Н.Караев > "Рухнама - великое творение гения современности, в ней можно найти ответ на любой вопрос" 00:49 26.09.2005
ВЕЛИКОЕ ТВОРЕНИЕ ГЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ
Рухнама Сапармурата Туркменбаши - энциклопедическая работа, блестяще выполненная автором, прошедшим большую школу жизни. В этой книге можно найти ответ на любой вопрос, > из нее, как из неиссякаемого источника, можно черпать столько разной и полезной информации, тем для раздумий. Наверное, поэтому Рухнама Сапармурата Туркменбаши для многих стала настольной книгой. Книгой, прочитав которую, вновь и вновь возвращаешься к ней.
В школе, где я преподаю историю и географию, к Рухнама отношение особое, каждый ученик и каждый учитель эту книгу считает своим добрым советчиком, мудрым наставником. Мне, как историку, Рухнама нашего досточтимого Сердара особенно дорога, ибо в ней содержится столько любопытных фактов и сведений из многовековой нашей истории, о существовании которых даже мы, считавшие себя специалистами в этой области знаний, ничего практически не знали. Рухнама - это обширный материал, для глубокого усвоения которого требуется время. Тем для размышлений в ней предостаточно, поэтому хочется подробнее остановиться лишь на одной - истории нашего национального музыкального искусства.
Музыка всегда присутствовала в жизни людей. Она звучит и во время церемонии встречи глав государств, прибывающих с официальным визитом в нашу независимую страну, без нее и национальный той не будет тоем. За пятитысячелетнюю свою историю туркменский народ создал немало материальных и духовных ценностей, пополнивших мировую сокровищницу. Одним из ярких проявлений духовности нации, как справедливо говорится в Рухнама, служит музыкальное искусство. "На всем протяжении истории, - пишет Сапармурат Туркменбаши в Рухнама, - музыка была для туркмен источником силы, мужества и вдохновения. Наши предки, отправляясь в поход, непременно брали с собой музыкантов, чтобы они поднимали боевой дух воинов. Чтобы понять характер стран и народов, послушайте их музыку". Чтобы понять туркмен, мне кажется, достаточно послушать выступление бахши, исполняющего дестан, проникнуть в глубину мелодии дутара или гиджака, гопуза или туйдука. Именно в этот момент происходит передача информации о характере и душе народа. Певцы и музыканты не только дарили окружающим свое искусство, доставляли благодарным слушателям радость и наслаждение, но и вносили тем самым свой вклад в развитие национальной культуры.
Национальный дух был присущ туркменской нации с самого ее зарождения, и на каждом этапе он все более совершенствовался и обогащался, пройдя пять этапов в своем развитии. На каждом этапе был, так сказать, свой выразитель. Горкут Ата, ставший в свое время духовным наставником нации и добровольно принявший ислам, открыл туркменам новое пространство духовности.
Наивысший расцвет туркменской духовности приходится на ее третий период - с Х по ХVI века. Символом духовности этой эпохи становится легендарный Героглы, берущий в руки дутар. Именно этому национальному музыкальному инструменту уготована роль тончайшего настройщика туркменской души.
И все же золотая эра духовной истории туркмен начала свой отсчет с 27 Гарашсызлык 1991 года - со дня провозглашения независимости Туркменского государства. Эта эпоха - эпоха зрелости туркменского духа, символом которого выступает быстроногий скакун. Теперь дух туркмен живет не только в отдельном звучании бубна, гопуза, дутара, гиджака и других музыкальных инструментов, он - в их оркестровом звучании как гимн немеркнущей и вдохновенной истории нашего древнего и славного народа. С первых дней независимости развитию туркменского музыкального искусства как одной из важнейших составляющих национальной культуры особое внимание уделяется главой государства Сапармуратом Туркменбаши. Любовь Сердара к музыкальному искусству безгранична. Ярким тому подтверждением является Указ об учреждении Праздника туркменского бахши. Это праздник мечты и надежд народа, любви и красоты, воплощенных в бессмертных творениях песенно-музыкального искусства. Мне хорошо помнятся последние дни месяца Алп Арслан 1994 года, когда в местечке Шэхри-Боссан на западе Дашогузского велаята у мавзолея великого покровителя певцов, музыкантов и творчески одаренных людей Ашик Айдын пира проводился Международный песенно-музыкальный фестиваль.
