Х.Низамитдинзода: Год со свастикой? 2006 год в Таджикистане объявлен Годом арийской культуры 12:14 14.02.2006
В Таджикистане к вопросу разработки национальной идеологии подошли "своеобразно" - наступивший год там объявлен президентом страны Годом арийской культуры. В его рамках предполагается проведение целого ряда культурных мероприятий, в которых будет подчеркнуто происхождение таджикского народа от древних ариев. По сообщениям СМИ, в настоящее время в Душанбе висят рекламные плакаты, сообщающие о Годе арийской культуры. Украшены такие плакаты, как правило, свастиками, которые выбраны как наиболее известный символ, связанный с ариями.
По словам представителей таджикских властей, это крайне важно для возрождения древней культуры таджиков, особенно в условиях, когда в регионе якобы происходит консолидация тюркских народов. А по мнению таджикских ученых, целью этого года является привлечение внимания мировой общественности к изучению истории многочисленных индоевропейских племен, именуемых ариями или арийцами.
Как известно, в годы Второй мировой войны этот пласт истории приобрел новое звучание. Так как древнеарийский знак - крест с загнутыми концами или свастика - многие годы воспринимался исключительно как символ фашизма, а само слово "ариец" стало почти синонимом слова "нацист". По мнению таджикского ученого, доктора исторических наук, академика Рахима Масова, пришло время реабилитировать арийскую культуру и символы, так как арийская символика, арийский дух именно… в таджикской культуре сохранились до сегодняшнего дня.
Здесь возникает такой естественный вопрос: а вообще кто такие арийцы и какое отношение они имеют к таджикам? Нетрудно заметить, что в этом плане господин Масов пытается искусственно "углубить" историю своего народа, показать его наидревнейшее происхождение, прибегая при этом к откровенно лженаучным суждениям.
И что самое удивительное, эти далекие от истины и подрывные идеи этого "историка" получают поддержку на самом высоком государственном уровне, Если бы это было не так, то идея проведения года арийской культуры в Таджикистане не был бы поддержан лично президентом Эмомали Рахмоновым.
Сложившаяся ситуация дает нам полное основание полагать, что таджикский президент попал под полнейшее влияние этого шарлатана Масова. Говоря народным языком, Масов является муршидом (идейный вдохновитель), а президент - в роли мюрида (ученик, последователь). Такой политизированный подход к истории в Таджикистане имеет резонанс не только среди ученых, но и среди политиков. По сообщениям зарубежных СМИ, заместитель председателя Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири сказал следующее: поскольку инициатива обращения к арийской эпохе исходила от руководства страны, то идея приобретает не только научное, но и политическое звучание. Да и сама идея полезна ли для таджикского народа? Всем понятно, что инициаторами ее были политики. Многие рассматривают ее как политический вопрос, а не научный или исторический. Было бы правильнее, если бы этим вопросом занимались ученые, а не политики. А если говорить о свастике, я все же против. Все таки в сознании современных людей свастика - символ фашизма и в вывешивать ее на улицах нецелесообразно.
Итак, окружение Эмомали Рахмонова не придумало ничего лучше, как громко объявить начавшийся год "Годом арийства". Было ли это решение спонтанным, неожиданным? Нет. Еще лет пять-шесть назад от имени таджикского президента распространялась теория, с помощью которой делалась попытка связать национальное самосознание таджиков с зороастризмом, который был, как известно, главенствующей религией древних ариев.
Вместе с тем, >президент Рахмонов, кажется, забыл, что он, во время инаугураций клялся служить своему народу положа руку на священную книгу мусульман - Коран. Такое колебание вызывает естественный вопрос: а кто таджикский президент на самом деле? Мусульманин или огнепоклонник? Почему клянясь на Коране, он хочет объединить свою нацию вокруг другой веры? Неужели он не понимает, что такая "служба своему народу" и откровенное лицемерие может привести не только к расколу между самими таджиками, но и появлению вражды между таджиками и тюркоязычными народами всей Центральной Азии. А что такое межнациональный конфликт в нашем регионе все очень хорошо знают по горьким урокам недавней гражданской войны в нашей республике в конце XX века. Поэтому можно с уверенностью сказать, что все народы региона давно по горло сыты конфликтами, которые никак не утихнут из-за всякого рода популистских заявлений недальновидных политиков.
В условиях, когда четких национальных (негосударственных) границ в Центральной Азии попросту не существует, заявления, какие позволяет себе таджикский президент, мягко говоря, не способствуют укреплению близких отношений между народами региона. А наоборот, эта близорукость может привести к нагнетанию отношений между нациями, что в конечном итоге может вылиться в межнациональный конфликт в региональном масштабе. Недостаточная изученность истории ариев породила множество связанных с ними предположений, фальсификаций и спекуляций. Никому не нужно напоминать сегодня, как это происходило в "третьем рейхе" и к чему там привело провозглашение "арийской расы" высшей.
Именно это обстоятельство вряд ли вызовет к объявленной в Таджикистане акции симпатию со стороны широких кругов мировой общественности. Итак, у меня на родине полным ходом развивает идею "арийства". Возникает вопрос: каковы могут быть последствия этого? Ни для кого не секрет, что власти считают, что смогут, призвав в помощь идеи арийства, укрепить единство своего народа. И не только этого. Власти надеются приглушить нарастающее недовольство таджиков нищетой и канализировать протестные настроения в этнонациональное русло. Что напоминает действия бывшего президента США Билла Клинтона, который, вляпавшись в историю с Моникой Левински не придумал ничего кроме как разбомбить Афганистан, чтобы отвлечь внимание общественности от своих амурных дел с бывшей практиканткой Белого Дома.
Но ясно, что раскручивание концепции арийской цивилизации не только не будет способствовать достижению поставленных правящим в Таджикистане режимом, но может привести общество к окончательному расколу между Севером и Югом. Клановая борьба за власть между Севером и Югом республике в 90-е годы уже привела таджикистанцев к кровопролитной гражданской войне, в которой, строго говоря, победителей не оказалось. И сегодня в стране есть элитные группы, которые считают, что с помощью "арийского рычага" их хотят уже окончательно отлучить от власти. Шестимиллионный народ Таджикистана сейчас переживает нелегкий период своей истории. Для нас главное, чтобы наступивший год был хотя бы чуточку благополучнее и сытнее, чем предыдущие, без абсурдных, заезженных историей теорий арийства.
Хуршид Низамитдинзода
|