Задержанные в Новосибирске братья Аскаровы отрицают свою причастность к "андижанским событиям" 00:07 23.01.2006
В конце прошлого года ведущие российские информационные агентства сообщили, что 18 ноября сотрудниками Управления ФСБ по Новосибирской области "в ходе специальных оперативно-розыскных мероприятий" были задержаны братья Абдукодир и Абдунасыр Аскаровы - граждане Узбекистана, объявленные в розыск по подозрению "в терроризме, посягательстве на конституционный строй, убийствах и участии в экстремистской организации".
РИА "Новости", ссылаясь на источники в областной прокуратуре и УФСБ, передало, что подозреваемые "по данным оперативных служб Узбекистана входили в состав религиозной террористической организации "Акромия" и "были объявлены в межгосударственный розыск по подозрению в участии в массовых беспорядках и террористических акциях на территории Андижанской области в мае этого года". "По информации правоохранительных органов Узбекистана, один из задержанных в ходе андижанских событий был освобожден из следственного изолятора и затем участвовал в захвате зданий госучреждений республики. После пресечения беспорядков ему удалось скрыться и тайно проникнуть в Россию". Судя по многочисленным публикациям в российской прессе, ФСБ России в очередной раз продемонстрировала обществу "успешную борьбу с международным терроризмом". Однако не является ли этот "арест террористов" очередным мыльным пузырем российских и узбекских спецслужб?
Вот какая картина вырисовывается из опроса задержанных адвокатом Анной Чуриковой.
>Согласно рассказу 37-летнего Абдукодира Аскарова, жителя г.Пахтаобода Андижанской области, в 2004 г. он был арестован за кражу барана (ст.169 УК РУ) и в мае 2005 г. находился в андижанском СИЗО в ожидании суда. "Моя семья голодала, - говорит Абдукодир. - Я никуда не мог устроиться на работу и, чтобы накормить жену и малолетних детей, украл барана". 13 мая 2005 г. в ходе восстания в Андижане он вместе с другими заключенными был освобожден из СИЗО. На следующий день Абдукодир пришел в РОВД, где ему посоветовали вернуться домой и подождать несколько дней, пока ситуация не нормализуется. 15 мая он с семьей вновь пришел РОВД и получил аналогичный ответ. Позже, услышав о начавшихся репрессиях и опасаясь пыток, он решил уехать к брату, живущему в России. Сначала он доехал с женой и двумя детьми до Шымкента (Казахстан), там семья села на поезд и 6 июня добралась до Новосибирска. Никакого отношения к исламскому экстремизму и "андижанским событиям" он не имеет. Обвинение в "тайном проникновении" в Россию также отрицает, так как границу всюду пересекал легально, по своему паспорту.
Его старший брат 39-летний Абдунасыр Аскаров приехал в Новосибирск в 2001 г., стал работать строителем. Женат вторым браком, трое несовершеннолетних детей живут с ним в Новосибирске (первая семья осталась в Узбекистане). 9 января 2005 г. его паспорт был изъят сотрудниками Октябрьского РОВД Новосибирска из-за отсутствии регистрации и денег для уплаты штрафа. После этого в Узбекистан он не выезжал, с событиями в Андижане никак не связан.
По словам адвоката Анны Чуриковой, "братья Аскаровы не являются религиозными людьми". Они не посещали мечеть, не соблюдали обязательные исламские обряды и нормы, про "акромию" "только слышали". После задержания Абдукодира Аскарова его семья вынуждена была вернуться в Узбекистан. Сам он опасается, что в случае экстрадиции будет подвергнут пыткам и осужден на основе сфабрикованных материалов. По данным ПЦ "Мемориал", Абдукодир Аскаров действительно был объявлен в розыск в числе других подследственных, вышедших на свободу из Андижанского СИЗО в ходе событий 12-13 мая 2005 г. Однако он не упоминается среди освобожденных повстанцами "акромистов", перечисленных в обвинительном заключении по уголовному делу о "беспорядках в Андижане", рассмотренном осенью прошлого года в Верховном Суде РУ.
С 26 ноября 2005 г. оба брата находятся в СИЗО Новосибирска, пока Генеральная прокуратура РФ изучает поступившие из Узбекистана документы. 23 декабря адвокат Чурикова направила в областную миграционную службу ходатайства о предоставлении им статуса беженцев, однако, принимая во внимание сложившуюся практику, едва ли можно рассчитывать на положительный ответ.
В настоящее время 17 выходцев из Центральной Азии, подозреваемых в причастности к "андижанским событиям", содержатся под стражей в России в ожидании решения по запросам об экстрадиции в Узбекистан. Помимо братьев Аскаровых в Новосибирске, это 13 узбеков, задержанных в июне 2005 г. в Иваново, и 2 задержанных в Свердловской области. Имена последних пока неизвестны, однако, по сообщению агентства АПИ-Новости от 20.12.2005, один из задержанных "участников незаконных вооруженных формирований" "объявлен в международный розыск за участие в терактах в Андижане", другой (гражданин Узбекистана) - "за побег из мест заключения".
У правозащитных организаций вызывает серьезную обеспокоенность то, что Генеральная прокуратура РФ при решении вопросов экстрадиции игнорирует информацию о масштабном применении пыток в Узбекистане и невозможности в этой стране справедливого судебного разбирательства. Все больше оснований полагать, что узбекские власти фальсифицируют материалы, передаваемые России. Так, задержанные в Иваново были объявлены Ташкентом в розыск лишь после того, как их фамилии были переданы в Узбекистан (не исключено, что аналогичная "технология" была применена и в Новосибирске в отношении Абдунасыра Аскарова). Обращает на себя внимание и то, что из 15 арестованных в Иваново и Новосибирске подозреваемых в причастности к "андижанским событиям" лишь двое находились в это время в Андижане, а остальные - за пределами центрально-азиатского региона.
Российские правозащитные организации предоставили задержанным узбекам адвокатов и намерены использовать все возможности для защиты их прав, предоставляемые законодательством. "Важную роль может сыграть и более активное участие в этих делах международных организаций, - считает Елена Рябинина, руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии Комитета "Гражданское содействие". – Если не будет широкой общественной кампании, не исключено, что задержанные очень скоро окажутся в Узбекистане".
Виталий Пономарев, директор Центрально-Азиатской программы Правозащитного Центра "Мемориал"
Правозащитный Центр "Мемориал" - Memorial Human Rights Center 103051 Россия Москва Малый Каретный пер. дом 12 т.(495)-200-65-06
Комитет "Гражданское содействие" - Civic Assistance Committee 127006 Россия Москва ул.Долгоруковская, д.33 стр.6 т.(495)-973-54-74
23.01.2006
|