С.Пахлавон > Узбекистан: Террор в практике И. Каримова. Часть 2-я 01:04 24.10.2005
"Суд должен не устранять террор,…а обосновать и узаконить его принципиально, ясно" (В.И. Ленин. ПСС, т.45,с.190).
Итак, президент Узбекистана основой своего правления сделал систематическое устрашение общества путем насилия и убийств.
Что же, это действительно во все времена эффективно используемый механизм диктаторов и бесчеловечных режимов? По моему разумению, вопрос остается открытым, так как названный механизм не всегда надежен и грозит обернуться возмездием в отношении насильников и палачей.
Как писал ранее тот же самый ташкентский социолог Бахадыр Мусаев: "Ислам Каримов создал в Узбекистане преступную государственность, которая не только расстреливает народ, но и убивает его нищетой". О последнем явлении я бы хотел сказать особо, потому что картина нищеты в стране поистине ужасающа и может, на наш взгляд, привести в условиях устойчивого подавления насилием основных жизненных инстинктов и воли человека к необратимым процессам физического и нравственно -духовного вырождения нации. Это представляет в целом также угрозу основам существования общества, социальной безопасности Узбекистана и сопредельных стран региона.
> Чтобы мои утверждения о бедности и нищете не воспринимались как дежурные фразы, я в двух словах воспроизведу картину, что наблюдал в минувшую субботу 22 октября 2005 г. не в столь отдаленном расстоянии от Ташкента. В самом деле, одно дело знать о игнорировании правительством элементарных социальных интересов тружеников, безработице, катастрофическом падении уровня и качества жизни абсолютного большинства, что имело место быть может в самые черные страницы нашей истории, чувствовать критическое социальное самочувствие общества, граничащее с депрессивностью, слышать о распространении туберкулеза, которое косит в ряде регионов детей подросткового возраста и совсем другое - увидеть воочию нечто своими глазами, испытав шок.
Меня пригласили в канун субботы на рыбалку с ночевкой. И вот я на месте поздним вечером у реки Сыр-Дарья, рядом с поселком "Мехнат" ("Труд"), что находится немногим более 100 км. от столицы в Сырдарьинской области. Укрепили палатку, легли спать рано. Проснулся с восходом солнца. Умылся холодной водой. Вздохнул полной грудью. Кругом родные поля, горы вдали…Защемило сердце от красоты. Как легко и просторно на душе. Казалось бы есть еще места в Узбекистане, где отдыхают душа и тело. Однако вскоре мне пришлось расстаться и с этими иллюзиями.
И вот почему. Отвлекаясь от охвативших было меня мимолетностей импрессии, я заметил людей: одни ехали на велосипедах; иные - на осликах, к которым прикреплены тележки. И с этого момента все мое внимание с утра до сумерек невольно было приковано к действиям непрошенных "гостей", которые мешали удить рыбу, производимым шумом.
Теперь пора сказать о том, чем они занимались. Эти люди, оказавшиеся дехканами, разбрелись по заброшенным стройкам, фермам. С утра до самого вечера дехкане монотонно, то остервенело долбили ломами бетонные плиты. Я подошел к одной паре во время их обеденного перерыва. Кстати, в качестве обеда на дастархане (скатерти) лежала одна лепешка и арбуз, сорванный с находящегося рядом поля. Слово за слово, разговорившись я узнал, что они - муж и жена, "собирают" железки (арматуру, уголки, швеллеры и т.п.), извлекая их из бетонных глыб. На мой вопрос: сколько же вы их добываете за день и на что они вам? Они ответили: "когда как. За каждый кг. платят 9 сумов ( 1150 сумов = 1 амер. доллар - примечание автора). Таким образом мы зарабатываем себе на пропитание". После такого ответа мне стало как то нехорошо на душе. Я не мог не то, чтобы продолжать разговор, а - поднять на них глаза. Неловко попрощавшись я ушел.
В тот же субботний вечер я вернулся домой в Ташкент.
По обыкновению, когда мне становится совсем невмочь, я пытаюсь найти равновесие, углубляясь в любимые книги. Так и в этот раз по наитию или случайно открыл классика мировой литературы Андрея Платонова и читаю строка за строкой из повести"Джан" следующее.
"И сейчас же…можно видеть, как разные люди рыли землю, сажали что -то или строили, чтобы приготовить место жизни и приют для бесприютных….везде человек работал, отходя сердцем от векового отчаяния, от безотцовщины и всеобщего злобного беспамятства"
"Бедность и отчаяние того народа были настолько велики, что он о земляной хошарной работе, которая продолжалась лишь несколько недель в году, думал как о благе, потому что ему давали в эти дни есть хлебные лепешки и даже рис".
