И.Усмонов > Почему таджики всего мира гордятся Саманидами. Ответ узбекским коллегам 12:20 18.01.2006
Правда правде рознь, или крушение сознания
Чистая, сердечная и многовековая дружба таджикского и узбекского народов известна всем. В течение многих столетий они совместно строили, жили, работали и боролись против общих врагов. Они стали в течение столетий друзьями, братьями, родными, отдали друг другу много, получили у друг друга немало. И сейчас в Самарканде и Бухаре, в Турсунзаде и Шаартузе, в Намангане и Сурхандарье, в Темурмалике и Спитамене они живут в дружбе и согласии.
Но есть люди, к сожалению, они считают себя историками, этнографами, то есть интеллектуалами, которым эта дружба и братство не по душе. Они хотят оспорить их, посеять зерна вражды. Нет, они не таджики и не узбеки, хотя себя называют друзьями кого-то из нас. Один из них, Леонид Левитин написал книгу под названием "Узбекистан на историческом повороте". Но книга не об Узбекистане, и узбеках, а о Таджикистане и таджиках. И интересное, весьма впечатляющее предложение в ней: "Что было бы, если бы Узбекистан объединил в своих государственных границах и тюрко-язычное, и двуязычное (фарси - и тюрко-язычное), и фарси-язычное население, с сохранением таджикской национально-культурной автономии" (Л. Левитин. Узбекистан. Стр. 117). Только истинный друг может писать так!!!
А другой друг, Гога Хидоятов, в 2004 выпустил книгу "Крушение Саманидов". Не книга, а чудо. Вернее, чудовищное исследование, отрицающее всю историю Средней Азии, все исследования в этой области, включая работы тех, кого цитирует. Назвав В. В. Бартольда или Г. Вамбери, он приводит, такие мнения, которых они не писали никогда. Поэтому я буду предлагать вниманию читателей мнение этого автора и сразу же представлять точку зрения, общепринятую в науке. Сначала о таджиках: По Гоге Хидоятову: "Таджики составляют в Средней Азии по преимуществу население горных местностей. Наука признает эту народность упорным пережитком арийского племени. Ныне мы находим их в таких горных местностях, которые являются наименее доступными для жилья или которые уединены далеко от исторических путей.
Но была и другая группа населения, которых называли сначала "тачик", а затем при русской администрации их стали называть "таджик". Они были парси-гуй, т.е. говорящими на фарси (эрони), их зачислили в таджики. Другая группа населения, говорящая на диалекте близком к фарси, являлась бухарскими евреями. Их язык - бухары был близок к фарси, но они не хотели примыкать к эрони. Местное население называло парси-гуй эрони и до сих пор за ними сохранилось это название. Так появились две группы таджиков: горные и равнинные, не имевшие никакого отношения друг к другу и не имевшие никаких связей.
При переписи населения в 1897 г. для унификации отдельно была выделена категория населения - "народы иранского происхождения (таджики и иранцы)" и с тех пор произошло смешение двух народов под общим названием "таджик". Но в самых таблицах, показывающих численность населения Туркестанского края, слово таджик исчезло и вместо него везде стоит слово "иранцы".
Князь В. И. Масальский объяснял впоследствии это тем, то таджики были оттеснены в юго-восточную часть края и совершенно утратили свое значение. По переписи 1897г. тюрков здесь было 88%, иранцев - 6,9% русских -3,7%. Наибольший процент ираноязычного населения приходился на Самаркандскую область -27%, но не всякий ираноязычный мог быть таджиком. Так таджики второй раз исчезли из истории, растворившись в статистических цифрах вместе с другими мелкими народностями - бухарскими евреями, гальча и др. Они вернулись уже в советское время как политический фактор в советской игре в национальную политику". (Хидоятов, с. 22-23). И еще: "Новообразованной республике передали город Ходжент, бывший крупнейший город Кокандского ханства, населенный на 90% узбеками" (Хидоятов Г, с. 15).
