КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 19.11.2005
19:53  О.Краснова > Российский "Аэрофлот" не хочет возить узбекистанских правозащитников
18:14  Президент Узбекистана подписал указ о развитии телерадиовещания
17:19  Эркин Рахмонов > Беспристрастная история. Сохраним добрососедские отношения между Узбекистаном и Таджикистаном
16:00  Коллонтай с мегафоном. В Киргизии дипломатами становятся домашние буяны...
15:56  Лакшми Миттал в Темиртау > Вполне допускаю интеграцию "Криворожстали" с "КарМетом"
14:52  "Литер" > Назарбаев доведет Киев до ЕЭПа
13:48  "Комсомолка" > Для кого оппозиция в Казахстане готовит "цветную" революцию?

09:27  До конца года из Ирака уберутся все азербайджанские и украинские "миротворцы"
08:59  К.Исабеков (депутат Парламента) > Джетыогузский бунт. Чего требуют от "Кумтора" киргизские повстанцы
08:39  А.Вартанян > 100 дней президента М.Ахмадинежада
08:37  В.Сажин > Российско-иранские отношения в свете социологических исследований
03:04  UzLand открыл интернет-магазин для своих фанатов
02:51  Запретный клик. Туркмения и Узбекистан - "черные дыры " Всемирной паутины
02:47  А.Саидов > Назад, в СССР? Против кого будут дружить Россия и Узбекистан
01:02  Б.Садыкова > Султан-Галиев и "тюркская оппозиция" в ВКП(б) (страницы истории)
00:56  "DW" > За что в Бухаре арестовали врача Кутлиева?
00:48  Б.Мусаев > Читая мемуары экс-секретаря ЦК Компартии Узбекистана Р.Абдуллаевой: Правда, Клевета и Подонки
00:45  "Адил соз" > Мониторинг нарушений свободы слова в Узбекистане (октябрь 2005 г.)
00:14  Georgian Times > Собственные граждане, исками в суды Европы, грозят совершенно обанкротить Саакашвили
00:08  Директора школ Учтепинского района просят генпрокурора Узбекистана разобраться с начальником райОНО Кучкаровой
00:00  "Крутейший из порталов". В Узнете появился новый многоцелевой портал - Doda.Uz
Пятница, 18.11.2005
23:22  Руслан Мирзаев - новый министр обороны Узбекистана
23:01  "Абсолютная неправда". Ашхабад опровергает, что российский "Газпром" "купил весь туркменский газ"
22:56  Какой такой самолет? Американский посол требует доказательств загрязнения базой "Ганси" киргизской природы
21:54  В Таджикистане за терроризм арестован имам Пермской (Россия) мечети
19:52  Грузия направила участникам Межпарламентской ассамблеи СНГ протест на Россию
18:49  В Ашхабаде родился 900-тысячный житель
18:05  Н.Назарбаев агитирует украинскую Раду за ЕЭП
12:55  Азиатская колумбия. Основные ОПГ Рысьпублики Кыргызстан - "уйгурская", "корейская" и т.д.
12:06  Экс-директор ЦРУ Тернер признал существование секретных американских тюрем для "исламистов" в Восточной Европе
11:50  Меняем нефть на мандарины. В Казахстан прилетел премьер Грузии Ногаидели
11:42  17-летний казахстанский юниор И.Ильин стал ЧМ по тяжелой атлетике подняв 386 кг!
11:31  К.Раббимов > Узбекистан – засада для России!
11:20  Р.Тулякова > Введение предмета "Семья и брак" в школы не спасает юных узбекистанок от абортов
11:02  П.Фельгенгауэр > Российские базы в ЦентрАзии держатся на плове...
10:59  "Новая газета" > Мировая политическая мода на Казахстан
10:51  Новым президентом Шри-Ланки стал нынешний премьер Махинда Раджапаксе
10:42  Правда.Ру > "Голубой поток" - геополитическая победа России: мимо вороватых соседей, вопреки воле США
10:29  Dialog.kz > И снится кыргызам горящий Париж... Нет у "революции" конца
10:25  "КП-К" > Казахстанская оппозиция начала пляски на костях Нуркадилова
10:21  "РЖ" > Оранжевая изжога. К годовщине "революции помоганцев"
10:19  В.Каганский > Россия и Китай. Дополнительность стран и ландшафтов
10:15  Ректором Университета мировой экономики и дипломатии Узбекистана cтал Х.Караматов
09:52  В беспорядках во Франции виновна полигамия, - дурачится Frankfurter Rundschau
09:45  Чингизидов узнавали по шапке. К истории казахского национального костюма
09:24  Российская "Транснефть" отказалась качать казахстанскую нефть в Литву
09:06  Германия не выдает Казахстану лидера организации "За освобождение Туркестана", подозреваемого в убийстве 4-х китайцев
08:52  Asia-Plus > "Продается…ребенок. Недорого". Новый вид криминального бизнеса в Таджикистане
08:37  Наманган. Осужден на 8 лет А.Усманов, экстрадированный из Казани
08:32  А.Дубнов > Бишкек не хочет ссориться с Вашингтоном и прикрывает махинации акаевской "семьи"
07:49  Что предлагает казахстанцам "великолепная четверка"? Анализ программ альтернативных кандидатов в президенты
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   |   Узбекистан   | 
Эркин Рахмонов > Беспристрастная история. Сохраним добрососедские отношения между Узбекистаном и Таджикистаном
17:19 19.11.2005

