Р.Абдулло > Таджикистан в преддверии нового времени (политпрогноз) 12:22 22.01.2006
В преддверии нового времени.
Завершился 2005 г. Вероятно наиболее характерной его особенностью стал выход страны из состояния политической напряженности и чрезвычайных ситуаций, в которую она впала еще в феврале 1990г.
Тогда, накануне предстоявших выборов в последний советский парламент республики, в Душанбе прошли манифестации, завершившиеся кровопролитием и формализовавшие утрату страной национального единства, ее раскола по регионально- политическому признаку. В принципе, данное явление было очевидным уже сравнительно длительное время и лишь мощь советского государства не давало ему проявиться в полной мере. Однако к началу 90-х годов все успело кардинально измениться. В худшую для советского государства сторону.
Политический кризис, сопровождавшийся деградацией государственности, трансформировался в августе –сентябре 1991г. в открытое противостояние регионально-политических элит, а в мае 1992 г. в полномасштабную пятилетнюю гражданскую войну. Затем последовали не менее сложные годы преодоления ее негативных последствий, зачастую жесткими, вплоть до военных, средствами.
Сегодня страна вступает в новый период своей истории, не отягощенный необходимостью разрешать чрезвычайные политические ситуации чрезвычайными же мерами. Вместе с тем, она находится перед лицом новых вызовов. В частности, отныне, чем дальше, тем в большей степени, мир и спокойствие в стране будут зависеть от того, как и в какой мере будут решаться проблемы фундаментального порядка, связанные с обеспечением ее дальнейшего экономического развития, и более прикладного и насущного для каждого жителя республика характера. Таких, например, как необходимость постоянного обеспечения населения чистой водой, электроэнергией, теплом, надежно работающим транспортом, доступом к разнообразным социальным услугам и т.д.
Таджикистан, занятый в предыдущие пятнадцать лет разруливанием сложнейших политических ситуаций, не имел возможности уделять должное внимание разрешению экономических и, соответственно, социальных проблем. Теперь же, ничто не мешает ведущим политическим силам республики уделять им подобающее внимание. Более того, любое промедление здесь чревато многими неприятными социальными, а следовательно, и политическими последствиями.
Серьезными негативными последствиями для Таджикистана чревато и продолжающееся отставание республики по уровню своего реального экономического развития от соседей по региону, более последовательно осуществляющих экономические преобразования (Казахстан), изначально обладающих большим реальным и диверсифицированным экономическим потенциалом (Узбекистан) или значительными и легко осваиваемыми энергетическими и прочими ресурсами (Туркменистан). Если в ближайшие годы республика не сумеет преодолеть неопределенность в подходах к решению экономических вопросов, не сумеет разработать концепцию, адекватную стоящей перед ней задачи по созданию предпосылок, на основе которых можно будет обеспечить в обозримом будущем прорыв в ее социально-экономическом развитии, отставание от соседей по региону может возрасти многократно. В результате, республика может утратить какую либо способности успешно конкурировать с ними. В том числе, в борьбе за привлечение внешних инвестиций, за лучшее ее восприятие международным сообществом.
Современная действительность такова, что без внешних инвестиций в реальную экономику и положительного международного имиджа таким небольшим странам, как Таджикистан, чрезвычайно непросто сохранить внутриполитическую стабильность, без которой проблематичной становится сама возможность их выживания в качестве независимых государств. Для таджиков утрата собственной государственности немедленно актуализирует проблему их выживания в качестве самостоятельного этноса. Чтобы убедиться в этом, достаточно всего лишь внимательно присмотреться к тому, что происходит в этом плане в окружающем нашу республику пространстве.
Задача создания необходимых предпосылок, в том числе, а может быть, и в первую очередь, концептуальных, для обеспечения настоящего прорыв в экономическом развитии страны является функцией политических сил Таджикистана. Естественно, в первую очередь, находящихся у руля власти. Но из этого отнюдь не следует, что политические силы, позиционирующие себя в качестве оппозиционных, не могут внести свою лепту в решение данной задачи. Совсем наоборот. Как представляется, сразу же после президентских выборов политическая борьба в республике может сместиться, в своей немалой части, именно в сферу разработки и предъявления обществу конкурирующих экономических концепций и программ.
В течении ближайших семи-десяти лет таджикское общество на две трети будет состоять из тех, кто вырос в эпоху преобладания рыночных отношений и иных попросту не знает. В условиях существования, хотя и не особенно развитого, но все же реального политического плюрализма. Рыночная экономика и многопартийность для них явление вполне естественное. Они заинтересованы в том, чтобы в стране сложились правовые, социальные, экономические и политические условия, адекватные тому времени, в котором они живут, и которые позволят им в полной мере реализовать свой потенциал и свои устремления. И, наверное, не будет ничего удивительного в том, что предпочтительными для них окажутся те политические силы, которые смогут представить им наиболее конкурентоспособную политико-экономическую концепцию.