Главное, он совсем не согласен с профессором И. С. Брагинским (и всеми другими литературоведами мира), признающими термин "таджикско-иранская литература" (в действительности "таджикско-персидская литература"), что Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз, Джами и другие являются классиками таджикской литературы. Человек, который в своей книге вместо "таджик" использует "ирани", вместо "таджикский" "форси" или "персидский", восклицает: "Во-первых, конечно же, это национальный позор покушаться на чужое культурное и историческое наследие, это бывает, когда не имеешь собственного, и называется кражей; во-вторых, как это таджики, которые в большинстве жили на Памире и Гиндукуше, могли оказаться иранцами, которые жили в тысячах километров от них, имели собственную историю, культуру, классическую поэзию, в которой таджики никогда не присутствовали" (Хидоятов с. 17).
Прежде чем показать, что думают ученые с мировым именем на эту тему, хочу внести два-три уточнения. В данном споре, хотя речь будет идти о Средней Азии и о тюркоязычных народах, по сути речь идет о Трансоксании, то есть территории, находящейся в оазисе Аму-дарьи на севере до Ходжента. То есть о Бухаре, Самарканде, Балхе, Ходженте. Под словом "тюрк" здесь ведется речь о тех племенах, которые являются предками нынешних узбеков. Потому что спор в книге о Саманидах и Бухаре. Так же необходимо помнить, что слово Иран здесь означает древнюю историко-географическую территорию, антоним слова Туран, а не Исламскую Республику Иран, бывшую Персию. Эти вопросы академик Василий Владимирович Бартольд (1869- 1930) излагает так: "Оседлое население Средней Азии всегда принадлежало к арийскому племени, именно к иранской группе арийских народов" (Сочинение, т.2, ч.2, с. 322). В другом месте ученный от имени средневекового арабского ученого Истахри говорит, что "язык Бухары есть язык Согда". По его словам, Беруни делит всех зороастрийцев Мавераннахра на хорезмийцев и согдийцев, из чего можно было бы заключить, что он под Согдом понимает всю или почти всю ту область, которую некогда греки называли Согдийской. Затем академик упоминает Макдиена, ученого X века, который утверждает, что у согдийцев есть свой язык, на него похожи языки бухарских рустаков, их там понимают. И Бартольд делает вывод "в Бухарской области было в конце X века несколько наречий согдийского языка, как языка народных масс… Верховья Зарафшана - единственная местность где теперь говорят на согдийском языке" (Сочинение. т. 2, т. 2, с. 465). Великий тюрколог неустанно повторял, что согдийцы и бактрийцы являются арийцами: "На своей первоначальной Родине согдийцы приняли персидский язык и сделались таджиками" (Соч. т 2, ч 2, с. 467); "города, где жили тогда преемники согдийцев таджики, благополучно пережили монгольское нашествие и связанные с ним избиения". (Соч. т 2, ч 2. с. 468). Коренным народом Средней Азии были предки таджиков, и как утверждает В. В. Бартольд, "мысль о среднеазиатском происхождении всей человеческой культуры высказывались не раз" (Соч. т. 4, с. 143). Поэтому ученый убежден, что "коренное, иранское (по современной терминологии таджикское) население Туркестана в до мусульманскую эпоху говорившее на особом наречии иранского языка и имевшее свою народную поэзию, при исламе быстро подчинилось культурному влиянию Персии и приняло персидский литературный язык (Сочинение, т. 4, с. 397). И в конце еще одна цитата из работ Бартольда В. В, которые он привел из других авторов. Эта мнение Рафаэла дю Мана о таджиках (персах): "Если все народы Востока признать слепимы, то персов можно будет признать одноглазыми". (Сочинение, т. 2, ч. 1, с. 760).
Теперь только две цитаты из работ другого тюрколога на эту тему. Герман Вамбери, великий венгерский путешественник и историк, родился в 1842 году, в 1862-63гг. побывал в Турции, Иране, Средней Азии и Афганистане. Его работы "Путешествие по Средней Азии (Санкт-Петербург, 1865г.) и "История Бухары или Трансоксании с древнейших времен до настоящего" (Санкт-Петербург, 1873 г.) посвященный нашей истории. "В землях по ту сторону Окса (Вахш, Ому) уже в глубокой древности жил народ чисто иранского происхождения… Таким образом колыбель того исторического романа древнего Ирана, за который принимались Хамза из Исфагана и поэт Дакики, и который, позже был вполне обработан мастерскою рукою Фирдоуси, мы находим не на западе и юге, а в восточных округах нынешней Персии… Само персидское наречие нынешней Центральной Азии содержит в своих лексических и грамматических формах гораздо более следов древнего персидского языка, еще не искаженного турецко-семитическим влиянием, чем все прочие наречия вместо взятые". (История Бухары, с. 5,6,7). Вторая цитата из этого автора: "Я заметил, что язык кокандских таджиков и по выговору и по грамматическим формам чище языка всех других таджиков. Это особенно заметно в Ходженте, где говорят языком, в котором сохранилось много форм вроде тех, каких употреблял древнейший персидский поэт Рудаки, родом Бухарец" (Путешествие по Средней Азии, с. 189). Третий свидетель нашей беседы, Егор Каземирович Мейендорф, член делегации российского посланника в Бухару в 1820 года - А. Ф. Негри. Впоследствии он написал книгу "Путешествие из Оренбурга в Бухару", которая впервые была опубликована в 1826 году на французском языке в Париже. Из этой книги узнаем, что в Бухаре "около 8000 домов и до 70 000 жителей, три четверти которых таджики, в основном ремесленники. Остальное население состоит из узбеков, евреев, татар, афганцев, калмыков, индусов, а также купцов из соседних стран, некоторого числа паломников, персидских и русских рабов и незначительного количества негров и сияхпушей" (Мейендорф Е. К. "Путешествие из Оренбурга в Бухару". Москва, 1975, с. 95). Выходит, что в Бухаре тогда проживали более 50 тысяч таджиков, 8 тысяч евреев, 3 тысячи татар, 2 тысячи афганцев, а узбеки и другие составляли 5 тысяч.
Почему-то мне кажется, что авторы, якобы защищающие интересы узбекского народа прекрасно знают все это и просто хотят сеять зерна вражды и лжи. Они хотят убедить, не знаю кого, в том, что: а). Легенда и наука единодушно утверждают, что тюрки являются самой древней этнической общностью Центральной Азии, и уже в первом тысячелетии до нашей эры сформировали свои государственные устои. б). К VI в. т.е. период создания тюркского каганата практически вся Центральная Азия была заселена тюркскими народами. в). Между тем тюрки Центральной Азии имели накануне арабского нашествия огромные достижения в области науки, образования и искусства. г). Бухара являлась древним тюркским городом… Рудаки при всей близости к народу жил на территории, основным этническим населением которой были тюрки, которые мало понимали его и у которых сложилась своя тюркская поэзия уже в это время. (Г. Хидоятов. Крушение Саманидов. с. 53, 60, 66, 76, 140). Вот, оказывается, какой великий народ, которого хотят защищать. А что думают тюркологи об этом. Верить ли нам своим соседям?
1. Г. Вамбери: а). "Путешествие по Средней Азии": В Бухаре таджиков, первобытных обитателей всех городов Средней Азии, очень много. Бухара - единственная местность, где таджик еще хвастает своим происхождением, уверяя что границами его первобытного отечества, были на востоке Китай, на западе Каспий, на севере Ходжент и на юге Индия… Бухарские узбеки (32 племени) жили ближе с таджикскими и вследствие этого утратили национальный тип (с. 182) б). "История Бухары или Трансоксании": После монгольского погрома духовная жизнь в Средней Азии, к сожалению, погасла. Главною причиною этого несчастья, естественно, было то обстоятельство, что монголы истреблением первобытного иранского населения в городах уменьшили число собственно главных представителей культуры и мирной жизни (с.153-154). В чисто тюркских землях, каковы например, нынешняя Хива и Коканд, народным языков при сальджукидах был еще персидский (с.154). Враги просвещения-тюрки начали уничтожать коренные национальности, а монголы значительно ускорили этот процесс (154).
2. Е. Мейендорф: -Бухарский народ разделяется на две основные группы: одна победившая и господствующая, другая - побежденная и подчиненная. Первую составляют узбеки, вторую таджики (103).
3. В. В. Бартольд: (Сочинение). Мавераннахр (культурная область в бассейне Аму-дарьи и Сыр-дарьи) по терминологии средневековых мусульманских географов, не входил в состав Туркестана (страны тюрков, т.е. областей расположенных между мусульманскими владениями и Китаем и населенных тюркскими и монгольскими кочевниками. В этнографическом отношении страна, первоначально населенная арийцами, также подвергалась отурчению. (т.1, с. 115). - Тюрки… даже в своих представлениях о своем политическом прошлом подчинялись влиянию персидских эпических сказаний (т. 2 (2), с. 203). -Население главных городов Самарканда и Бухары оставались таджикскими и сами эмиры были более таджиками, чем узбеками. (т. 5, с. 189). - Марко Поло описывает Бухару (1262-1265гг) как "Самый лучший город во всей Персии", т.е. в стране, где говорили по персидских. (т. 2(2), с. 204). -В конце X века Мавераннахр подвергся тюркскому нашествию, которое навсегда положило конец преобладанию арийского элемента в стране (т. 2 (2). с. 332).
- В конце 905/ летом 1500 года Бухара была завоевана узбеками во главе с Шайбаниханом и с тех пор оставалась во власти этого народа (т.3, с. 389). -В первые три столетия мусульманской эры арабский язык оставался языком почти всей прозаической литературы на всем протяжении мусульманских владений; с IV веках персидский язык постепенно становится литературным языком восточной части мусульманского мира, и сохранил это значение до наших дней; число прозаических сочинений на тюркском языке и теперь крайне незначительно" (т.1, с. 45-46). -7 раджаба 671/28 января 1273г. монголы захватили Бухару и затем грабили (т.3. с. 388).
- Что касается Турана, то это название встречается в Авесте и предполагают, что это другая ветва арийского народа, менее культурная. Между этими двумя народами, ариями и турами, была вражда, и затем, когда Туран попал к VI веку под владычество тюрок, то эти две слова сблизились и название туран стало относиться к тюркам, к которым оно не относилось первоначально (т.2 (1). с. 661).
Необходимо напомнить и работы ученых, сыновей тюркских народов-узбека Мухаммад Юсуфа Мунши, написавшего в XVIII в историю узбеков на таджикском языке "Таърихи Мукимхон" (русский перевод издан в Ташкенте в 1956 году) и Мирзомухаммад Хайдара, написавшего в XVII в. историю киргизов на таджикском языке "Таърихи рашиди" (русский перевод издан в Ташкенте в 1996 г), которые утверждают, что их деды появились в Мавераннахре в начале X века. Именно с этого века начинается история среднеазиатских тюрко-язычных племен и через 2-3 столетия и их государственных учреждений и связанных с ними атрибутов.
Но почему-то кому-то хочется доказать недоказуемое: свое превосходство над другими и поэтому заявляют о том, чего не существует. Им не нравится, что "иранская суть, иранские корни Саманидов очевидны" (Г. Хидоятов, с. 24), поэтому они находят "недостатки" у Саманидов: Во-первых. Они признают, "разумеется, средневековые авторы не обошли вниманием историю Саманидов, но не как особую проблему, а как эпизод в истории Центральной Азии". Хидоятов вполне возможно имеет в виду авторов, которые написали историю тюркских племен, некоторых из которых мы назвали выше. Он прав. Эти авторы не писали и не могли подробно писать о династии Саманидов, потому что их труд о предках. А их деды появились в Мавераннахре 300-400 лет после крушении Саманидов. Это правда. А если речь идет о средневековых исследователей вообще, то десятки ученых, в том числе Наршахи, Байхаки, Малехо, Мирхонд, Хондамир специально исследовали этот период. А что сказано нашими заочными консультантами русскими и европейскими исследователями, скажем чуть-чуть позже.
Во-вторых. Оказывается "государство Саманидов не может считаться суверенным, Багдадский халифат не допустил бы этого" (с. 124). Так считает Хидоятов и даже уверен, что "они царствовали, но не правили" (148). Он так же по секрету сообщает, что "да и внутри самой Бухары Саманиды не могли бы самостоятельно решать ни одного вопроса". В-третых. Узбекские коллеги почему-то уверены что "роковой ошибкой Саманидов была попытка ускорения арабизации Мавераннахра и Хорасана" (с. 120).
Вот так. Даже страшно думать об этой династии. А может быть, это шутка?
Герман Вамбери в "История Бухары" подчеркивает, что по мнению арабов, Саманиды "высокого происхождения и которым можно доверить высшие должности". (с. 61). Также Исмаил Самани "был первый, которому удалось соединить под одним и тем же спектром, иранцев Востока и Запада, и государственный состав, созданный его административным талантом и военным искусством, имел более прочное основание, чем царство арабов… В продолжении 250 лет, протекших со времени вторжения арабов в Иран, так и в Трансоксании магамедано-персидское миросозерцание заняло место древней персидской культуры. Хотя религия была главною пружиною этого поворота, но она не совершенно подавила национальное чувство иранского народа; арабских чиновников, калифов в такой же степени ненавидели, в какой любили и всеми способами поддерживали туземных сановников" (с. 73-74).
Ученый доказывает, что "иранское национальное стремление Саманидов дало также первый толчок возрождению персидского языка и литературы. Более 200 лет преследуемый арабскими правителями, благозвучный иранский язык при Насре и Исмаиле стал развиваться с новым блеском" (с. 76).
Очень интересно и следующее утверждение венгерского ученого. "Если эмир Исмаил вспоминается в Хоросане и даже во всем Иране и в позднейших веках, то удивительно ли, что бухарские таджики, еще и теперь чтят его имя наравне с именами святых.., правда, он не мог сделать для Бухары столько, сколько сделал, например Тимур для Самарканда, но все таки для туземцев Бухары на века останется незабвенным воспоминание о нем, как о единственном, действительно великом государе иранского происхождения" (с. 72).
Теперь прислушаемся к великому В. В. Бартольду, который уверен, что "если в глазах Багдадского правительства Саманиды были только эмирами (наместниками), "клиентами повелителя правоверных" или даже только амилями (сборщиками податей), то в своих владениях они, несомненно, были вполне самостоятельными государями… Персидские историки иногда называют Саманидов "повелителями правоверных", т.е. дают им тот же титул, как халифам" (т.1, с. 285). Академик Бартольд настолько уважал Саманидов, правителей "знатного рода арийского происхождения" (2. (2) с. 329) что описывает подробно их политическую географию и политический режим и, в частности, подчеркивает: "В IX веке возникают мусульманские династии персидского происхождения. Наиболее важным для нас династия Саманидов (874-999), господствовавшая в Хорасане и Трансоксании, временами и в Западной Персии. Их государство управлялось по образцу монархии Сасанидов, персидский язык был даже языком официальных бумаг, но ислам оставался господствующей религией" (Т 1. (2), с. 278). Он радостно восклицает, что "господство арабов сменилось господством персидской династии Саманидов, при которой страна, по крайней мере, в некоторых отношениях, достигла высшей степени благосостояния" (т 4, с. 98).
Вот почему таджики всего мира и все таджикистанцы с уважением говорят о Саманидах, и вот почему Таджикистан торжественно со всеми своими друзьями отметил 1100-летие этой династии и обелиск в ее честь украсил центр столицы нашего государства. Это первое государство среднеазиатского ирана, которое воистину воскресило таджикский народ, его язык и литературу. Разве это не стоит высокого уважения?
А когда-либо спросили ли мы себя, где родились основоположники таджикской (дари, персидской) литературы Абуабдулло Рудаки, Дакики, Робия, разве не на территории Мавераннахра, колыбели нашего языка, культуры и литературы, родины народа, предки которого еще в тридцатом веке до нашей эры имели государство.
Именно это и не нравится нашим соседям. Почему-то им кажется, что празднование юбилея государства, издание научных и научно-политических исследований в Таджикистане обязательно направлено против кого-то, что "под видом пробуждения национального сознания процветает и развивается экстремистский национализм и сепаратизм" в Таджикистане. (Хидоятов. с. 27). Откуда берутся такие выводы, когда ни слова в публикациях, в выступлениях об этом нет, напротив, в них содержится мысль, что таджики не хуже и не лучше других народов и внесли свой вклад в мировую цивилизацию.
Пролистав "исследования" коллег понял, чего они хотят добываться, и лично у меня зародилось сомнение, верят ли они уважаемому И. А. Каримову, который сказал: "Принадлежа к семье тюркских народов, наш народ решительно отверг соблазны пантюркизма и шовинистическую идею Великого Турана".
Об авторе: Усмонов Ибрагим Кенджаевич, доктор исторических наук, профессор. Автор свыше 30 книг по истории, журналистике, политике, в частности: "Таджики" (на таджикском языке, 2001 г.), "Политическая история независимого Таджикистана" (на таджиксом языке, 2003 г.), "Тракт о государстве" (2005 г.). Его работы изданы на таджикском, русском, английском, немецком, дари, персидском языках. Ибрагим Кенджаевич завершил работу над новой книгой "Таджики, Бухара, Саманиды" которая будет опубликование на русском и английском языках.
|