"-Я знаю этот народ, я там родился , - сказал Чагатаев……Какое его имя?
Джан. Это означает душу или милую жизнь. У народа ничего не было, кроме души и милой жизни, которую ему дали женщины -матери, потому что они его родили…"
-"Езжай туда теперь. Найди этот потерянный народ.. - В аду твой народ уже был, пусть поживет в раю, а мы поможем всей нашей силой.."
Страницу за страницу лихорадочно за несколько часов я перечитал повесть - утопию о том, как уполномоченный советской властью Назар Чагатаев спасает свой народ.
Нет, от прочитанного мне не стало легче. А наоборот обостреннее боль от мысли: ведь все вернулось "на круги своя!". Неужели наш народ вновь превратился в сплошную смирившуюся безъязычную рабскую серую массу людей? Я сам видел. Теперь с утра в воскресенье 23 октября по сей момент сижу у компьютера и стучу по его клавишам, а перед глазами картинка: люди у Сыр-Дарьи, разбитые в кровь ладони женщины. Не могу забыть их.
Сколько в стране таких дехкан и представителей других слоев населения забытых властью и забитых до скотского состояния, бездумно и обреченно долбящих бетон, с тусклым взглядом жующих сухую лепешку, то ли мытарствующих в ближнем и дальнем зарубежье на положении бесправных изгоев в поисках заработков? Сколько их, и молодых юношей, девушек, первые из которых продают свои рабочие руки, а в числе вторых - много тех, кто может в качестве товара предложить лишь только тело? По-видимому, нынешней власти и нужен, созданный ими такой порядок природы вещей, то бишь социального устройства, конкретного типа отношений власти и общества, когда люди начинают не осознавать себя существами, имеющими Волю, в первую очередь волю к выбору нормальной жизни, что требует определенно преодоления инертности… Я думаю, что здесь молитвами отнюдь не поможешь делу. И завтра уже будет поздно. Пришло время пробудить народ, чтобы в нем шевельнулась хоть малая толика духа наших славных, великих предков, таких как Спитамен, Муканна, Бехбуди, … Это нужно прежде всего, чтобы вернуть народу самоуважение к себе, добиться Свободы и строить достойную жизнь достойную Свободного Человека.
Повторяю слова: все вернулось "на круги своя" и вспомнилось, что на узбекском языке у данного выражения, звучащего как "кайтар дунъе", есть особый смысловой оттенок, дающий надежду на победу добра и справедливости. А именно: не твори зло, оно вернется к тебе.
А пока в нашем Отечестве продолжают править кучка циников во главе с Главным Негодяем с помощью террора, прикрываемого им красивыми по форме, но пустыми ничего не значащими по сути фразами об "очень светлом будущем", "государстве с великим будущим", якобы завоеваний независимости, пройденного пути будто равного векам и иными словами, оболванивающими лишь часть самых наивных и, конечно, детей. На кого они рассчитаны по большому счету не понятно, если в массе своей люди начинают понимать ясно по чьей вине творится зло на земле Узбекистана, по чьей вине они чаще одевают траурные одежды.
Надолго ли еще продержится такая власть насилия? Каким образом и чем она закончится?… Эти вопросы, по моему глубокому убеждению, будут разрешаться в ближайшее время, так как в массовом сознании произошла окончательная дискредитация, так называемой национальной модели реформ, этого пресловутого открытия И. Каримова.
Помимо всего прочего, в глазах народа и международного сообщества, собственно состоялось падение имиджа президента Узбекистана в качестве политика и человека. Он, как оказалось, не то чтобы предстал перед всеми в роли голого короля, а сама жизнь разоблачила его, как неумелого руководителя, бездарного экономиста и никудышного политика с беспочвенными притязаниями на лидерство в стране и регионе.
И наконец в общество ощущается подспудное брожение в результате того, что оно пришло к столь знакомому радикальному выводу, сформулированному некогда нашими соседями россиянами: "Так жить нельзя!".
Мириться же с тем, что мы собой представляем на сегодняшний день, то есть, к чему пришла страна за последние 15 лет, означало бы устремиться в никуда к катастрофе.
Саид Пахлавон. Ташкент. Продолжение следует.
Ташкент. 23 октября 2005 г.
|