Б.Мусаев > Апология экс-секретарю ЦК Компартии Узбекистана Р.Абдуллаевой: Правда, Клевета и Подонки (окончание) 00:13 28.11.2005
Апология Абдуллаевой Рано Хабибовне: Правда, Клевета и Подонки. Заключительная часть 3-я.
"Он не боится умереть за дорогих друзей и за родину". (лат.). Гораций.
Вводное слово
Свое мнение, что она (Р. Абдуллаева) такое есть, я высказал прочитав ее две книги и имея возможность узнать ее, ведя с ней довольно продолжительные беседы на различные темы, которые близки мне как социологу по кругу моих интересов. И конечно, своей "Апологией…" не рассчитывал на аплодисменты, но как говорят узбеки, рассказывал тем, чьи уши открыты, надеясь на тех, чьи души открыты. Сегодня я хочу завершить заметку о ней, не касаясь сюжета о подонках. Во- первых, о них достаточно было сказано в СМИ Узбекистана и даже Москвы в конце 80 -х и начале 90 -х гг. Во- вторых, я говорю лишь о том, что, на мой взгляд, если и освещалось, то не совсем адекватно. Более того, некоторые факты, связанные с именем Р.Х. Абдуллаевой и ее деятельностью вовсе не нашли места в СМИ. Ведь, очевидно, те, кто здравствуют в Узбекистане и в Москве из персон -фигур умолчания (и их отпрыски), достаточно влиятельные. И в их интересах, чтобы люди остались в неведении о том, что в действительности происходило в тот период в Узбекистане и стране в целом. Я и сам, помню: выдавливая из себя раба, поддавшись эйфории обновления, критиковал все и вся, проявлял смелость не задним числом, как сегодняшние "вольнодумцы", что выступают с репликами на постингах сайт- интернетов. Кстати, должно признать: виртуальный стеб (выпендреж) этих авторов своеобразных "филипиков" не выше по интеллектуальному уровню творцов матерных слов на грязных заборах. Поэтому: "Господа"! И не надейтесь, я никогда не опущусь до того, чтобы полемизировать с вами. Вместе с тем, повторю вновь: я вовсе никогда не ожидаю похвал от кого бы то ни было. Хотя, впрочем, для меня имеют значимость оценки, мнения определенной категории лиц.
Вот, например, каким образом высказался журналист Карим Бахриев, ознакомившись с моей заметкой о Р.Х. Абдуллаевой. " Я считаю, что человек в течении своей жизни может пересмотреть ценности, в которые он верил. Лев Толстой в повести "Исповедь" признался в своих ошибках , пересмотрел свои взгляды. Сахаров изобрел водородную бомбу, а потом боролся против ее применения . Альфред Нобель изобрел динамит и далее учредил премию премию, которую удостаивают борцов за мир. Известно вопросы веры, совести, ценностных ориентаций и переоценки ценностей в наше время являются очень актуальными. Лично я восхищаюсь теми людьми, которые в итоге находят в себе мужество и приходят к общечеловеческим ценностям".
Правозащитник Толиб Якубов заметил относительно моей "Апологии…" : В исламе сказано, что если человек признал свои ошибки и покаялся, то Бог его простит. Верно, человек совершивший переоценку ценностей таким образом, встал, без сомнения, на путь истины".
Вячеслав Ахунов, мой земляк и известный художник, человек мыслящий и как, мне представляется, не терпящий компромиссов, проявил суровость, высказав мне свою следующую правду -матку в лицо. " Бахадыр, я прочитал, что ты написал о Р. Абдуллаевой и не могу согласиться с тобой, что она покаялась. Пойми, что она элемент, часть той системы. А империя стала пожирать своих сыновей, дочерей. Это было своего рода повторение 30 -х советских (сталинских) годов. Система, которой она служила верой и правдой выжала и выкинула ее. Прошлое никого не прощает за содеянное.
