Я.Норбутаев > Узбекистан ужесточает "информационную войну" 11:18 19.12.2005
Новый год – порядки новые?
Уходит от нас 2005 год – год несбывшихся надежд. Для некоторых жителей Узбекистана он был "годом здоровья," для других "годом Андижана." В нашей стране каждому году официальные власти привычно присваивают свои названия, которые определяют, якобы, его приоритеты. В Туркмении переименовали месяцы, у нас, пытаются, переименовать годы.
Важно не то, каким именем окрестили этот период времени, а как он прошел и чем закончился. Уходящий "год здоровья" был, пожалуй, самым тяжелым и трагичным, для народа нашей страны и правящего режима, с поры приобретения государственной независимости. Обострились противоречия между властью и обществом, резко изменилось направление внешней политики, процесс стагнации правящего режима приобрел устойчивый характер.
Несмотря на все потрясения и издержки президент Ислам Каримов и его команда сумели удержаться у руля власти. Все это досталось им дорогой ценой, но президент Узбекистана, ради личной безопасности и сохранения личной власти, как мы убедились, готов на все.
Итоги года оказались неутешительными, перспективы туманными. Перечислять их не имеет смысла, они общеизвестны.
Союзнические отношения между Россией и Узбекистаном, столь разрекламированные после подписания соответствующего договора, пока, фактически, ни в чем не реализовались. Крупный российский бизнес не особенно спешит с инвестициями в экономику Узбекистана, да и сам Узбекистан на этом не больно настаивает. Приватизация государственной доли в крупных предприятиях обрастает заведомо неприемлемыми условиями, а российские бизнесмены понимают бесперспективность крупных капиталовложений при существующем режиме. Планируемые сроки реальных сделок постоянно переносятся на более позднее время.
Зададимся вопросом, насколько выгодно для России сохранение у власти действующего президента Узбекистана и его режима?
На фоне перманентных провалов российских внешнеполитических инициатив, союзнические отношения между двумя странами преподносятся, как крупный успех кремлевских дипломатов. Не может ведь Россия похвалится подобными достижениями в решении проблем с другими странами СНГ, например с Украиной или Арменией. Ислам Каримов же, сам(!) преподнес на блюдечке свою страну. Берите нас и володейте нами!
С другой стороны Владимир Путин осознает всю степень ненадежности, зыбкости новых отношений с Узбекистаном и те причины, которые толкнули господина Каримова в объятия Москвы. Цена обещаний узбекского президента известна всему миру.
Россия нуждается в Узбекистане с другим, более надежным и предсказуемым правителем. Но как найти достойного приемника и каким должен быть механизм его замены? Какими возможностями необходимо для этого располагать России?
Новым фактором среднеазиатской политики стала уверенная победа Норсултана Назарбаева на президентских выборах в Казахстане. Получив реальные возможности президент Казахстана теперь может спокойно проводить свой курс, скорее всего отличный от того, который предпочтителен для Москвы.
В сложившейся ситуации временное сохранение Ислама Каримова у власти, остается желательным для России. Хотя слабый, ненадежный, но все-таки противовес Казахстану.
Для США на первый план вышли проблемы связанные с Ираком, Афганистаном, Сирией и Ираном. Политический демарш Ислама Каримова по экстренному выдворению американцев из Ханабада, пока забыт и ответные санкции отсрочены. До поры, до времени.
Таким образом, > Ислам Каримов негаданно получил тайм-аут в развернувшейся политической борьбе за преобладание в Центральной Азии. В наступающем году он этой передышкой непременно воспользуется. Не имея возможностей для новых политических инициатив, президент Каримов продолжит "закручивания гаек" внутри страны. В этом режим преуспел и иного ожидать от него не следует. Во властных структурах преобладает мнение, что народ, у которого на первом месте стоит вопрос добывания хлеба насущного, не способен на решительные действия.
Другое дело, нельзя допускать, чтобы подносили зажженную спичку (читай, правдивую информацию) к бочке с порохом!
Узбекистан в любом случае ужесточит "информационную войну," отражение "идеологических атак" уже идет полным ходом. Представительства независимых СМИ в ближайшее время полностью покинут пределы республики, а на смену им придут, ну скажем, беспристрастные индийские журналисты.
"Поле битвы," на котором узбекские политологи не могут, пока, одержать убедительной победы, является интернет-пространство. Если раньше все выступления официальной прессы сводились к лозунгу: " не мешайте нам счастливо жить, продажные наймиты, у нас все прекрасно," то теперь, появляются и новые ноты в старой песне. В этом, мы предполагаем, помощь каримовским пропагандистам начали оказывать их московские коллеги. После прежних примитивных штампов в отдельных статьях начали появляться другие направления, зачастую провокационные.
Если табун лошадей нельзя остановить, его уводят в сторону. Общественное мнение целенаправленно также отводится в сторону от основных проблем. Становится заметной националистическая ориентация отдельных высказываний. Чего стоит, например, дискуссия о сравнении древности культур, узбекской и таджикской? Антиамериканские и антизападные выступления публикуются регулярно. При этом осуждаются не политические взгляды, а сам образ человека запада, его национальные черты.
Следует ожидать возрастающего давления на оппозиционные интернет-порталы, вплоть до использования финансовых (подкуп) и технических (хакеры) средств.
В своей недавней речи, посвященной Дню Конституции Узбекистана, президент Каримов отрицательно отозвался о возможном "экспорте демократии." В этом, пожалуй, следует с ним согласится. После стольких лет правления коммунистов и последовавших за ними годами каримовщины, появление подлинно демократических институтов может подействовать на узбекское общество, как эффект декомпрессии на водолаза. Не спасет даже многопалатный (трех, четырех!) парламент. Хочется надеется, что будущая "крепкая" власть окажется, по крайней мере, светской.
Возможно, что в наступающем году "медицинского работника," найдутся, хирурги, способные к удалению всех вредных придатков и злокачественных образований на теле государства, без которых только и возможна полноценная жизнь республики! Только вот операция может получится страшной, очень страшной…
Поживем, подождем, посмотрим.
Ядгор Норбутаев
|