Одной из актуальных проблем сохранения стабильности и безопасности в центральноазиатском регионе является сохранение добрососедских отношений между Узбекистаном и Таджикистаном.

В последнее время в Интернете появился ряд статей , направленных на эскалацию вражды и подрыва дружбы и сотрудничества между Узбекистаном и Таджикистаном. В данных статьях наблюдаются резкие выпады в отношении Республики Узбекистан, ее руководства, узбекской нации и ее истории.

В основе этих выпадов лежит субъективная интерпретация истории народов региона Центральной Азии, попытки противопоставить и столкнуть два братских народа. Этот субъективистский подход берет свои истоки в разработках ученых Таджикистана по проблемам истории таджикского народа.

Авторы вышеуказанных статей опираются на концепцию, изложенную в ряде публикаций по данной проблеме директора Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана академика АН РТ Рахима Масова.
В серии своих опубликованных работ - "История топорного разделения", "Таджики: под грифом "секретно"", "Таджики: вытеснение и ассимиляция" и др., Р. Масов проводит мысль о том, что в результате ошибок национально-территориального размежевания 1924 года, с передачей Бухары и Самарканда в состав Узбекской ССР, таджикский народ потерял свою историческую родину, свою историю, без которой невозможно определить его происхождение, его становление и развитие. "Самарканд и Бухара для таджиков – не просто экономические и культурные центры, они являлись визитной карточкой целого народа, по которой его узнавали во всем мире".

По мнению Р. Масова "все могло быть по другому, если бы таджики в результате национального размежевания получили бы не голые скалы и высокие горные хребты, а земли Сурхан-Дарьи, Кашка-Дарьи, города Самарканд, Бухару" - считает Р.Масов.

Основным виновником бед таджикского народа Р.Масов считает Узбекистан, узбеков, которые якобы вытеснили таджиков в горы, отняли у них земли, присвоили себе их культуру и достижения: "Все то, что там исторически, этнокультурно в прошлом принадлежало таджикам, теперь переписано на адрес тюрко-монгольских племен, принявших единое наименование – узбеки".

В своих публикациях, Р.Масов призывает своих соотечественников "бороться за право таджиков на свою историческую территорию" .
Следует отметить, что некоторые таджикские историки и политики под исторической территорией понимают ""всю землю таджиков – Мовароуннахр и Хорасан" периода Государства Саманидов (IX-X вв.), "с которыми связан золотой век таджикской цивилизации" . Так, согласно определению академика Н.Негматова, "Исторический Таджикистан" - "…занимал западные подножия высочайших хребтов "Высокой Азии" – горного узла Гималаев и Тибета, полностью Тяньшань, Памиро-Алай, Гиндукуш, Иранское нагорье, Аму-Сырдарьинский и Мургабо-Герирудский бассейны…" , т.е. всю территорию Узбекистана и Таджикистана, значительную часть территорий Кыргызстана и Туркменистана, часть территории Казахстана, Китая, Афганистана и Ирана.

Такой односторонний тенденциозный подход к объяснению исторических событий может создать искаженное представление о возникновении и развитии национальной государственности народов Центральной Азии.
Следует признать, что "вопрос национально-территориального размежевания народов Средней Азии" требует объективного и всесторонне аргументированного научного исследования.

Как отмечает сам Р.Масов в одной из своих статей: "до Великой Октябрьской социалистической революции и после, до 1924 года, Таджикистана, как государственного образования на территориально-административной карте мира, попросту не существовало, как впрочем, и национально-государственных образований других народов, проживавших в Средней Азии" . Поэтому было бы неправильно и неправомерно говорить о том, что в 20-х годах прошлого столетия одна нация захватила территорию другой нации.

Национальное размежевание Туркестана, Бухары и Хорезма было спланировано и осуществлено большевиками по указаниям и директивам из Центра. Так, еще в июне 1920 года, В. И. Ленин, изучив проект решения Центрального Комитета о задачах Российской коммунистической партии (большевиков) в Туркестане, в своих замечаниях по проекту документа указал на необходимость разделения народов Туркестана:
"1) Поручить составить карту (этнографическую и проч.) Туркестана с подразделением на Узбекию, Киргизию и Туркмению. 2) Детальнее выяснить условия слияния или разделения этих 3 частей" .
О том, что местное коренное населения практически слабо участвовало во всех процессах происходящих в Средней Азии в период 1917-1924 гг. говорят следующие факты.

Состоявшийся 15-22 ноября 1917 года в Ташкенте III краевой съезд Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов принял декларацию об установлении Советской власти в Туркестане и образовал Совет Народных Комиссаров во главе с большевиком Ф. И. Колесовым. В декларации было отмечено решение съезда о недопущении в высшие органы Советской власти представителей коренного населения: "привлечение в настоящее время мусульман в органы высшей революционной власти является неприемлемым как в виду полной неопределенности отношения туземного населения к власти солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, так и ввиду того, что среди туземного населения нет пролетарских классовых организаций".

В постановлениях Политбюро ЦК РКП (б) 29 июня 1920 г. "Об основных задачах РКП (б) в Туркестане" признавалось наличие межнациональной отчужденности в отношениях между "пришлым" (русским) населением и коренными народами: "отношения эти за 2,5 года Советской власти, находившейся в руках чрезвычайно тонкой прослойки русских рабочих, сильно зараженных колонизаторской психологией, не только не изменились к лучшему, но еще более обострились благодаря своеобразным "коммунистическим" действиям, рассматриваемым порабощенным населением как продолжение действий агентов старой царской власти и по существу являющимся таковым".

Выступая 5 мая 1924 г. на 8-ом съезде Коммунистической партии Туркестана (КПТ) с отчетом о деятельности Центрального Комитета КПТ, один из его руководителей И. М. Варейкис, говоря о результатах работы в области национальной политики, заявил: "В области национализации аппарата за этот год мы сделали очень мало, национализировали аппарат очень плохо. По имеющимся данным, у нас в Туркестане, где коренное население составляет подавляющее большинство, в советском аппарате имеется 70% европейского состава".

> Национально-государственное размежевание (расчленение) народов Средней Азии было осуществлено большевиками по принципу "разделяй и властвуй". Как писали в советский период зарубежные историки, "Средняя Азия была "раздроблена" Коммунистической партией с целью предотвращения монолитного выступления коренного населения против Советской власти, для более быстрой его русификации, рационализации управления и необходимости улучшения экономического и политического контроля над Средней Азией" . По другой версии зарубежных историков национально-государственное размежевание объяснялось внешнеполитическими расчетами Советского правительства: "деление по национальному принципу было произведено таким образом, что население каждой новой республики или области должно быть используемо для влияния на сходные этнические элементы, расположенные за азиатскими границами Советского Союза: Туркменская республика – для привлечения туркмен Персии и Афганистана, Узбекистан – для привлечения населения северного Афганистана, Киргизская Автономная область – для населения китайского Туркестана и т. д.".

В подтверждении второй версии можно привести следующие примеры. Выступая в сентябре 1924 г. на 3-й Чрезвычайной Сессии Туркестанского Центрального Исполнительного Комитета (ТЦИК) с докладом о национально-государственном размежевании Средней Азии, член Президиума ТЦИКа Р. Исламов в конце своего выступления заявил: "Пожелаем же в скором времени нашим братьям, угнетенным в соседних с нами странах, в ближайшее время также свергнуть власть угнетателей. В этом трудящиеся Средней Азии им помогут. Через союз народов Средней Азии, через союз народов Востока к власти трудящихся всего мира к победе над властью мирового капитала" . По завершении своей работы, сессия ТЦИКа направила телеграмму Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету (ВЦИК), где было отмечено: "Создающиеся национальные республики, являясь аванпостом социальной революции на Востоке, будут красной путеводной звездой для остающихся в угнетении народностей Востока".

О международном значении революционных преобразований в Средней Азии подчеркивал И. Сталин: "Туркестан представляет наиболее важную республику, с точки зрения революционизирования Востока, не только потому, что Туркестан представляет комбинацию наиболее связанных с Востоком национальностей, но и потому, что по своему географическому положению он врезается в самое сердце того Востока, который наиболее эксплуатируется и который накопил у себя наибольшее количество пороха для борьбы с империализмом. Задача состоит в том, чтобы превратить Туркестан в передовой пост революционизирования Востока" .

Следует заметить, что некоторые современные российские исследователи просматривают связь между созданием Таджикской ССР в 1929 г. и произошедшими в этот период событиями в Афганистане: "Причин роста интереса Центра к "таджикскому проекту" было несколько…это стремление создать на рубеже Афганистана и Персии своеобразный "плацдарм" для импорта идей революции…Совсем неслучайным, видимо, является и тот факт, что активное обсуждение "таджикского проекта" и "таджикской проблемы" совпало со смутой в Афганистане, где в результате восстания к власти в Кабуле в январе 1929 г. пришел таджик Хабибуллохан (известный как Бачаи-Сакао)" .
Одним из принципов определения территорий формируемых национальных государственных образований был учет численности и расселения народов Средней Азии в соответствующих областях и районах.

Как пишет сам Р. Масов: "Как народ, таджики были рассеяны незначительными группами по всему региону, входя в состав различных ханств, эмиратов; после же присоединения Средней Азии к России они в большинстве своем оказались на единой территории – в российской части Средней Азии. Однако, кроме горных, предгорных районов и некоторых городов, таджики компактного большинства населения нигде не составляли" . Однако в другом своем произведении, Р. Масов утверждает что в результате проведенной в 1926 году в Узбекистане переписи населения "в городах Бухаре, Самарканде, других населенных пунктах, где раньше таджики имели компактное большинство, резко вдруг возросла численность узбеков. Это явилось одним из оснований для легитимности перехода в Узбекскую Республику Самарканда, Бухары и других городов, где до национального размежевания таджики составляли абсолютное большинство населения" . В этом же своем произведении - "Таджики: вытеснение и ассимиляция", Р. Масов признает преобладающее большинство узбеков в Туркестанской АССР: "На территории последней (Туркестанской АССР – Э. Р.) проживало огромное количество таджиков, фактически занимавших второе место после узбекского населения в таких городах как Самарканд, Ходжент, Ура-Тепа, а также в Ферганской и Ташкентской областях".