Особенно запомнились слова Сердара о том, что с обретением Туркменистаном своей государственной независимости у туркмен появилась возможность заново возрождать музыкальное искусство, создавать новые песни и новую музыку.
Дашогузская земля богата народными талантами. Визитной карточкой велаята можно назвать бахши, исполняющего дестан, дошедший до нашего времени из глубины веков. В этих местах жили и творили Нурмухаммет Андалиб, Магруппи, Шабенде, внесшие заметный вклад в развитие классической туркменской литературы. Только благодаря независимости и движению возрождения мы смогли восполнить свои знания истории и богатой культуры нашего народа. Теперь мы знаем, что у Андалиба - пять дестанов, столько же их у Магруппи. Три великолепных дестана принадлежат перу Шабенде. А как мастерски исполняли эти произведения известные на всю страну великие бахши Сапар-суйрентги, Пэлван-бахши, Назар-бага, Иламан Аннаев, Махтумкули Гарлыев! Слушая завораживаюшее звучание дутара под аккомпанемент гиджака, захватыющий дух дестан в исполнении бахши, прикасаешься к настоящему национальному искусству, которому всегда и везде покровительствует Ашик Айдын пир.
В ХХI веке - поистине Золотом веке туркменского народа подлинным покровителем песенно-музыкального искусства стал наш досточтимый Президент Сапармурат Туркменбаши. Благодаря неустанной заботе Сердара в стране регулярно проводятся фестивали и конкурсы, ведется целенаправленная работа по возрождению национальной культуры, поиску новых талантов и дарований. Музей бахши в центре Дашогуза - дополнительное тому подтверждение.
Музейные работники сознают, что музей - маленькая энциклопедия богатого песенно-музыкального искусства края с древнейших времени до наших дней. Задача его работников состоит в том, чтобы сохранить и возродить великие творения наших бахши и музыкантов, поэтов и исполнителей, приобщить к этой богатой сокровищнице молодое поколение туркменистанцев. И эта задача решается успешно. По словам директора Музея бахши Бегенча Эркаева, сегодня фонд музея располагает 2717 различными экспонатами. Это и древние рукописи поэтов, текстовые записи дестанов, старинные грампластинки, магнитофонные и видеозаписи выступлений известных бахши, кадры кинохроники, материалы и документы, в которых запечатлены сольные концерты великолепных исполнителей дестанов. Здесь есть и раздел "Национальные музыкальные инструменты". Трудно переоценить работу, которую выполняют сотрудники музея. Каждое мероприятие, проводимое Огулшекер Байлиевой, Мэхриджемал Кабаевой и другими, несет в себе заряд творческого воздействия на посетителей музея, обогащает их духовный мир. Большую работу по формированию нравственных идеалов, высокой духовности проводят и преподаватели класса бахши Дашогузского училища искусств имени М.Гарлыева Союн Аманов, Мырат Халбаев, Гаррыбай Агамедов, учителя детской музыкальной школы Кака Меретдурдыев, Оре Аннаев, которые организуют занятия с детьми в залах Музея бахши. "Духовность - изначальная формула жизни. С духовности начинаются все дороги. Там, где нарушается духовная гармония, жизни приходит конец. Если мир -это цельный организм, то духовность - это его жизнь", - пишет в священной Рухнама Великий Сапармурат Туркменбаши.
Нурлыбай КАРАЕВ, учитель географии и истории средней школы №10. г.Дашогуз. №225 (24385) 20 Рухнама 2005 г., яшгюн (вторник, 20 сентября 2005 года)
|