Т.Амиркулов > Таджики в Узбекистане – не диаспора 01:08 15.11.2005
Узбекский Сектор Газа
На современном этапе наряду, с проблемами терроризма, экстремизма и наркобизнеса, которые создают очаги напряженности в различных уголках мира, межгосударственные территориальные проблемы также приобретают геостратегический характер. Такие примеры как Сектор Газа в Израиле, Нагорный Карабах на Кавказе...
Существует также указанная проблема под искусственно созданной "занавесью" в Узбекистане. Казахстан претендует над Ташкентским регионом, считая его казахским, Кыргызстан считает, что анклавы Сох и Шахимардан принадлежат им, туркменские власти считают, что западный Узбекистан – это вовсе Туркменистан, Таджикистан может также заявить, что больше половины соседней страны – это исторические земли таджиков.
На это есть все основания: следует напомнить, что > в Узбекистане проживают более 10 млн. этнических таджиков на территориях, которые веками принадлежали их предкам, а в настоящее время принадлежат некой стране по имени Узбекистан, которой руководит некий еврей по имени Ислам Каримов, где большинство земель принадлежат Казахстану, Туркменистану, Кыргызстану и Таджикистану.
Всем известно, что Мовароуннахр издавна был населен народами таджикского (иранского) и тюркского (или тюркско-монгольского) происхождения. Историки достоверно доказали, что этническими наследниками древнейших обитателей региона являются ираноязычные таджики, которые являлись оседлыми земледельцами и горожанами. Труднее воспринимается история появления узбеков, произошедших от смешения пришлых кочевников с коренными обитателями (сартами), проживающими в Ферганской долине и других оазисах, сменившие свой древний иранский язык на тюрский в ходе ассимиляции, длившейся целое тысячелетие – с VI по ХVI вв. Заимствуя у таджикского народа часть языка, земли, обычаи и традиции стали чувствовать себя "хозяевами". Установлено, что этногенез таджиков и будущих узбеков происходил почти на одной территории, а сами сарты были по существу тюркизированными таджиками. Вот почему сложились тесные этнокультурные связи между узбеками и таджиками, живущими в Таджикистане и в смежных Самаркандской, Бухарской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях Узбекистана. Хотя узбекский и таджикский языки относятся к различным лингвистическим группам, в тюркском узбекском языке существует большое количество таджикских заимствований.
Но эта медаль имеет и свою обратную сторону, отражающую возникшие территориальные проблемы. Главное культурное наследие таджикского народа города Самарканд и Бухара, издавна населенные таджиками в 1920-е гг. отошли к Узбекистану. Одновременно, с ними святые места и главные центры поклонения и паломничества мусульман в Средней Азии, а также и другие города Зеравшанской долины достались Узбекистану в результате политической игры. С тех пор ведется целенаправленная акция узбекских властей по уничтожению исторических и научных книг на таджикском языке, даже тех которых были написаны узбекскими классиками (в дореволюционном времени все деятели искусства и творчества, в том числа и элита воспользовались таджикским языком). По настоящее время продолжается эти мероприятия: в прошлом году в ряде регионов Узбекистана были сожжены все учебные материалы на таджикском языке, где по мнению официальных властей "были искажены" некоторые исторические факты со стороны советского правительства.
В целях внесения раскола среди таджиков, узбекские спецслужбы придумали хороший вариант, подали идею о создании таджикских культурных центров, национально-культурные общества, которые естественно при регистрации и подготовки учредительных документов сталкивались с эсенбешниками и неосознанно становились их помощниками в реализации планов по "узбекизации" сначала РУ, потом ЦА.
В середине прошлого века самаркандские и бухарские таджики были вовлечены в руководящие должности госструктур, однако быстро набравшее обороты движение за "мустакиллият" Узбекистана повлекло за собой вытеснение таджикских административно-управленческих кадров в Самарканде и Бухаре.
Но, по моему мнению, выражение на подобие "таджикская диаспора" которую используют некоторые политологи неуместно и неправильно. Потому, что таджики, проживающие в Узбекистане, не диаспора, а коренные жители, а узбеки – пришельцы и захватчики. Согласно последним статсведениям, в Узбекистане, якобы, проживает около 1,5 миллионов таджиков, однако, на самом деле их число достигает более 10 миллионов человек.
Тем не менее, в городах Самарканд и Бухара начали функционировать "таджикские культурные центры", которые изначально начали действовать под контролем узбекских спецслужб. Со временем, они, как и в свое время созданное Движения Талибан вышедшее из контроля американцев, также начали действовать самостоятельно и даже отмечались их публичные выступления против администрации Каримова.
Теперь члены таджикского национально-культурного общества "Самарканд", существовавшего с конца 1980-х г.г., подвергаются преследованиям в Узбекистане после провозглашения в 1991 г. его независимости под предлогом причастности к сепаратистской деятельности. Их тоже можно понять, ведь постепенно, после развала Союза (когда у них не было такой возможности) в Узбекистане остались очень мало таджикских школ и средств массовой информации, хотя таджики составляют в действительности большую часть жителей. В 1991 г. после независимости многие улицы Самарканда и Бухары сменили свои прежние названия, связанные с историей таджиков на древние узбекские.
Согласно приказа министерства образования РУ, лица, получившие дипломы в РТ для поступления на работу по специальности в Узбекистане обязаны сдавать дополнительные экзамены по ряду дисциплин. В случае успешной сдачи экзаменов они могут устроиться на работу только на одну ступень ниже, чем выпускники аналогичных вузов Узбекистана. Министерством образования РУ также разработан и реализуется перспективный государственный план совершенствования системы дошкольного образования, существо и содержание которого ущемляет права и национальное достоинство таджикскоязычного населения РУ. Так, в функционирующих в рамках этого плана в курсах повышения квалификации не принимаются воспитатели дошкольных учреждений и учителя средних школ РУ с таджикским языком обучения, которое мотивируется отсутствием таджикоязычных специалистов.
В Самаркандском Государственном Университете (СамГУ) приступили к сокращению ряд отделений факультетов, где обучение велось на таджикском языке. Свои действия руководство СамГУ мотивирует тем, что, несмотря на соглашении между министерствами образования РТ и РУ, таджикская сторона не обеспечила соответствующей литературой данное учебное заведения.
И.Каримову в известной мере удалось сбить радикализм гражданского движения таджиков в Самарканде и Бухаре. С одной стороны, этому способствовала война в Таджикистане, которая своей жесткостью, кровопролитием, тысячами беженцев поубавила пыл у лидеров движения "Самарканд". Но главное, видимо, состоит в "гибкой" политике И.Каримова. В течение последних месяцев в ходе перестройки структур местной власти он изменил в расстановке кадров прежнее соотношение по национальному составу, обеспечивавшее прежде практически монопольный контроль узбеков над процессом принятия решений (было соотношение 10 к 1 в пользу узбеков). Теперь открылись места в системе городского самоуправления для таджикской элиты, и они ушла сюда, меняя свой радикализм на право участия во властных структурах и открывшиеся возможности делать деньги. Несколько наиболее несговорчивых оппозиционеров режим подверг репрессиям, и теперь они либо в глубоком подполье, либо практически под домашним арестом.
Для предотвращения деятельности активности таджиков в РУ узбекские правоохранительные органы, в том числе СНБ РУ предпринимают меры по пресечению и предупреждению возможной их активизации. Так, в 2004 году в ходе реализации специально-подготовленного мероприятия был задержан известный борец за свободу земляков таджикский поэт Хает Немат (проживает в РУ) узбекскими правоохранительными органами, после которого он якобы больше не поднимет проблему таджиков. Известно, что гибель внука другого известного таджикского лидера Мирсаидова также организован СНБ РУ, в целях его устрашения и отказа от национальных идей. В середине 2004 года властями РУ была закрыта газета "Бухорои Шариф" (главный редактор Исо Раджабов) – печатный орган таджикского культурного центра в Бухаре. Приостановлен выпуск таджикского варианта издающейся в Ташкенте газеты "Культура Центральной Азии" - издания Ассамблеи культуры народов Центральной Азии. В 2001 году власти намеревались депортировать 16 человек из числа таджикской творческой интеллигенции Самарканда - поэтов, писателей и ученых - которые некоторое время проживали в Таджикистане и во время междоусобной войны вернулись в Узбекистан. Однако при вмешательстве некоторых активистов и представителей международных организаций данный негуманный шаг узбекский властей приостановлен.
Официальные власти РУ, опасаясь возможной сплоченности таджикского народа в будущем, предпринимают косвенные меры, которые в ближайшем будущем влияет на состояние таджикского народа в РУ и за ее пределами. Одной из главных мер является ограничение распространения таджикских газет и журналов на территории РУ.
Официальный Ташкент постепенно реализует политику заселения узбеков в приграничные районы, для чего коренные жители – таджики переселены в глубинные регионы страны, что способствует ограничению контактов таджикско-язычного населения РУ с гражданами РТ. В частности, узбекскими властями принято решение о переселении населения с населенных пунктов Матмонд, Кавзихона, Марганза, Джауз, Сумак, Оби Ката, Ошикон, Дехнави Боло и Акси Духтар Кашкадарьинской области в глубь РУ. По настоящее время Узбекистан видит в лице РТ источника угрозы безопасности. Для официального Ташкента таджики – это "религиозный фундаменталист" или "террорист". Не зря был целенаправленно создан имидж реального террориста в лице сторонников "Хизб-ут-Тахрир" в Узбекистане, который в последствии стал поводом для гонения и преследования непослушных таджиков по всему Узбекистану. В настоящее некоторые родители, опасаясь за дальнейшую судьбу своих детей, после рождения ребенка сразу регистрируют их узбеками. К этой вынужденной мере они прибегают в силу того, чтобы была надежда и перспектива будущих кормильцев иметь служебную и профессиональную карьеру, а также "уважение" в обществе, т.к. лица таджикской национальности в РУ в крайних случаях только на втором плане. Вообще "таджикская проблема" перед узбекской элитой была и останется головной болью, ведь всех таджиков не ликвидируешь или всех не перепишешь на узбеков.
Ущемление узбекскими властями прав нацменьшинств может привести к сплочению таджиков в РУ для отстаивания своих конституционных прав. В этой связи, одной из причин поощрения пребывание М.Худойбердыева и его боевиков в Узбекистане, является также именно эта проблема и антитаджикский настрой - курс политики "Ок Сарая".
Тешабой АМИРКУЛОВ, независимый журналист teshamir@mail.ru>
|