В целях объективности, обратимся к дореволюционным источникам о численности и расселении узбеков и таджиков в пределах Средней Азии. Так, в книге М. В. Лаврова "Туркестан. География и история края", изданной в 1916 г. в г. Москве и признанной министерством народного просвещения России в качестве учебного пособия для средних учебных заведений приводятся данные о национальном составе Туркестана, Бухары и Хивы. Он пишет, что население в Самаркандской области, включающей уезды Самаркандский, Катта Курганский, Джизакский, Ходжентский, составляет около 960 тыс. человек, из них: узбеков 59%; таджиков 27%; киргизов 7%; сартов и тюрков 3%, другие национальности 4% . Численность населения бухарского ханства определяется им приблизительно в три миллиона человек. "Господствующим племенем являются узбеки, которым принадлежат лучшие земли. Из них состоит высшая администрация; из знатного узбекского рода Мангит происходит и теперешняя династия" . М. Лавров пишет, что население в Хивинском ханстве составляет "приблизительно в 600 000 человек, из них большинство (96%) принадлежит к тюрко-монгольской расе. По национальностям население распределяется так: узбеки и сарты – 400 000; туркмены – 150 000; киргизы – 29 000; каракалпаки – 24 000 и 6 000 другие народности: персы, арабы, таджики, армяне, немцы, евреи. Господство принадлежит узбекам, которые в 16 веке завоевали оазис" . М. Лавров в предисловии учебного пособия указывает, что: "Главнейшими авторами, трудами которых я пользовался, следующие: Бартольд В. В, Берг Л., Вамбери Г. и многие другие (перечислено 26 фамилий – Э. Р.). Кроме того, ценным материалом для меня послужили сборники, обзоры, отчеты и памятные книжки областных статистических комитетов, которые сообщают часто солидный материал, единственный в своем роде; затем, различные справочники и словари, как русские, так и иностранные и, особенно, многочисленные статьи с подписями авторов и без подписей, помещенные в газете "Туркестанские Ведомости"" .

В книге В. И. Масальского "Туркестанский край", изданной в 1913 г., также приводятся данные о том, что узбеки составляли в Самаркандской области 59% населения .

В книге И. И. Гейера "Туркестан", изданной в 1909 году, можно встретить следующие сведения об узбеках и таджиках: "Узбеки населяют бассейны обеих больших рек Туркестана: Сыр - Дарьи и Аму - Дарьи. Узбеки являются покорителями таджиков и потому в государствах, сохранивших самостоятельность – Бухаре и Хиве – верховная власть исходит из этого племени …Все таджики живут оседло и преимущественно населяют гористую часть Туркестана… Так, в Ташкентском, например, уезде кишлаки их расположены в горных хребтах сопровождающих реки: Угам, Пскем, Чаткал и Ангрен. В долинах почти нет плотных, а тем более крупных таджикских поселений …распределение населения Самаркандской области по племенам выразится приблизительно следующими цифрами: узбеков – 390 000; таджиков – 200 000; киргизов – 210 100; арабов – 20 000; европейцев – 18 000; туземных евреев – 6 000; афганцев – 2 000; цыган – 2 500; прочих народностей – 8 000 ".

Таким образом, до 1917 года господствующее положение в Туркестане, Бухарском эмирате, Хивинском ханстве занимали узбеки, составлявшие большинство населения каждого из этих государственных образований.
Доминирующее положение узбеков в Средней Азии признавалось большевиками и представителями других местных национальностей. В циркулярном письме ЦК РКП(б) от 12 августа 1920 г. всем организациям Коммунистической партии Туркестана об улучшении партийной и советской работы среди коренного населения республики указывалось: "Коренными народами Туркестана являются узбеки, киргизы, туркмены. На трудящиеся массы этих народов и должна опираться советская власть".

Выступая на 3-й чрезвычайной сессии ТЦИК, посвященной национальному размежеванию, представитель туркменской делегации Атабаев признал, что узбекский народ является наиболее передовым в Средней Азии: "Три основных народностей в Средней Азии: узбеки, киргизы и туркмены переживают в настоящее время различный этап исторического развития, причем наиболее передовым нужно признать узбеков" . В то же время, представитель таджикской национальности Рахматулаев в своем выступлении на сессии сказал следующее: "…помимо тех исторических, искусственных делений Средней Азии всякими ханами и разными николаевскими генералами, отсталость таджикской национальности от других национальностей – узбеков, киргиз и т. д. выражается еще более ярко потому, что Бухара получила свободу гораздо позже других наций…Нынешний день является праздником для народов, населяющих Среднюю Азию, особенно для таджиков, которые были раздроблены и сегодня авторитетным решением Центрального Исполнительного Комитета Туркреспублики на сессии разрешает тот вопрос, который является главным орудием при эксплуатации отдельных народностей, который тормозил развитие этих национальностей: одной из самых отсталых между ними является таджикская нация, которая теперь будет иметь возможность поднять свой культурный уровень наравне с теми нациями, которые идут впереди нас".

Как видно из изложенного, при проведении национально-территориального размежевания Средней Азии узбеки по праву получили те территории, которые исторически принадлежали им, и где узбекское население составляло большинство в сравнении с другими народностями.
Необходимо также отметить следующее обстоятельство. После распада СССР, бывшие советские республики получили независимость и добровольно объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ). При этом государствами-членами СНГ был подписан ряд документов, таких как Соглашение о создании СНГ (8.12.1991 г.) и протокол к этому Соглашению (21.12.1991 г.), Алма-Атинская Декларация (21.12.1991 г.), Устав СНГ (22.01.1993 г.), Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ (15.04.1994 г.), в которых государства, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава ООН, хельсинкского Заключительного акта и другими документами СБСЕ/ОБСЕ, признали существующие границы, их неприкосновенность и нерушимость, и отказались "от противоправных территориальных приобретений и любых действий, направленных на расчленение чужой территории" .
Таджикистан, являясь членом ОБСЕ с февраля 1992 года, принял на себя обязательства, отраженные в Хельсинском Заключительном Акте, одним из основных принципов которого является принцип нерушимости границ: "государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы" .
Как правильно пишет таджикский ученый и политик И. К. Асадуллаев: "В свое время Британская и Российская империи усилили разделение таджиков Афганистана и Центральной Азии… Второе разделение таджиков произошло в 1924-1929 годах в результате национально-территориального размежевания, проведенного большевиками с помощью таджиков - пантюркистов. И то, и другое - это реалии современности, границы незыблемы, разрушение их равносильно региональной катастрофе" .
О бессмысленности какой-либо исторической "ревизии" пишет и президент Таджикистана Э. Рахмонов: "У читателя, немного знакомого с историей Средней Азии, но не ведающего о незыблемости и прочности новых реалий, могут возникнуть представления о возможности пересмотра итогов национально-территориального размежевания 20-х гг. или, еще хлеще, об угрозе возникновения "Великого Таджикистана" или "Великого Хорасана" на основе перекроенных границ. Ничего более нелепого придумать невозможно. Реалии Средней Азии таковы, что всякое изменение межгосударственных границ в регионе чревато катастрофой, которая не оставит места никакому "великому" государству или "великому" лидеру" .
Думается, что народы Узбекистана и Таджикистана, имеющие общие исторические и культурные корни, должны направлять свои усилия на дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства, сотрудничества, культурного обмена, межнационального согласия.
Как отметил Президент Узбекистана И. Каримов: "Все мы прекрасно знаем, что история узбекского и таджикского народов тесно связана, и у ее истоков стоят наши великие предки. Наши исторические корни, заложенные умом и трудом наших великих предков, служат несравненным фактором тесной взаимосвязи судеб наших двух народов. Бессмертный гений наших предков, великое культурное и философское наследие, оставленное нам, составляют нашу честь и гордость, призывают сегодняшнее поколение жить в мире и согласии, наполнять и обогащать нашу жизнь исключительно глубоким смыслом. Именно это наследие призывает нас всесторонне крепить узы дружбы и братства, совместными усилиями строить свободную и благополучную жизнь наших народов…Наша жизнь вблизи друг друга в течение тысячелетий настолько сблизила наши народы, наши обычаи, языки и культуру, что мы действительно имеем все основания говорить, что узбеки и таджики - это один народ, говорящий на двух языках" .

Гафуров А. "Великоузбекский шовинизм и Таджикистан: проблемы добрососедства", Амиркулов Т. "Таджики в Узбекистане – не диаспора", Шарипов К. "Узбекистан не собирается мириться с началом стабилизации Таджикистана" и др. (источник: сайт ЦентрАзия, http://www.centrasia.ru).
Масов Р. "Таджики: вытеснение и ассимиляция", Душанбе, 2004 г.
Масов Р. "Таджики: вытеснение и ассимиляция", Душанбе, 2004 г.
Масов Р. ""Наследие" мангытской власти", Душанбе, 2002 г.
Масов Р. ""Наследие" мангытской власти", Душанбе, 2002 г.
Рахмонов Э. "Таджикская государственность: от Саманидов до рубежа XXI века", 1100-летний юбилей Государства Саманидов, Душанбе, 1999 г., стр. 10.
Рахмонов Э. "Долгий путь к миру", Душанбе, 1998 г., стр. 87.
Абашин С.Н. "Зарождение и современное состояние среднеазиатских национализмов", http://www.nationalism.ru/articles/abashin.shtml*93anc.
Масов Р. ""Наследие" мангытской власти", Душанбе, 2002 г.
"В.И. Ленин о Средней Азии и Казахстане", Ташкент, 1960, стр. 506.
Турсунов Х. "Национальная политика Коммунистической партии в Туркестане", Ташкент, 1971, стр. 114.
"В.И. Ленин о Средней Азии и Казахстане", Ташкент, 1960, стр. 503.
Восьмой съезд Коммунистической партии Туркестана, стенографический отчет, бюллетень №2, 1924, стр. 30.
Новоселов К. "Против буржуазных фальсификаторов истории Средней Азии", Ашхабад, 1962, стр. 194.
Там же, стр. 194.
Бюллетень 3-ой Чрезвычайной Сессии Турцика, 15-16 сентября 1924 г., Ташкент, стр. 8.
Там же, стр. 11.
Гафуров Б., Прохоров Н.Н. "Падение Бухарского эмирата", Сталинабад, 1940, стр. 77.
Абашин С.Н. "Зарождение и современное состояние среднеазиатских национализмов", http://www.nationalism.ru/articles/abashin.shtml*93anc.
Масов Р. ""Наследие" мангытской власти", Душанбе, 2002.
Масов Р. "Таджики: вытеснение и ассимиляция", Душанбе, 2004.
Там же.
Лавров М.В. "Туркестан. География и история края", Москва, 1916, стр. 124.
Там же, стр. 182.
Там же, стр. 192.
Лавров М.В. "Туркестан. География и история края", Москва, 1916.
Масальский В.И. "Туркестанский край", Санкт-Петербург, 1913, стр. 360.
Гейер И.И. "Туркестан", Ташкент, 1909, стр. 33.
Там же, стр. 34-36.
Там же, стр. 230.
Масов Р. "История топорного разделения", Душанбе, 1991, стр. 18.
Там же, стр. 14.
Там же, стр. 22.
Устав СНГ, 22.01.1993 г.
Заключительный акт СБСЕ, Хельсинки, 1 августа 1975 г., http://www.proobraz.ru/prawo/.
Асадуллаев И.К. "Таджикистан: пограничная зона и экспансия подобия", Душанбе, 2000.
Рахмонов Э. "Тысяча лет в одну жизнь. Размышления накануне юбилея - 1100-летия государства Саманидов", Душанбе, 1999.
Каримов И. "Узбеки и таджики – это один народ, говорящий на двух языках". Речь на встрече с представителями интеллигенции и общественности Таджикистана. Душанбе, 16 июня 2000 г.

***

Автор - Эркин РАХМОНОВ,
независимый политолог
erkinraxmonov@list.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1132409940


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
- Подозреваемый в особо крупном мошенничестве экстрадирован из России
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх