КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 04.12.2005
21:12  Голосование закончилось. Окончательная явка на выборах в Казахстане - 75,52%
20:57  Исполком СНГ - Нарушений на выборах в Казахстане не было
17:10  Выборы в Казахстане: данные "Exit Poll" московского ЦПТ. Назарбаев - 89.7%
17:00  За два часа до окончания выборов президента РК проголосовало 68,08% избирателей
15:53  Выборы президента Казахстана в Алма-Ате проходят спокойно
13:19  100-% явка. Голосование в Монголии по выборам президента Казахстана закончилось
11:44  Д.Жантиев > Очевидно, что введение санкций против Ирана будет не выгодно России

11:27  Киргизские депутаты предлагают заменить руководство тюрем "ворами в законе". Может лучше депутатами?
11:22  Перелет. Сирия, испытывая усовершенствованную ракету "Скад", попала в Турцию
11:04  Американский беспилотный самолет расстрелял в Пакистане одного из лидеров "Аль Каеды" Хамзу Рабия
10:57  Э.Мулдашев нашел в Сирии 70 мертвых городов великанов-атлантов
10:52  По данным Exit-poll 72,4% казахстанцев проголосуют за Н.Назарбаева
10:14  К вопросу о Художнике и Власти в Узбекистане. В.Ахунов отвечает Б.Мусаеву
08:14  Трех "оранжевых" наблюдателей за выборами из Украины посадили в Алма-Ате на 5 суток с последующей депортацией
08:10  Экс-пресс-секретарь президента А.Атаханов назначен послом Киргизии в Иране
03:13  И.Каримов принял главу "РУСАЛ" О.Дерипаску
01:04  "Труд" > Воздух напитан тревогой. Все больше русских уезжают из Киргизии
00:42  Ю.Буранов > Узбекские беженцы в Тимишоаре - жертвы политических игр
00:13  С.Прокопчук > "Сообщество демократического выбора". Идея - дружить против России
Суббота, 03.12.2005
23:01  ИГНПУ > Ташкент. Продолжаются аресты верующих
22:56  В Монголии образована новая "Народная партия"
21:16  Гигантский торгово-развлекательный центр в Астане, как выяснилось, построит узбеко-российский магнат А.Усманов
20:57  Президент Монголии прочитал пекинским студентам лекцию "Глобализация в Монголии"
20:52  Слухи о беспорядках в городе - провокация! ГУВД Алматы опровергает
19:14  Казахстан депортировал нелегальных кыргызстанцев на 5 лет. Теперь они бузят в Бишкеке
18:29  Монгольский военный ансамбль песни и пляски исполнит рок-оперу "Чингис хаан"
13:33  "Не уделил должного внимания". Главный эколог Китая Се Чжэньхуа уволен за загрязнение Сунгари
13:00  Казахстан продолжает двигать Алмату в столицу зимней олимпиалы-2014
12:30  Казахмыс привлек в Совет директоров вице-президента JPMorgan Europe лорда Ренвика
12:09  Железная хватка Миттала. Штрихи к портрету "стального короля" Казахстана
11:01  Мэлор Стуруа > В американских тюрьмах в Европе "исламистов" подвешивают на крюк и топят в ванне
10:49  В.Запецкий > Жизнь под капельницей. Кто управляет мировым нефтепотоком?
10:43  Узбекский Азадбаш - для меня как Аушвиц... Вышла повесть Г.Боброва "Чужие Фермопилы"
10:38  С удлиненным кузовом. "УзДЭУавто" начинает выпуск новой модели Damas
10:36  Ташкент. Приостановлен из-за "неоднократных нарушений" выпуск независимой газеты "Advokat press"
10:32  Перемена мест. Завершено отселение людей из демаркационной зоны узбеко-казахстанской границы
10:19  Тюркский коммунист Султан-Галиев и "султангалиевщина" после 1923 года (страницы истории)
09:23  М.Маратова > Независимые органы. Конституционные реформы по-кыргызски.
08:29  Упиралась пушистая. Казахстанские "зеленые" не смогли даже посадить елочку на Аллею Демократии
07:26  Казахстан обещает вернуть долги Туркмении
02:05  "Черных" сменили "красные". Восстало Бишкекское СИЗО
01:45  "РосВести" > Ханабад России пока не нужен. Москва опровергает "утку"
01:40  Н.Хидоятова > Коалиция "Солнечный Узбекистан" за цивилизованный диалог общества и власти (интервью)
00:32  Wall Street Journal > Казахстан - образец для всей Центральной Азии
00:16  М.Хумоюн > Куда простому афганцу податься? "Прыжок в демократию" очевидно провалился
00:14  Маки цвета крови. В Алматы задержаны 54 кг афганского героина, ехавшего в Россию
00:03  В.Шендеровича не пустили агитировать в Туркмению. Там своих клоунов...
Пятница, 02.12.2005
21:00  А.Шайхов стал новым министром внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана
20:57  Киргизия в 2 раза сократила поставки электричества в Россию и требует пересмотра цены
19:53  Медетбек Керимкулов утвержден Парламентом 1-м вице-премьером Киргизии
18:12  В Новосибирске переиздали уникальную книгу "История Семиреченского казачьего войска"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
К вопросу о Художнике и Власти в Узбекистане. В.Ахунов отвечает Б.Мусаеву
10:14 04.12.2005

ПИСЬМО К СОЦИОЛОГУ

Дорогой Баходыр!
Во время нашей последней встречи, ты задал мне далеко не праздный, и очень важный, государственного значения вопрос: "Отвечает ли современным требованиям учебная программа художественного образования в Узбекистане?"

Отвечаю. Соответственно, система обучения в подведомственных Академии Искусств Узбекистана художественных учебных заведениях специализациями и целями базируется на безнадежно устаревших требованиях начала 20-го века, - так, как было принято в советское время. Учебная программа художественного образования в Узбекистане требует серьезного реформирования, новейших учебных программ и нового типа педагогов, учитывающих не только изучение "традиционных" художественных дисциплин, оттачивающих ремесло, но и великие достижения современного искусства, выработанные в процессе художественной жизни прошедшего, 20-го века, ставшие в один ряд с классическим наследием прошлого. Необходимы теоретические мероприятия в рамках лекций и семинаров по художественно-философским, художественно-социологическим и художественно-психологическим вопросам, устранение неясности дальнейших перспектив развития молодых, творчески одаренных индивидуумов, на сегодняшний день имеющих самое смутное представление о выбранной ими профессии.

Зададимся вопросами: А обеспечит ли профессиональная подготовка выпускника художественного института сносное выживание на уже перенасыщенном профессиональном рынке? Будут ли они в состоянии содержать себя за счет самостоятельной творческой деятельности независимо от успешно завершенной учебы, учитывая тот фактор, что на переполненном рынке профессий, связанных с искусством, уже давно нет места для выпускников учебных заведений? Что их ждет? Место мардикера-поденщика? Или иная работа, никак не связанная с художественным процессом?

Но каждый год учебные художественные заведения Узбекистана упрямо дипломируют сотни выпускников со специализацией, не связанной с нарождающимися потребностями в новых общественных и экономических условиях, тратив на образовательный курс немалые средства из государственного бюджета.

Я глубоко уверен в том, что приоритеты в обучении должны иметь отчетливо выраженный характер. Это не изолированная от потребностей рынка профессиональная подготовка, возможность приобретения квалификации, которые имея техническую ориентацию, представляют собой дисциплины, в более широком смысле связанные с культурной сферой и средствами массовой информации. Например: подготовка специалистов в области "культурного менеджмента" как составляющего звено фэшн индустрии и M.T.V., художественно-публицистического фильма и телевидения, видеоискусства, художников визуальных коммуникаций.
Изменение экономической и культурной ситуации в стране, явный прогресс визуализации общества, уже сейчас требует специалистов перечисленных профессий, гарантируя положение, обеспечивающее необходимые средства для их существования.

В западных школах молодых людей учат управлять собственной карьерой, получая самые разнообразные задания, связанные с насущными потребностями общества. Суть западного образования заключается в умении научить студента мыслить что значит быть художником в социальном, политическом и философском смысле, как вывести его мышление на диалог с другими сферами материального и интеллектуального производства, как эффективно функционировать внутри сложившейся экономической и культурной системы. Аналогичные образовательные системы я наблюдал, бывая в Великобритании, Германии, Италии, США и других государствах. Наблюдал и страстное желание к обновлению образовательной системы, исходящее от самих студентов и молодых преподавателей, для которых были бы неприемлемы усвоенные профессурой авторитарные практики, столь широко практикуемые в учебных заведениях Узбекистана.
В настоящее время развивается целое международное движение художественных школ нового типа, использующих для координации между собой Интернет.

Академия Искусств и подведомственные ей художественные заведения замкнуты на себе, не взаимодействуя с актуальной практикой вообще. У них нет будущего. Раз так, то они лишают будущего своих студентов.

Теперь отвечаю на твой второй вопрос: "Насколько объективны претензии к тебе, изложенные в статье "Академия Художеств Узбекистана обвиняет сайт Фергана РУ в "подтасовке фактов"?"

Втягиваться в склоки, свары, в хамоватые наскоки чиновников недостойное художника дело. Но свое мнение, касательно претензий к своей персоне, он вправе высказать. Разве умный, интеллигентный человек назовет статьей, то, что не укладывается в это определения? Недостойная кутерьма со стороны Академии Искусств началась давно, еще в 2001 году, но резко усилилась со дня опубликования на сайте Фергана Ру следующего моего интервью 22.03.2005 года на тему "О революционной ситуации в Киргизии".

Давая интервью, как гражданин Республики, я воспользовался своим законным конституционным правом о свободе высказывания. Я выразил следующую точку зрения, цитата: "Я считаю, что Акаев засиделся. Что касается нас, то в первую очередь происходящие события отразятся на Ферганской долине, поскольку она связана с Киргизией тесными узами. Я думаю, что в на нашем правительстве это тоже отразится, в плохом смысле. Потому, что Каримов тоже засиделся. За все годы своего правления он никаких серьезных реформ не провел, только косметические реформы. Первый тормоз в развитии Узбекистана – это сам Каримов. Ему надо, пока есть возможность, уйти с почетом, а не дожидаться, когда его скинут".
Это была моя собственная, частная точка зрения на возможные события. Что потом произошло? Буквально через некоторое время произошли трагические андижанские события. Была не только потеряна возможность "уйти с почетом", но и крайне легкомысленно, до предела были обострены межгосударственные отношения с авторитетными, теперь бывшими партнерами - западными странами. Невозможность привыкнуть к калейдоскопическим переменам в приоритетах и сменам партнеров стала обычным делом. Друзей у таких не бывает.

Теперь о статье "Академия Художеств Узбекистана обвиняет сайт Фергана РУ в "подтасовке фактов"".
Во-первых: я не знаю о существовании "АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ УЗБЕКИСТАНА", от пресс-службы., которой, было опубликована статья.
Есть в Ташкенте государственная структура "O’ZBEKISTON BADIIY AKADEMIYASI". На английском языке пишется следующим образом: "ACADEMY OF ARTS OF UZBEKISTAN". На русском языке звучит просто: "АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ УЗБЕКИСТАНА"

Во-вторых: манера изложения не нова, и как говорил Великий Шулер, имея в рукаве лишние карты, "Тасовать так тасовать!". Видно подобный способ вполне устраивает некогда учившегося в стенах ленинградской Академии Художеств "безымянного" автора статьи из пресс-службы Академии Искусств, по давней привычке путающегося в названиях Академии. В конце концов, не важно, была ли статья плодом коллективных потуг или это были жалкие потуги одного лица. Трудно им понять, что Академии Искусств еще не государство, с их слов "…на которое вы льете грязь, обвиняя во всех грехах" (цитата из статьи). Уже не исподволь провоцируя: "Соответствующие органы, обратите внимание! Вот он, перед вами враг государства! Ату его, ату! Займитесь им!", - читается между строк страстное желание расправы над неугодным в духе 37-го года.

