Э.Гасанов > Непокоримый Азербайджан... Скорее американцы исчезнут, растворятся, чем азербайджанцы 01:11 22.11.2005
Виртуальный Азербайджан
Очень часто нам приходится слышать слова, будто в Азербайджане происходит ассимиляция, мол, азербайджанцы вырождаются, через 200-300 лет эта нация исчезнет с лица Земли.
Это наивно. По мнению профессиональных экспертов, азербайджанцы имеют наивысший коэффициент приспосабливаемости. Эта нация адаптируется ко всему.
Если завтра азербайджанцу сообщат, что 2 + 2 не 4, а 69, то он спокойно это воспримет, даже согласится, причем будет аплодировать этому новшеству. Скажем, чеченец будет отрицать, спорить, и тут же получит пулю в лоб. А азербайджанец согласится.
Притом азербайджанцы – очень конкретная, прагматичная нация. Они не воспринимают законы только потому, что этот закон невозможно осязать, обонять, потрогать рукой. Все должно быть конкретно, ясно, как допустим, деньги.
Поэтому в Азербайджане никогда не будет такого оперного певца как Каррузо, или Поваротти. И это нормально, ибо любой молодой талант Азербайджана, ощутив в себе какое то открытие, тут же побежит петь на свадьбах, чтоб быстренько получить и почувствовать доллары. Это более конкретно, чем работать на будущие поколения.
А тут нам говорят, мол, ассимиляция, деградация... Какая ассимиляция?! Какое вырождение?!
В природе вырождаются динозавры, бронтозавры, ихтиозавры. Тараканы никогда не вырождаются!
Скорее американцы исчезнут, растворятся, чем азербайджанцы, которые даже в Африке найдут что продать или купить.
С поля зрения исчезает нечто новое, экстраординарное, а старое тряпье остается навеки.
Потому нам боятся нечего, и некого. А кого нам бояться? Армян? А разве у них есть к нам претензии?
Карабах они уже у нас отобрали, навсегда отобрали, взамен они его не вернут. Никогда не вернут. Было бы странно, если они его нам вернули бы без войны. И с войной тоже.
Я совсем не шучу, говоря это. Но опять таки не суть.
Я все к тому, что азербайджанцам не грозит ассимиляция. Кстати, армянам она также не грозит.
> И азербайджанцы и армяне являются на шахматной доске пешками, нумерными пешками.
Иначе в различных видах спорта, - в футболе, в волейболе, и пр. – международные федерации не допустили бы встречи и матчи между сборными Арменией и Азербайджана.
А так иностранные чины смотрят да тешатся: чем не интересен петушиный бой, или собачьи бои.
Сидят чинуши себе на ложе, пьют кофей или пивко, потирают руки, смеются. Нет, это не бои гладиаторов, это натуральные собачьи бои. Иначе почему эти же международные сообщества не организуют спортивные встречи – пусть даже товарищеские - между сборной Израилем и Ираком? Почему?
А потому что Израиль – это не пешка, это ладья или конь. На роль ферзя она не тянет, кишка тонка. Но Израиль не пешка, это точно.
Так что, пешки никогда не вымирают. Мне кажется, вымирающие нации делятся на три категории.
1. Это нации, которые возомнили из себя гегемона, лидера, носителя цивилизации. Представителям этого народа кажется, что все зависит от них, от их веления, хотения. По большому счету, некоторое время так оно и происходит.
Но с годами, десятилетиями, точнее сказать, веками, все становится на свои места, и эти нации вымирают как ихтиозавры.
К таковым относятся римляне, карфагены, вавилоняне, древние греки, не нынешние.
2. Это те народы, которые из себя абсолютно ничего не представляют, но они хитрые, коварные, дальнозоркие, эти народы богаты, и они привлекают, заманивают, покупают все лучшее, то есть лучшие мозги. Но так как потенциал этого народа равен нулю, то и его завтра также обречено.
Хотя посредством денег и беспечности, эти нации еще будут как то светится, ковыряться, но дурная голова не даст покоя их ногам. К этому сорту на сегодняшний день относятся американцы, и только.
3. И третья категория, это народности, нацменьшинства. Это обрывки, осколки, обрубки больших народов. Они де – факто уже вымерли, ассимилировались, но де – юре еще держатся за соломинку.
Хотя порою они лелеют в своем сердце надежду, рисуют дерзкие и бурные мечты свои, но все это "случайные дети" из "случайных семей". Они даже часто не замечают своей загаженности, своей "случайности".
По сути, будущее народов этой третьей категории является парадоксом. Они исчезнут и выродятся в самую последнюю очередь.
Не потому, что они умны и держатся друг за друга, или труп за трупа, нет.
Просто на просто, они никому не нужны, ибо у них диаспора объективно слаба.
К таковым относятся талыши, удины, ингилойцы, мордвины, тувинцы, каракалпаки, мегрелы, сваны и проч. …
А азербайджанцы – нет, они в безопасности. Они не готовы играть особую роль в изменении эволюции народов. Народ любимый может спать спокойно.
Сравнительно недавно я побывал на школьном вечере в Бакинском ресторане "Аквапарк". Не стану подробно описывать, скажу лишь, что этот вечер для детей – аналогичная типология азербайджанского народа.
Танцевали дети, все в шикарных костюмах. Я проследил, как самые сложные понятия прививаются совсем незаметно, и ребенок, еще не умея связать два слова, великолепно понимает самые глубокие жизненные вещи. 12 летний школьник уже приобретает одну треть всех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу. Но не суть.
Эти дети, они были по возрасту разные – от 4 лет, до 13 лет – прекрасно знали, почему и зачем пришли сюда.
Некоторые плясали в дорогих платьицах, а дома ходят замарашками, непременно замарашками. Они даже понимают, что так именно и надо. Это нормально, законно, естественно.
Были среди них совсем маленькие, развязные и милые. Чуть постарше, уже развязны с некоторой дерзостью.
А еще более дерзкими были ученики средних классов. Они толкаются нестерпимо, не извиняясь, проходят мимо с полным правом.
Меня тоже толкнули раз двадцать, но все же мне все нравилось.
Больше всего мне приглянулись девочки, они все - таки понятливее мальчиков. Они особенно понятны в танцах.
Но вся соль в том, что все эти дети, за исключением самых маленьких, махоньких малышей, рисуются так на людях, подгоняя себя под праздничный, европейский вид.
Их так учат дома. А у себя дома, в частной жизни – они все в высшей степени национальны, даже фольклорны.
Несмотря на все эти европейские формы, дети вернутся к себе домой крестьянами и батраками.
Что самое главное и удивительное, детишки прекрасно понимают, что этот временный бал – всего то мираж, но все же, побывав на балу, ребенок убедился, что мираж продолжается, чем – то все еще держится, какой то невидимой чрезвычайной силой, и будучи на балу, ребенок не в силах выйти на средину и что - либо гаркнуть на своем азербайджанском языке.
Нет, нельзя, не уместно. Ему это не позволительно, и это все ему приятно.
Нет, это не лицемерие, это самая полная искренность, более того, это потребность. И это будет вечно.
Эльчин ГАСАНОВ, писатель rufinat@mail.ru
|