Академия Художеств Узбекистана обвиняет сайт Фергана.Ру в "подтасовке фактов" 00:08 22.11.2005
Подтасовка фактов…
Свобода слова, избранная приоритетом в средствах массовой информации не только дает право излагать свои мысли, но и возлагает большую ответственность за те идеи, которые выставляются на суд общественности. 14 июня 2005 года на сайте "Фергана.ру" была опубликована статья Лилит Абдусаидовой - "Работы узбекских художников модернистов впервые представлены на международной Биеннале в Венеции". В статье освещается участие узбекских художников А.Николаева, В.Ахунова и С.Тычины со своими работами на данном форуме. Однако помимо освещения этого факта в статье содержатся абсолютно не соответствующие реальной действительности в искусстве Узбекистана факты, комментарии относительно судьбы современного искусства, отношения к нему официальных кругов, и отношения этих официальных кругов к некоторым художникам, упомянутым в данной статье.
Как пишет автор: "На фоне явного успеха за рубежом, в Узбекистане, между тем, современное искусство не в чести, и, более того, отдельные его представители регулярно подвергаются откровенным репрессиям". Наверное, нужно быть слепым, глухим и ничего не ведающим или не желающим ничего знать человеком, чтобы не видеть реального отношения к современному или как, его называют, актуальному искусству в Узбекистане. Как известно, 1 октября 2005 года в Центральном Выставочном зале города Ташкента состоялось торжественное открытие 3-ей Ташкентской Биеннале современного искусства. В нем, помимо узбекских художников, приняли участие более 30 художников из 26 стран. Еще раз отметим, это Биеннале (1-ое было проведено в 2001г., 2-ое в 2003 г.), на котором представлены новые виды современного искусства - видеоарт, концептуальные проекты, фотоарт и перформанс. В рамках 3-го Биеннале были проведены мастер-классы зарубежных арт-критиков и художников К.Шнит (Германия), В.Мизиано (Россия), Али Надалиана (Иран), А.Накова (Франция) по новым технологиям и тенденциям в искусстве для молодых художников Узбекистана. Утверждать, что современное искусство в Узбекистане не в чести, это, мягко говоря, парадокс.
Относительно того, что отдельные представители современного искусства "регулярно подвергаются откровенным репрессиям". Так, к примеру, в статье упоминается факт, "как рассказал Вячеслав Ахунов, 9-го июня в преддверии дня России в Узбекистане в Центральном выставочном Зале Академии Художеств российским посольством была организована выставка узбекских художников, получивших образование в России. За два часа до ее открытия работы Ахунова, закончившего когда-то Московский институт им. Сурикова, были сняты с экспозиции по личному указанию председателя Академии". Мы полагаем, что достоверность реального факта для любого журналиста должна преобладать над субъективизмом, хотением выдавать желанное за действительное. Как свидетельствует дирекция Центрального Выставочного Зала, и его письмо прикладывается, никаких личных указаний в отношении снятия работ В.Ахунова не было.
Другой факт, утверждаемый в статье автором, это приглашение В.Ахунова в качестве сценографа для постановки спектакля Тадеуша Ружевича "Картотека" во время дней польской культуры на базе Центра современного искусства. Как утверждает автор: "Увидев на афишах имя Ахунова, яростно потребовал, чтобы фамилия данного художника была немедленно заклеена сверху бумагой". Дирекция Центра современного искусства крайне возмущена этим утверждением, и прилагает свое письмо относительно того, что в отношении В.Ахунова не были даны никакие указания, что эти обвинения не обоснованы и представляют собой откровенную клевету.
Вы, мягко говоря кривите душой и грубо лукавите. Извините, господин В.Ахунов, когда вы с удовольствием участвовали на предыдущих Ташкентских Биеннале которые проводились только благодаря поддержки того государства, на которое вы льете грязь, обвиняя во всех грехах, и по инициативе и, как вы видели своими глазами, благодаря неустанной кипучей энергии, усилиями которой дневал и ночевал в оргкомитете Биеннале решая до малейших деталей тот же Т.Кузиев. Вы занимали тогда один из самых больших галерей ЦВЗ.