А может быть имелось ввиду государство в государстве со своей неприкосновенной царствующей особой в лице председателя Академии?
Насчет "удовольствия", полученного мной от участия на "предыдущих Ташкентских Биеннале" сказано в статье с запальчивостью обиженной, капризной, обманутой в своих надеждах и покинутой барышни. С Вашей памятью "что-то стало" господа! На самом деле, после полученного Гран-При на "Фестивале Современного Искусства" в Алматы в 1999 году, я, не будучи членом Академии, был приглашен Вами для участия международную выставку "АЗИЯ-АРТ" в качестве гостя, так, как в 1989 году, еще в во времена Советской Власти, по собственному желанию покинул Союз Художников С.С.С.Р. и Узбекистана, по сей день оставаясь свободным художником. Я также освободил сам себя от полномочий члена Союза Кинематографистов Узбекистана. Следует напомнить, что именно это было моим первым и последним участием в столь сомнительных мероприятиях. В том, как Вы помните, проведенном, как сказано в статье "…благодаря неустанной, кипучей энергии, усилиями дневавшему и ночевавшему в оргкомитете Биеннале, решая до мельчайших деталей тот же Кузиев" (какие вопросы "решая"? в стилистически корявой цитате не указано). Именно на той выставке "АЗИЯ-АРТ", которую для солидности задним числом Академия назвала ПЕРВОЙ ТАШКЕНТСКОЙ БИЕННАЛЕ, за час до открытия по указанию господина Кузиева, рабочими была удалена моя скульптура "КЛЕТКА ДЛЯ ВОЖДЕЙ" - 250 бюстиков В.И. Ленина из полистирола, помещенных в клетку из проржавевшей арматуры. Девизом этой работы являлось стихотворение северокорейского диктатора, вождя Ким Чен Ира, который государственной пропагандисткой машиной неустанно восхваляется за свою нечеловеческую "мудрость" и "поэтичность". Вот тот плод поэтического вдохновения диктатора: "Как подсолнух может расти и цвести, только поворачиваясь и глядя на солнце, так народ может процветать, только глядя на своего вождя!". В советском, сталинского типа искусстве четко давалась установка художникам: "Среди прекрасных явлений нашей жизни первое место занимает образы наших вождей. Это высокие и прекрасные образы… основа для соединения прекрасного и истинного в искусстве!" (Академик Г. Недошвин, журнал "Искусство", статья "Проблема прекрасного в советском искусстве", 1950 год.)

Чего так убоялся господин Кузиев? Или к тому времени с площадей республики не были убраны скульптуры вождя мирового пролетариата? Я, естественно, потребовал объяснения, но господин Кузиев мгновенно улетучился. В тот момент я и духом не ведал, не знал, не имел понятия, что по инициативе угодливых близолюдов-чиновников было издано подарочное издание с вытесненным барельефом на обложке, книга "Ислам Каримов – Вождь узбекского народа"!

