперативное управление, но и на кадровые решения. Не менее важно, чтобы государство взяло под свой контроль работу Каракечинского угольного месторождения до окончания отопительного сезона. Кроме того, всем ветвям власти необходимо объявить мораторий на сбор подписей за роспуск парламента до завершения конституционной реформы, которую следует провести и завершить как можно быстрее. Без таких краткосрочных и долгосрочных мер будет трудно гарантировать стабильность в стране, от которой в настоящее время зависит национальная безопасность Кыргызстана и в целом все будущее государства.
Алмаз Кененбаев - псевдоним журналиста из Бишкека kenenbaev@mail.ru
|