Б.Мусаев > Андижанские уроки: модернизация патернализма в Узбекистане. Часть 3-я. 03:03 22.12.2005
"Андижоним…Анда жоним колди мени". (из песни Шерали Жураева).
Общество подспудно созрело для перемен. Вместе с тем, хотя действительно ощущается приближение ветра перемен в Узбекистане, перемены эти, надо полагать, произойдут лишь после того, как уйдет И. Каримов и рухнет следом, выстроенная им система власти. Обозначились признаки скорой смерти режима. Андижанские события 2005 года, ускорившие процессы брожения в обществе, в структурах власти, новые моменты в поведении оппозиции и есть одни из проявлений таковых признаков. Информация для сведения.
Во второй половине Х!Х века в Туркестанском края на всей территории современного Узбекистана (полностью захвачен царской Россией в 1876 г.) назревали и произошли восстания, бунты: в Ферганской области (1882); в Андижанской, Ошской, Маргиланском уездах Ферганской области (1885); в Ташкенте и его окрестностях (1892); Андижан (1898). Немногим ранее ( за несколько лет до завоевания ), в 1873 г. восстали народные массы Кокандского ханства против Худояр - хана. Повторилось восстание летом 1875 г. В октябре -декабре того же года упорные бои восставших шли в Андижане, Тюря -Кургане, Намангане, Балыкчах. Согласно исторической хроники, генерал Скобелев, ведущий в то время завоевательный поход царских войск, сжег Андижан, уничтожил все кишлаки, расположенные в долине Карадарьи. (см. об этом Кастельская З. Д. Из истории Туркестанского края. М. 1980, с. 24).
Отвлекаясь от вопроса о социальных основах перечисленных выступлений народа, следует отметить, что наиболее крупным из них явилось восстание 1898 года.. Об этом говорит, в частности, факт ареста 546 человек из числа людей, принимавших участие в восстании. Из них, 18 приговорены к смертной казни. (Примечание. Здесь и далее приводимые факты об Андижанском восстании 1898 г. взяты из источника: История Узбекской ССР. Том 2-й. Т."Фан"1968, с. 83 -89). Ровно через 107 лет почти день в день ( в мае 2005г.) вновь поднялись андижанцы. Повторилось возмущение народа, которое также закончилось кровопролитием.
Не праздное любопытство толкнуло меня ознакомиться с рядом источников по истории края, вернуться снова к своим к старым конспектам "Туркестанских ведомостей ", пролистать отдельные работы российских востоковедов, историков, включая и очерки путешественников. Думаю, читатель оценит подлинный смысл моего обращения к настоящей тематике. Впрочем сам подскажу: мной двигало чисто человеческое чувство этического плана, я стремился увидеть все произошедшее таким, каким оно является на самом деле. Это тот самый случай, когда желаешь умом и сердцем "примириться с прошедшим", "успокоится на понимании" (Герцен). И вот что получилось из некоторого сопоставления мной этих событий (1898, 2005) - своеобразного собственного расследования событий в Андижане, принадлежащих двум различным "реальным" временам. 17 мая 1898 г. из села Мингтепа двинулись в Андижан 200 голодных, нищих и доведенных до отчаяния унижениями со стороны чиновников - колонизаторов и местными угнетателями в лице баев, беков и им подобных. По пути к городу к ним присоединились еще до 2 тысяч таких же обездоленных людей.
В месяце мае 2005 г. в ночь 12-го на 13-е в городе Андижане , как и более 100 лет назад сотни людей, также не от хорошей жизни пошли к тюрьме. Двигало ими намерение освободить тех, кто в их глазах осужден несправедливо. 17 мая 1898 г. воставшие напали на военные казармы, вернее, на линейные батальоны колониальных войск. Они убили 22 человека, ранили 24 и захватили 30 винтовок.
13 мая 2005 г. мятежники -андижанцы внезапно совершили нападение на казармы военных. При этом первоначально было убито 4 и ранено 5 - 7 человек из состава военных. Захвачено огнестрельное оружие. Далее разворачивался в целом схожий сценарий развития событий. В мае 1898 года царские войска (и аналогично в мае 2005 г. правительственные войска режима И. Каримова) по всем правилам ведения военной операции оцепили город и подавили восстание. Здесь принципиальное значение имеет следующая деталь. В 1898 году действия царских войск по правилам ведения военной операции продиктована тем, что они ее провели против восставших. В мае же 2005 года спецподразделения под началом министра МВД З. Алматова и по приказу президента И.Каримова провели настоящую военную операцию отнюдь не только против восставших. Окружив центр города и площадь Бабура, войска расстреливали и млад и стар, бесчеловечно поступая в отношении всех, кто попал в эту ситуацию, очутившись в тот день и час по различным обстоятельствам, мотивам на данной территории.
В мае 1898 года после разгрома восстания в близлежащих горах Андижанского уезда скрывались тысячи повстанцев, разделенные на отряды по 20 - 30 человек. Население снабжало их продуктами. Андижанцев поддержали тогда соотечественники многих регионов - восстала вся Ферганская долина, Самарканд, Ташкент и др.
Спустя более ста лет, произошедшее в мае 2005 года Андижанское событие, в котором, известно, принимали участие и вооруженная группировка, по всей вероятности, рассчитывающая на цепную реакцию в других регионах страны, к счастью, не нашло поддержки и продолжения выступления в такой форме против власти. Однако, народ воочию убедился на что способна эта власть, избавился от последних иллюзий в ее отношении. Увидев, услышав о страшном кровавом побоище, устроенном И. Каримовым и его соратником З. Алматовым, без преувеличения, можно утверждать: людей сковал ужас и страх. Они бежали в Киргизию. Соседи дали им кров и еду.
В мае и последующие месяцы 1898 года царь учинил жестокую расправу над повстанцами. Он приказал произвести расследование и наказать восставших с примерной строгостью. В мае 2005 года совершена бойню в отношении, скажем так, и повстанцев и мирных жителей. После ее сотворения, президент И. Каримов приказал произвести расследование и наказать их по закону. Правда, теперь по прошествию некоторого времени, обнажается во всей полноте одиозность (и мир в этом убеждается), если не преступность, творцов и носителей этой внутренней политики, приведшей с неизбежностью к тому, что случилось. Поэтому, всякий честный человек задается вопросом: что это за законы в стране, чьи они и на кого работают? Кто и когда наконец ответит за преступления против человечности?
Андижанское дело 1898 года составило 20 томов. Ныне в декабре 2005 года тома дела, посвященные майским событиям составляют уже многие десятки томов и нет им конца, потому что продолжаются суды над реальными и мнимыми их участниками, действительными и воображаемыми противниками режима. Здесь делается все, чтобы придать делу размах и масштабность, найти алгоритм, который оправдал бы действия власти. Смею сказать: мясорубка 13 мая далеко не закончилась именно в те часы. Мы не знаем сколько погибло во время допросов, как и не узнаем доподлинно количество жертв расстрела, численность душ искалеченных физически и морально. Край наш с каждым днем полнится слухами о тайных могильниках, вывезенных из Андижана и сброшенных с вертолетов трупов в воды Аральского моря, пески пустыни … Восстание 1898 года в Андижане, согласно утверждениям царской администрации было инспирировано правящими кругами Турции, Афганистана, Англии.
Президент Узбекистана И. Каримов заявлял в первые же дни (14 - 17 мая 2005г), что события в Андижане инспирированы Киргызстаном, Казахстаном, Афганистаном, Пакистаном, Англией и США. Словом свалил все, как говорится, с больной головы на здоровую. Позднее же (14 ноября 2005г.), подписав Договор о союзнических отношениях с Россией, он посоветовал США сделать серьезные выводы в связи с обстановкой в Ираке. Более того, в при встрече с В. Путиным в тот же день И. Каримов имел "смелость" пригрозить США, что если кто вздумает "давить" на Узбекистан, то ему де не поздоровится, ибо за ним Москва. Российский президент разумно и дипломатично не обмолвился ни словом в ответ на данный прокол своего новоявленного братского союзника, который, по-видимому, то -ли наперекор небходимости соблюдения дипломатического политеса, то - ли запамятовал, что между США и Россией в мае 2002 года подписана совместная Декларация о новых стратегических отношениях. В частности, настоящий документ утверждает: "Россия и США отвергают показавшую свою несостоятельность модель соперничества "великих держав", которая может только усилить конфликтный потенциал в этих регионах". Здесь же записано, что Вашингтон и Москва признали "общий интерес в содействии стабильности, суверенитету и территориальной целостности всех государств" Центральной Азии и Южного Кавказа.
Но вернемся к восстанию 1898 года. Читая о нем, в частности, в упоминаемом источнике (История Узбекской ССР. Т. "Фан" 1968, том 2-й), я не мог не обратить внимание на следующий интересный факт. На Чрезвычайной пятой сессии четвертой Государственной Думы, 15 декабря 1916 года выступал депутат, князь Мансыров. Он напомнил высокому собранию о событиях Андижанского 1898 года и сказал: "Взяточничество развито было до архивозможных пределов и под всяким благовидным или неблаговидным предлогом, натурой и деньгами, оно всюду и везде практиковалось как необходимое подспорье к получаемому содержанию и зачастую превышало его. Поборы производились по всякому поводу… признаком хорошего административного тона считалось отчуждение от населения,… презрение и недоверие к нему…как на низшую расу, не способную ни мыслить, ни чувствовать". Далее, князь говорил, что тогда (в 1898 г.) в Андижанском восстании мол отслеживалась интрига Англии, а теперь будто (восстание в Средней Азии и Казахстане в 1916 г.) видна рука Германии. Вновь возвращаясь к восстанию 1898 года, помимо всего прочего, князь Мансыров указал на панисламизм Афганистана, Персии. . Тем не менее, депутат сделал акцент, что истинными причинами названного события являются совершенный произвол, допущенный со стороны всех от мала до велика на административной лестнице и постоянные поборы. (см. указ. соч., с. 89).
Согласись, мой читатель, изложенное депутатом царской думы 90 лет назад о восстании 1898 года, словно без временного наложения один к одному соответствует событиям, произошедшим в Андижане в мае 2005 года. Я имею ввиду истоки, причины…
Нередко задумываюсь о том, как ведут сегодня наши депутаты Парламента (Олий Мажлиса), руководители и сам Верховный.. Несмотря на фанфарные пошлости СМИ Узбекистана, ежедневно трубящих вслед за последним о том, что для нас высшая ценность человек, его права и свободы, сама живая жизнь диссонирует с данными громогласными заявлениями, обнажает цинизм, лицемерие и жестокость, презрение к этому самому человеку, выявляется попрание главного его права - на жизнь , на свободу и на личную неприкосновенность.
> Ведь не нашелся ни один депутат кто бы осмелился, не то чтобы выступить с критикой действия правительства, самого.., а хотя бы выразить сомнение в правильности отданного приказа в Андижане. Едино убежден я в том, что ко всем им в совокупности и к каждому отдельно, не исключая и…, применимы строки Навои: "Пусть люди стонут в пропасти нужды, он не придет спасать их из беды".
Так о чем же забота власть имущих и чем они заняты, что они предпринимают, чтобы удержать на плаву свой режим? При каких обстоятельствах отступит зло и какие силы могут спасти страну от грозящей ей катастрофы, упредить распад самих основ жизни общества? На эти вопросы (и прежние из первой части заметки) я попытаюсь ответить в последующем. А если не удастся, все же надеюсь: они сформулированы таким образом, что наполовину содержат ответ или направляют на верный путь к истине.
Бахадыр Мусаев, социолог (Ташкент)
21. 12. 2005г. Ташкент. Продолжение следует.
|