Возникает вопрос – в состоянии ли действующие политические силы, все без исключения, справиться с такой задачей и, следовательно, завоевать симпатии избирателей, которые пойдут к урнам для голосования уже в 2010, 2013 и последующие годы? Избирателей, чьи жизненные и политические установки будут совершенно иными, нежели у большинства из тех, кто будет голосовать на президентских выборах 2006 г.
Ответ на поставленный вопрос очевиден. Решение задач стоящих, сегодня перед страной, становится невозможным для политических сил без их внутреннего обновления, а также без диверсификации обществом используемого им политического инструментария. Действующие политические силы стоят перед необходимостью смены привычных для них подходов. Эти подходы сформировались в период острого политического противостояния в стране. Соответственно, открытая конфронтационность была характернейшей их особенностью.
Времена изменились. Востребованными в политической жизни становятся подходы, зиждущиеся на умение вести политическую деятельность и добиваться своих целей в рамках тех возможностей, которые предопределяются как ожиданиями и устремлениями общества, так и ограничениями, налагаемыми законодательством республики. Не открытая политическая конфронтация, тем более жесткая, которую не приемлет нынешнее таджикское общество, а способность наращивать свою реальную силу и конвертировать ее в очевидные дивиденды в ходе перманентного процесса политической негоциации и будет наиболее востребованным качеством сколь ни будь серьезных политических сил в ближайшие несколько лет. Соответственно, внутреннее обновление, совершенно неизбежное, политических сил страны будет происходить, по всей видимости, именно в данном направлении, а также в форме выдвижения на первые роли в политических партиях лиц, обладающих названными способностями или могущими обрести их.
Политические инструменты, включая и политические партии, которыми в настоящее время располагает и оперирует таджикское общество, в большей степени приспособлены для решения чисто политических задач. Таких, например, как борьба за политическую власть, обеспечение победы в выборных кампаниях, удержание власти сугубо политическими мерами и т.д. Для решения задачи по обеспечению прорыва в экономическом развитии страны существующий набор политических инструментов недостаточен и нуждается в дополнении. Хотя бы в виде партий, пока еще остающихся непривычными для политического ландшафта республики. Таких например, как новообразованные Партия экономических реформ Таджикистана (ПЭРТ), Аграрной партии Таджикистана (АПТ).
>В прессе уже высказывались различные мнения по поводу появления на политической арене республики новых партий. Так в интервью информационному агентству "Авеста" Давлатали Давлатов, первый заместитель председателя Народно-демократической партии Таджикистана (НДПТ) подчеркнул, что создание новых партий ведет к расширению политического плюрализма в стране. Хикматулло Сайфуллозода, руководитель аппарата председателя Партии исламского возрождения Таджикистана, в интервью тому же агентству хотя и заявил, имея в виду ПЭРТ, что появление новой политической партии не должно быть сенсацией, тем не менее, подчеркнул: "Партия была создана для того, чтобы НДПТ не осталась в одиночестве на политическом поле страны накануне важных политических событий". По мнению же Шокирджона Хакимова, заместителя председателя Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ), зарегистрированная Минюстом новая партия (ПЭРТ) "является искусственно созданной политической организацией" и что данная партия будет запасным инструментом в руках НДПТ "в случае отказа оппозиционно настроенных партий от участия в предстоящих президентских выборах в следующем году".
Даже если допустить, что власти действительно способствовали созданию этих партий, как на этом настаивают Х. Сайфуллозода и Ш.Хакимов, то хотелось бы надеяться, что при этом они преследовали не только и не столько эти узко утилитарные, сколько более существенные цели. Скажем, расширение набора политических инструментов для эффективного решения задачи формирования предпосылок, на основе которых станет возможным выход на тот путь, следуя которому Казахстан уже сумел, а Таджикистан смог бы будущем, обеспечить прорыв в своем социально-экономическом развитии. Во всяком случае, судя по сообщениям информационных агентств, на данный момент ПЭРТ и АПТ обладают необходимым для этого потенциалом. Утверждается, что их сторонниками являются, в основном, ученые, экономисты, специалисты в различных отраслях народного хозяйства. Такой персональный состав позволяет им, как минимум, обеспечить разработку стратегической программы создания политических, законодательных и концептуальных предпосылок, необходимых для обеспечения искомого прорыва в лучшее, в социально- экономическом плане, будущее. В начале Нового года остается надеяться, что все именно так и будет.
Рашид Г.Абдулло
"Бизнес и политика" №52, 2005
|