Точно также в отношении выставки "Констелляция", организованной Швейцарским бюро по сотрудничеству, где в числе других были представлены и инсталляции Ахунова, и которая "также была свернута уже через два дня после ее открытия, несмотря на оплаченную авансом аренду пустующего заводского цеха". К сожалению, этот факт также не соответствует действительности, и руководство Швейцарского бюро по сотрудничеству также прилагает свое письмо с пояснениями относительно закрытия выставки "Констелляция". Фактически выставка была открыта не два дня, а четыре (первоначально ее проведение планировалось 5 дней). И причина ее закрытия на день раньше, не в повелении со стороны официальных лиц, как это было муссировано впоследствии, а в том, что охрану данной выставки необходимо было оплатить.
Как пишет автор: "По словам самого художника (имеется в виду В.Ахунов), такая дискредитация его творчества, идет "не от большого ума председателя Т.Кузиева, который просто трясется за свое место". Быть председателем Академии Художеств, возглавлять такое важное ведомство, занимающее одно из основных позиций в культурной политике Узбекистана, руководить многоаспектной творческой деятельностью, - это большая ответственность. И надо отдать должное, именно благодаря инициативности, личной ответственности, таким положительным человеческим качествам как порядочность и человечность, Т.Кузиев успешно руководит деятельностью Академии Художеств на протяжении уже почти 9 лет. А сделано было немало! Личная неприязнь одного художника, подтасовка фактов, не соответствующих действительности не может быть объективной оценкой деятельности конкретной личности.
Унизительно и оскорбительно то, что высказывания В.Ахунова автор пытается выдать за объективную ситуацию, происходящую в республике. Как пишется в статье: "Ведь все, что происходит в данный момент в республике можно назвать одним словом - симуляция, - убежден Ахунов. - В свое время в стране не были проведены радикальные реформы к становлению демократического общества и, естественно, сейчас эти проблемы волнуют многих художников. Хотя большинство представителей данной профессии предпочитают жить тихо, никуда не вмешиваться, у них есть какие-то статусы, медали, звания, которыми награждает Академия. Но дело в том, что эта академическая жизнь не вписывается в контекст мирового искусства. И, конечно же, те люди, которые выходят на мировую арену, наверху вызывают открытое раздражение".
Естественно > возникает вопрос: чем объяснить такие выпады В.Ахунова на ситуацию в республике, в узбекском искусстве, должностных лиц, академиков Академии Художеств и просто художников? Это желчь, раздражение немощного человека, который все видит исключительно в черных красках. Это неприятие, обливание грязью Узбекистана, выбравшего свои приоритеты и перспективу развития во всех сферах общественной жизни. Это претенциозные амбиции о собственной исключительности, своего творчества, и ненависть к своим же собратьям художникам. Или, это продуманная стратегия для подготовки почвы в получении гражданства в самых "демократических странах мира" в перспективе?
В заключение хотелось бы призвать журналистов, к большей объективности. Не клевета, не подтасовка фактов, не чьи-то личные амбиции, извините, не чьи-то "темные закоулки души" и желчь не должны стать превалирующим фактором в отражении событий реальной действительности. Это не сможет перечеркнуть реальное, тот большой позитив, который у нас есть в республике, в искусстве, культуре, у лучших представителей узбекского народа, которые заняты созидательной деятельностью.
Надеемся администрация сайта "Фергана.ру" правильно поймет наше негодование и в дальнейшем будет объективно освещать события в Узбекистане, не прибегая к услугам лиц с сомнительной репутацией.
Пресс-служба Академии Художеств Республики Узбекистан
Передал - Сергей Курбанов skurbanov@bk.ru
|