А.Кененбаев > Киргизия. Станет ли островок демократии гаванью религиозных экстремистов? 00:41 17.11.2005
Как и при руководстве А.Акаева, так и после прихода к власти бывших оппозиционеров, с высоких трибун нашей страны неоднократно говорилось об угрозах религиозного экстремизма и терроризма. Еще в июне 2004 года в ряде СМИ сообщалось, что на заседании правительства Кыргызстана, посвященном работе МВД, местных госадминистраций и органов местного самоуправления по предупреждению и профилактике религиозного экстремизма и недопущению межнациональной розни, тогдашний заместитель председателя СНБ КР Т.Мамытов предупреждал о намерениях религиозных фанатиков дестабилизировать обстановку в стране.
Примерно в это же время, тогдашний глава МВД Б.Субанбеков, выступая перед членами кабинета министров заявил, что на данном этапе деятельность запрещенной партии "Хизбут-Тахрир" представляет наибольшую угрозу стабильности в стране, эта партия призывает к вооруженной борьбе для прихода к власти. При этом он отмечал, что около 95% сторонников данной религиозно-экстремистской партии действуют на Юге страны, в частности в Джалалабадской и Ошской областях, но за последнее время отмечаются случаи организации подпольных ячеек в Нарынской, Чуйской и Иссык-Кульской областях, традиционно считавшихся менее религиозными, и где проживает большой процент немусульманского населения.
Прошло достаточно времени, чтобы оценить, что же сделано в Кыргызстане, для того, чтобы не допустить распространения этой опасности. Наверно многие согласятся с моим мнением о том, что > сегодня в Кыргызстане, особенно на Юге, по-прежнему продолжают чувствовать себя вольготно представители различных религиозно-экстремистских группировок и течений. Некоторые зарубежные аналитики отмечают, что на территории южных областей Кыргызстана эмиссарами террористических организаций ведется работа по формированию и консолидации сторонников различных религиозных течений, с целью подготовки антиправительственных выступлений и террористических акций. Здесь следует подумать над высказыванием американского политолога Дж. Хантингтона о "кровавых границах ислама", которые растянулись дугой от Кашмира до Балкан. А центром этой "дуги" как раз считается центрально-азиатский регион.
Хочется еще раз отметить, что наши политики либо не хотят, либо не умеют адекватно оценивать складывающуюся в стране религиозную ситуацию. Ведь в происходящих в колониях беспорядках тоже не последнюю роль играет фактор религии. Например, в Джалалабадской тюрьме несколько осужденных членов партии "Хизбут-тахрир" в течение последних лет эффективно обрабатывали и многих заключенных. Для прикрытия своей деятельности внутри зоны, члены "Хизбут-тахрира" через своих руководителей, находящихся на свободе, построили на территории тюрьмы мечеть. За это естественно, кто-то из госчиновников и работников учреждения "подогрел свои руки". Между прочим, в том-то и все дело, что подобные организации "закрывают рот" нашим коррумпированным руководителям органов правопорядка "зелеными". Хотя, им не помешало бы подумать, а где они берут столько "зеленых", и для каких конечных целей.
По данным сотрудника СНБ Кыргызстана, пожелавшего остаться неизвестным, в селе Арсланбаб, известном как одним из уникальных зон для развития туризма, практически установлены законы шариата. Там живут по своим законам, у них своя милиция, которая также соблюдают все требования шариата. Ладно, если это все делается представителями традиционного ислама, но там "хозяевами" являются члены "Хизбут-тахрира", и они открыто говорят об этом. А массовые распространения различных антиконституционных и призывающих к определенным антиконституционным действиям листовок и другой литературы уже стало обычным явлением. Дело дошло до того, что в горных местностях Арсланбаба ими созданы группировки, которые проходят боевую подготовку. В лагерь подготовки боевиков систематически приезжают инструктора и руководители террористических организаций из числа арабов и чеченцев. О серьезности их намерений свидетельствует факт обнаружения большого схрона с оружием в одном из ущелий неподалеку от села. К аналогичной ситуации может привести религиозная обстановка в ряде других районов, жители которых традиционно считаются наиболее подверженными религиозным догмам. В качестве таких районов можно отметить Узгенский, Кара-Сууйский, Араванский, Навкатский, Базаркурганский, Ляйлякский районы. По официальным данным, только в Узгенском районе в настоящее время проживают около 4000 членов "Хизбут-тахрир". Последние постепенно присоединяют к себе так называемых "акрамитов" из Узбекистана, которые бежали, натворив у себя на родине преступные дела. Как сообщил один из жителей, пожелавший остаться неизвестным, в течение последних месяцев в некоторых домах по улице М.Улугбека города Узгена, проживают неизвестные, прибывшие из Таджикистана. Представители местного населения считают, что они имеют причастность к оставшимся членам террористической группировки "ИДУ", которая пыталась просочиться на территорию Баткенской области в 1999 году. Последние проводят боевую подготовку в отдаленных горных аилах Узгенского района.
Не последнюю роль в распространении религиозного экстремизма играют амбициозные вдохновители и лидеры, некоторые из которых занимают официальные посты во властных структурах. Несмотря на свое поражение на президентских выборах одним из лидеров, на которого делают ставку сторонники идей установления халифата на территории Ферганской долины, остается Турсунбай Бакир уулу, которого многие соотечественники называют "ангелом–хранителем" всех исламистов в Кыргызстане. Во время своей предвыборной кампании с целью повышения своего рейтинга среди своих единомышленников, Бакир уулу обещал, что если придет к власти, поднимет вопрос о введении в законодательство страны шариатские каноны. Компакт-диски с записями его предвыборной кампании распространяются членами "Хизбут-тахрир" и по сей день. Также распространяются компакт–диски с материалами боевых действий американцев в Ираке, призывов к "джихаду", а также материалов касательно недавних событий в соседнем Андижане.
В то же время наши доблестные правоохранительные органы, в силу своей коррумпированности, по-прежнему не предпринимают каких-либо мер. Даже простые люди говорят, что, несмотря на официальные заявления представителей власти об усилении борьбы с коррупцией, практически во всех силовых структурах наблюдается рост коррупции. Да и как ей не быть, если даже министр МВД КР М.Суталинов во время недавнего очередного совещания кабинета министров у главы правительства Ф.Кулова, выразил озабоченность тем, что на местах большинство акимов мешают работе правоохранительных органов, назначая начальниками милиции своих родственников.
Похоже, что тема религиозного экстремизма, беспокоит больше всего журналистов, которые все чаще пишут на эти темы. Вот, к примеру, отрывок из материала Канатбек Шаршенбаев "Станет ли Кыргызстан плацдармом для джихада в Центральной Азии?", опубликованного в газете "Вечерний Бишкек" 9 августа этого года: "Мне удалось побеседовать с одним из руководителей данной организации на юге. И, честно говоря, я был в шоке от этой встречи. Так как мой визави в порыве бахвальства поведал, что им из–за границы поступило указание организовать в республике небольшие мечети, рассчитанные на 40–50 человек, которые станут штабами для борьбы с "неверными", а в будущем, после победы "Хизбут–Тахрира" в Кыргызстане, превратятся в сельские управы. Такие мечети уже появились в Аксыйском, Сузакском, Новкатском, Араванском, Кара–Суйском, Ляйлякском и некоторых других районах Юга страны, а также в городах Джалалабад и Ош.
Мой собеседник похвастался, что еженедельно рапортует по электронной почте о подобных успехах за "кордон". И, по его словам, он вызвал похвалу у недавно приезжавшего с квартальной проверкой в нашу страну их куратора, который был то ли из Англии, то ли из Пакистана". Стоит ли комментировать прочитанное, и продолжать разговор на эту тему? По-моему комментарии излишни.
Айдар Кененбаев aydar63@mail.ru
|