И я бы сказал словами одного героя моего романа "Восточный транзит": "...прошлое стало частью нашей жизни..оно окостенело.., да, окостенело .. наше представление о прошлом стало слишком уязвимым, ломким, хрупким и недостоверным…теперь о нем можно рассуждать так, как заблагорассудится, подменяя неудобные правдивые факты в угоду неизвестно каким целям, смалодушничав, утаив неблаговидное, или наоборот, пытаясь вознаградить себя задним числом, укрыться за тем немногим, которое мы называем добром, в такой деятельности и не предполагая опасность, но, прошлое не отпускает и не прощает подмены, ведь требовательнее прошлого ничего не существует на свете...прошлое не уходит, не исчезает бесследно, а вселяется в гены наших потомков, не позволяя никаких поползновений к собственному забвению.. прошлому надоело быть бесконечно предупредительным, и оно в состоянии жестоко мстить каждому, кто осмелится действовать вопреки здравому смыслу, поэтому легкомысленно было бы сражаться с ним, предполагая, что прошлое лишь пустота, которая не в состоянии адекватно ответить..лишь мы можем знать сколько времени придется блуждать в пустыне, и как мне кажется, понапрасну терять время… отсюда напрашивается вопрос: следует ли, когда нет ни малейшей надежды на успех, искать не существующее в жизни, бродить в зыбучих песках…".
Не могу отрицать глубину суждений, размышлений художника. И все же..Не надо забывать другой стороны природы вещей. Я бы отметил социологический аспект вопроса. Почему так ръяно и нетерпимо до сих пор немалая часть моих соотечественников нетерпимы в отношении Р.Х. Абдуллаевой, сваливая на нее все свое отвращение, протест против коммунистической идеологии? На мой взгляд, это понимается и объясняется тем, что период начала деятельности Р.Х Абдуллаевой в качестве секретаря ЦК КП Узбекистана пришелся на период перестройки, когда с одной стороны в узбекистанском обществе уже начался процесс пробуждения социального, гражданского и национального самосознания. В сознании части современников ее имя невольно ассоциируется с прошлой тоталитарной системой и при этом забываются те, кто властвовали в политике и идеологии республики десятилетия, кто, действительно, сделал много недоброго узбекскому народу, нанеся ему невосполнимый нравственно- культурный урон. С другой - приход Р.Х Абдуллаевой в ряды первого эшелона власти совпал с периодом начала перестройки, именуемой философом и писателем А. Зиновьевым словом "катастройка", когда "..из гнойников человеческих душ выплеснулось море подлости, пошлости, лжи, лицемерия, цинизма, интеллектуальных помоев…Причем это моральное и интеллектуальное помутнение воспринималось участниками исторического процесса как просветление, очищение, оздоровление и совершенствование, а не как распад. Падение в бедну воспринималось как свободный полет ввысь. И выразили эту извращенную эпоху извращенные личности… Массы получили таких вождей, каких они заслуживали" (см. об этом Зиновьев Александр. Коммунизм как Реальность. М.1994, с. 425, 426). Следует согласиться, что Р. Абдуллаева не относится к числу таковых вождей. Ее уже арестовали весной 1987 года. К счастью ли, к сожалению ли (это моя точка зрения - Б.М.) судьба Р. Абдуллаевой не совпала с дальнейшими тенденциями развития перестроечного процесса. Она с Божьей помощью выпала из названного процесса, но по иронии судьбы брызги отбросов, "буйства идиотизма ", иные нечистоты от страны, которая по выражению того же самого А. Зиновьева, находилась "в состоянии разбушевавшейся помойки..", падают и поныне на ее голову. По-видимому, нельзя утверждать однозначно, что ныне нет более духовного вакуума, что ныне кончился тот самый процесс агонии и распада, вернее было бы сказать, сегодня налицо последствия этого распада. Наоборот, трагедия, фарс и трагедия продолжаются. Однако, это уже тема, совершенно не имеющая отношения к судьбе Р.Х. Абдуллаевой, которая, как я вынес из своих встреч с ней, отстранена от современной политики и занята научными исследованиями. Пишет она и сказки, помня о своих внуках и внучках. Например, в 2002 году издательством "Вернисаж" Москва опубликованы четыре сказки для детей, Легенда о матери Шафри. Сейчас же я бы хотел вернуться к сюжету о клевете, клеветниках и поставить лишь еще один штрих к портрету Рано Хабибовны Абдуллаевой. Думается, не приспело время пытаться дать ее целостный портрет.
Клевета и клеветники.
У нашего народа есть такая поговорка: "от беды воды, от беды огня, от беды клеветы Боже сохрани". Как видно, беду, которая несет клевета сравнивают с бедой стихии воды и огня. Думаю, что если сложить вместе беды названных стихий, они куда менее потрясают до основания человека, чем клевета. И мне по человечески понятна боль, испытываемая Р. Абдуллаевой, потому что до сих пор ее обращение к народу осталось безответным. Ибо поистине "С народом - ты прав, без народа -ты прах". Клеветники как правило люди без лица, они чаще всего трусы. Их испытанное оружие включает и анонимность. Они "говорят" и распространяют ложную информацию и по каналам обьективированной передачи (пресса, сообщения директивных органов) и по каналам межличностных связей (слухи, свидетельства). Оба канала используются клеветниками таким образом, что носители информации независимо от того анонимны ли их сообщения или персональны, все равно вызывают у здравомыслящих и глубоко рефлексирующих людей сомнения по части доверия к ним. Увы! Массовое сознание поддатливо на ложь.
На самом деле, "..а судьи кто?" Нам ли - бывшим совкам не знать, как часто и каким образом передавалась (и передается) откровенная ложь в СМИ и по каналам межличностных связей, каким образом создаются слухи и свидетельства, как последние в устах очевидцев и уже не очевидцев трансформируются в слухи?
О репрессированных, которые существовали в нечеловеческих условиях и подвергались зверствам в лагерях Сибири, Колымы и Казахстана в 30 -50 гг. написано немало. Но нет примеров описания пережитого, начиная с середины 80-х годов, тысяч невинно пострадавших людей, по т.н."узбекскому делу", если не считать упомянутых книг Р.Х. Абдуллаевой. Полагаю, согласятся со мной, что драма этих лет отнюдь не тема научных, литературных спекуляций. И об этом будут еще написаны фундаментальные книги.
Судя же, по содержанию прочитанного мной опубликованной книги "ХХ Век…" и рукописи "Море людское и Водоворот Власти", многие "преступные" дела тех лет (80-х) строились на клевете, на подтасовке следственных и судебных материалов. Не буду, так сказать, "гнать волну", углубляться в их подробности и детали. Но не могу не заметить следующее.
1. Готовя настоящую заметку, я перелистал, хранящиеся у меня старые газетные подшивки, статьи местных и центральных изданий - материалы с моего рабочего стола тех лет. Обнаружил, что в Узбекистане наибольшая активность журналистов, публицистов, ученых -обществоведов приходится на 1985 - 1987 гг. То есть, это был период, когда Р.Абддуллаева выполняла функции секретаря по идеологии ЦК КП Узбекистана, человека отвечающего за гласность.
Ее освобождают от должности в марте 1987 года. Однако ни одна газета не обмолвилась ни словом упрека в адрес Р.Х. Абдуллаевой, не высказывается ничего в чем бы ее обвиняли.
2. > 29 марта 1987 года Р.Х. Абдуллаеву арестовывают прямо на работе в Институте партии (филиала Института марксизма -ленинизма ЦК КПСС), где она являлась научным сотрудником. Это делается на основе документов, состряпанных Президиумом Верховного Совета Узбекской ССР, который возглавлял Р. Нишанов. И Р.Х. Абдуллаеву срочно вывозят в Москву и сразу сажают в бетонную одиночную камеру. Вот теперь выходят на свой "последний и решительный бой" "клеветники. Они начинают кампанию среди общественности республики с четко определенной целью - вывести Р.Х. Абдуллаеву во "врага народа". Это шельмование шло бесперерывно в течении более 2- х лет, пока она находилась в тюрьме. Приглашались в ЦК КП Узбекистана опытные лектора и им давались четкие установки: идти в народ и чернить Р.Х. Абдуллаеву. Возглавляли эту работу Р. Нишанов, 2 -й секретарь ЦК В. Анищев, подключив к ней некоторых ученых и писателей. Последние, в руках названных номенклатурщиков выполняли функцию дубины, предназначенной для расправы с женщиной.
" Р.Х. Абдуллаеву, - пишет писатель и журналист Ю. Деницкий, - огульно обвиняли в запрете религии, не приводя ни одного факта, при этом умалчивали, что она еще до развала СССР била тревогу об опасности не религии, а фундаментально - религиозного экстремизма. Среди народа распространяли слухи, что она запретила носить национальную одежду, при этом ни один клеветник не привел ни одного факта. Это и понятно, они сами часто видели ее в национальной одежде. Огульно утверждали, что Рано Адбдуллаева запретила народные обычаи и обряды, умалчивая при этом, что именно она подняла эти проблемы, давно проигнорированные клеветниками -идеологами. Они вдруг "забыли" о том, как по ее инициативе в Ташкенте состоялся Всесоюзный семинар по проблемам обычаев и традиций, и как они, эти клеветники, хвалили организованные по ее поручению специальные телевизионные передачи, выпуск серий и брошюр по этим проблемам. Даже ее предложение узаконить весенний праздник Навруз- Навбахор(все это имеется в архиве), преподнесли как запрет ею этого народного праздника!".
После ее ареста все то, о чем пишет журналист, поставили с ног на голову. А люди работавшие с ней не могли противодействовать клеветникам, опровергнуть злостные измышления.. Их всех выгнали с работы. Между прочим, следовало бы доброе слово сказать в адрес Р.Х.Абдуллаевой за то, что по ее инициативе: учредили в республике День памяти, стали приводить в порядок кладбища; начали готовить многотомную историю узбекской литературы, историю Узбекистана с древнейших времен.. 3.Как я еще выяснил, именно в период ее короткого пребывания на должности секретаря были открыты несколько новых мечетей. О ее бережном отношении к прошлому, культурному наследию я уже говорил (см. 2 -ю часть).
Быть может стоит еще раз напомнить, что в конце концов Верховный суд СССР ее оправдал "из -за отсутствия события преступления". Сенсацией всесоюзного и международного масштаба явилось и то, что за всю 74 летнюю историю страны советов впервые в стенах Верховного суда СССР прозвучал отказ обвинителя о Прокуратуры СССР от обвинения. Он - прокурор -обвинитель заявил: "не хочу брать грех на душу, Рано Хабибовна не виновна, ее следует оправдать".
Вместо заключения. Что же дальше?
Р.Х. Абдуллаева возвратилась в Ташкент в тот же 1990 год. Выйдя на пенсию, она продолжает работать по научной стезе. Несколько дней назад Рано Хабибовна показала мне, подготовленный сборник "Узбекские пословицы и поговорки" в переводе (на русский язык) и в ее композиции, содержащие 1500 пословиц и поговорок. И пользуясь случаем я сказал ей, что хочу задать ей один лишь вопрос, присоединяясь к тем добрым пожеланиям в ее адрес, которые поступили на мою электронную почту по интернету, в связи с моей заметкой "Апология…". Когда она согласилась дать ответ, я спросил: Рано Хабибовна, чего больше всего желает Ваша душа в сегодняшней нашей жизни? Она на минуту - другую задумалась и с некоторой грустью в голосе произнесла: Хочу, чтобы как можно скорее наступило время, когда бы, как начертано в Великой книге "…Пришла истина, и ложь не появится и не вернется ! ". (см. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. М. 1991, с 269. Сура 34. Аят 48 (49).
Бахадыр Мусаев 25 -26. 11. 2005. Ташкент. musaev61@yahoo.com
|