Да, признаюсь, потом в своем эссе, опубликованном в литературном альманахе "ГОРОДУ И МИРУ" ("URBI ET ORBI" *3.2002. Бишкек, Киргизия.), я описал эту сцену следующим образом:
"Ташкент. Октябрь 2001 года. Выставочный зал Академии Искусств. Международная выставка "Азия-Арт". За час до открытия выплывают "пираньи": шеф-раис Академии, он же "министр" над художниками, и уважительно, как полагается, чуть позади, начальник института искусствоведения, схожие, скорее, с "вертухаями" И.Т.К. строго режима. Оба - академики, профессора и обладатели еще каких-то регалий, вроде бы должны быть солидными и уважаемыми. Шеф-раис (председатель), или рахбар (руководитель), а не президент академии, как обычно принято (в "демократической" республике должен быть только один президент, иные, другие – раисы, рахбары и пр.) - должность номенклатурная, и в данном случае неоправданно завышенная для бывшего заочника факультета искусствоведения местной кафедры, но он назначен сверху. Здесь, в выставочном зале, он "заинтересованный" зритель, но больше "хозяин", эдакий "пахан", управляющий дурно отремонтированной, небоеспособной Б.М.Х (Б.М.Х. – "Боевая Машина Художников) при Академии Искусств, появившейся взамен упраздненной или подорванной на мине чьих-то амбиций Б.М.Х. излишне, как показалось, вольной, неправительственной общественной организации, Союза Художников. Толку для художников от Академии ни какого, только ненасытно пожирая средства, она подрывает из без того тощий государственный бюджет. Но, видно, очень был нужен очередной, блестящий, праздно болтающийся аксельбант на парадном мундире государства. "Пираньи" не только "заинтересованные зрители", но и добровольно взвалившие на себя право цензоров 21-го века. Твой объект - "Клетку для вождей" (двести пятьдесят полистирольных бюстиков Вождя Мировой Революции, закованных под замок в клетку из проржавевшей арматуры), рабочие, надрываясь, поспешно сносят в темный отстойник, под надежный запор. Интересуешься: "Какие основания?". Мотают головами снизу вверх, испуганные, неопределенные, потные, невнятные.
> Суетятся, раздражаются. Гневом искажены их мордочки.
Повторяешь вопрос, и добавляешь, что на дворе 2001 год, третье тысячелетье. Апеллируешь к тому, что уже как десять лет назад с главной площади убрали самую большую по размерам в тогдашнем С.С.С.Р. скульптуру вождя, работы действительного членкора Академии художеств С..С.С.Р, лауреата Ленинской премии, народного скульптора Томского. Вновь мотают головами сверху вниз, глазками указывают вверх, к небу. "Кое кому может не понравиться", - нехотя отвечают. "Папе?.." - догадываясь о незримом присутствии небожителя, спрашиваешь ты ("Папой", между собой, чиновниками принято называть главу республики, подписавшего приказ о их назначении). Вздрагивают, озираются, уклоняются, юлят, краснеют от досады, кряхтят, раздражаются. "Хотя бы ему! А ты провокатор! Ты хочешь нас подставить!." - злобно шипит тот, что более похож на "вертухая". Его, и без того смуглое лицо, принимает окраску Таш-Кумырского антрацита. Жалкие чиновники, как принято в их кругу, решают вопросы свободы творчества, ссылаясь на мнение ничего не подозревающего Президента Республики. Уходишь, чтобы больше никогда не появиться среди помпезного мрамора выставочного зала Академии. Здесь тебе не место, думаешь ты, ну и поделом! Черт тебя дернул уклониться, и разок за десятилетие выставить свое видение "современного искусства": всякие там пески с пахсой и такыром, посохи, взлетающие к небу, кинетические объекты – скрипящие, звенящие, двигающиеся, вызывающие неподдельный восторг у детей, всякие там иглотеропии с пронзенными иглами скрипками, телефонами, стульями, чайниками, с гипсовыми головами и руками людей. Прочь, прочь от этих шумных презентаций академических выставок с голодными глазами у банкетного стола, с которого самумом из изголодавшихся художников все съедобное сметается в доли секунды! Специальный приз за оригинальные концептуальные идеи – бронзовую скульптуру птицы Сирин, - тебе Академия присылает домой. Больше ты не когда посмеешь себе роскоши досаждать Академии своим присутствием, думаешь ты. Спустя неделю, немецкий куратор звонит из Берлина: "Вы единственный художник из Узбекистана, кого мы включили для участия на выставке "Современное искусство Центральной Азии""

Баходыр! У меня живет собака, сука по имени "Найда". Есть еще кот "Васька". Они полноправные члены моей семьи. Я для них вроде раиса-председателя, вроде рахбара. Как ты думаешь, если я спущу им следующий приказ: "В двухдневный срок суке "Найде" и коту "Ваське" подготовить соответствующие письма с опровержением клеветников!", подготовят ли они их? Я их хозяин, кормлю их. Естественно, что они должны подчиниться моему приказу.

Так и со свидетельствами и письмами дирекции Центрального Выставочного Зала и Дирекции Центра современного искусства, с их подневольным возмущениями в мой адрес – суть, они легитимные подразделения Академии, непосредственные подчиненные, которые обязаны выполнить спущенное сверху указание начальника – опровергнуть происки злостного клеветника! Конечно, фарс, деланные негодования, патетические рассуждения о "подтасовке фактов", рассчитан, в первую очередь, не на публичное обсуждение, а на прочтение выше смотрящими "Смотрите, как мы отреагировали на происки врага!", как и деланное, натянутое "восхищение" служащими "нечеловеческими", "титаническими" усилиями их начальника по руководству Академией, как оправдание и подтверждение его непричастности к мелким пакостям, которые яко бы были выдуманы больным воображением, "раздраженным, немощным человеком" (цитата из статьи), то бишь мной.

К чести некоторых из них - они нашли в себе силы позвонить мне и принести извинения за чудовищные подтасовки и искажении действительно имевших место фактов.

"Какой сильный человек! Он, как герой-комбайнер с неустанной, кипучей энергией в страду, в затянувшейся битве за несуществующий урожай, дневавший и ночевавший на своем "боевом посту"! Итак целых 9 лет в ущерб своему здоровью! Какой человечище! Глыба! Скала!", - вздыхает кот "Васька", восхищаясь "подвигами" начальника Академии.

Особенно рассмешила, потом насторожила суку "Найду" и кота "Ваську" следующая цитата-предположение пресс-службы Академии: "Или это продуманная стратегия для подготовки почвы в получении гражданства с самых "демократических странах мира в перспективе?".
"Нет, уж, такого удовольствия я не позволю ни им, ни себе! Я и так, вместе с вами, живу в самой "супердемократической" из самых демократических стран мира! Живем, как сказал поэт, "не помня лица своего", в ожидании обещанного Великого Будущего!", - успокоил я суку "Найду" и кота "Ваську"

"В виду моего полного отвращения к подобной перепалке и абсолютной занятности творческими вопросами, с этого дня я поручаю тебе, сука "Найда" и тебе, кот "Васька", отвечать на все последующие инсинуации со стороны Академии Искусств!", - объявил я своим домашним животным.
Так, что дорогая пресс-служба Академии, если у Вас или у Вашего начальника возникнет желание вновь ввязаться в бессмысленную перепалку, покорнейше прошу Вас не беспокоить меня. Со всеми своими претензиями ко мне, Вы можете обращаться через Интернет к моим доверенным животным – суке "Найде" и коту "Ваське".

Теперь отвечаю на твой вопрос: "Твои дальнейшие планы?"

Углубляя свой творческий процесс, продолжать снимать фильмы в манере видеоарт, писать картины, придумывать новые интересные проекты в области актуального искусства. В данное время я подготовил к печати философский роман "…И ОБЪЯТЬ СВОЕ ОДИНОЧЕСТВО". Заново переписываю роман "ПУМ", фрагменты которого уже были опубликованы. Что касается выставочной деятельности, то получил официальное приглашение участвовать на выставке "Актуальное искусство в исламской культуре". В ней примут участие 9 самых известных художников из Афганистана, Египта, Бахрейна, Индонезии, Марокко, Соединенных арабских Эмиратов и я, из Узбекистана. Выставка будет проходить в течение будущего года в разных городах Европы. Помимо этого проекта, я рассматриваю возможность своего участия еще в трех проектах, предложенных разными европейскими странами. Не забываю и своих друзей-художников из Киргизии, Казахстана и Таджикистана, с которыми у меня есть общие планы по созданию совместных проектов, в частности центрально-азиатского сайта "Актуальное искусство Центральной Азии".

Ташкент. 3. 12. 2005 г.

Вячеслав Ахунов
islam_8@mail.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1133680440


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх