Т.Умаров: История формирования таджикского национализма. Часть 1-я 16:05 04.03.2006
Нация порождает национализм или национализм формирует нацию? Спор между сторонниками этих двух точек зрения не утихает до сих пор. А с недавнего времени дискуссии на темы "национального вопроса", национального размежевания, истории народов региона возникли и в Центральной Азии, где после распада СССР наблюдаются попытки определенных сил накалить обстановку в регионе и разжечь межнациональную рознь. В большинстве случаев эти попытки предпринимаются путем опубликования различного рода статей подрывного характера в электронных СМИ.
Стоит особо отметить, что объектами этих статей в подавляющем большинстве случаев являются взаимоотношения двух соседствующие народностей - узбеков и таджиков. При этом настораживает то, что споры, инициированные вокруг исторических взаимоотношений этих двух народов, были с готовностью подхвачены и до сих пор раздуваются "горячими головами" из таджикской Академии наук во главе с историком Рахимом Массовым.
Если бы масовцы ограничились только научными спорами, было бы еще не так опасно. Но они настойчиво продвигают идею обделенности таджиков в результате исторического разделения Туркестана в 20-х годах прошлого века. Они утверждают, что некоторая часть территории, которая сегодня принадлежит Узбекистану, якобы, исторически была землей таджиков. Все такого рода претензии, которые предъявляются узбекской стороне, открыто и без прикрас приведены в серии статей одиозного псевдоученого Масова. А как это было на самом деле? Насколько обоснованны предъявляемые претензии? Что история говорит об этом? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы мы решили обратиться к историческим документам, которые, кстати, доступны любому читателю.
Как свидетельствуют исторические материалы, к началу XX века Средняя Азия представляла собой крайне фрагментированное общество, которое состояло из множества коалиций, созданных на различных принципах. Эти коалиции быстро возникали, отчаянно боролись за выживание, трансформировались и часто гибли в соперничестве между собой, исчезая вовсе во взаимной конкуренции или подчиняясь друг другу (См,: Абашин С.Н. О самосознании народов Средней Азии // Восток. 1999, №4). В начале XX в. в среднеазиатском обществе возникло сильное общественное движение джадидов, которое включало в себя как элементы мусульманского интеграционного проекта, так и элементы националистического пантюркистского проекта (См. подробно: Khalid A. The Politics of Muslim Cultural Reform: Jadidism in Central Asia. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1998.) Это движение питалось из многих источников (здесь уместно отметить идейное влияние, которое было очень разнообразным и включало в себя такие течения как либерализм, социализм и т.д.). Главными из них были татарско-тюркская общественная мысль в Российской империи и идеология младотюрков Османской империи, Определенное влияние на умы джадидов оказывали также реформистские взгляды индийских и афганских мусульман. Политическим идеалом зарождающего среднеазиатского национализма был проект "Большого Туркестана", который мог включать в себя и Туркестанский край, и Степной край, и Бухару с Хивой.
Известно, что >к 1917 г. существовал только один проект –"Туркестан". Он не имел выраженного этнического и языкового характера. Быть "тюрком" не означало автоматически говорить только на "тюркском языке". С проектом "Туркестана" отчасти конкурировал более старый проект "Алаш-орды" - проект "Казакстана", который активно продвигался некоторыми лидерами казахской элиты. Оба этих проекта зародились в 1920-е гг., после распада Российской империи и захвата власти большевиками. История строительства наций в Средней Азии в 1920-е гг. - действительно особая тема, которая заслуживает самостоятельного и большого исследования. С 1917 г., после падения монархии, проект "Большого Туркестана" стал активно реализовываться среднеазиатской элитой. Состоявшийся в сентябре 1917 г. съезд туркестанских и казахских мусульман провозгласил необходимость создания "Туркестанской федеративной республики" в составе Российской республики. Позже Туркестанский комитет был отстранен от власти, тогда же на основе Краевого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был создан Совнарком Туркестанского края. В том же ноябре в г.Коканде был проведен 4-й Чрезвычайный краевой мусульманский съезд, который провозгласил создание "Туркестанской автономии" в составе Российской республики и создал, несмотря на разногласия между левыми джадидами и консерваторами, свой временный орган управления - Туркестанский временный совет.
Однако "Туркестанской автономии" не удалось объединить все силы. В феврале 1918 г. большевики с помощью военной силы захватили Коканд. В апреле была провозглашена "Туркестанская советская республика", осенью была принята первая ее конституция, которая скорее подчеркивала классовые моменты, нежели национальные. В 1918-1919 гг. регион погрузился в хаос междоусобной войны и идеологические лозунги отошли на второй план.
В январе 1920 г. председателем Туркестанского Центрального исполнительного комитета избран казах Турар Рыскулов, который выступил с идеей создания "Тюркской советской республики" (или "Республики тюркских народов"), т.е. по сути дела с проектом "Большого Туркестана". Он считал, что "Туркестан по своему этнографическому составу и многим другим положениям является Тюркской национальной республикой". На краевой партконференции было заявлено: "В интересах интернационального объединения трудящихся и угнетенных народов провести путем коммунистической агитации идею уничтожения стремления тюркских народностей делиться по существу и названию: на узбеков, киргизов, башкир, татар и т.д. (таджики даже не упоминаются) и составлять отдельные мелкие республики, а объединить в целях сплоченности и привлечения других тюркских народностей, не входящих в состав РСФСР, вокруг Тюркской Советской республики".
Присланная из Москвы Туркестанская комиссия, которую возглавлял М.В. Фрунзе, "Тюркской республики" отвергла. Тогда, же появился план разделения Туркестана на национальные территории. В марте 1920 г. ЦК РКП(б) и ВЦИК РСФСР приняли новое Положение об автономии Туркестана, в котором говорилось, что Туркестан - республика "основных народов, его населяющих: узбеков, туркменов, киргизов, с областным делением по существующим национальным группировкам, экономическому и бытовому укладу" (Известия ТуркЦИК. 24 марта 1920 г. цит. по: Гордиенко А.А. Создание советской национальной государственности в Средней Азии. М., 1959. С.93). В 1920 г. при ЦК Компартии Туркестана были созданы три соответствующих национальных секции, при Туркестанском ЦИК - три национальных отдела (в 1921 г. они были переподчинены Наркомнату Туркестана). Т. Рыскулов и его единомышленники были сняты со своих должностей (Уже в 1922 г, Т. Рыскулов, "осознавший" свои ошибки, стал председателем Совнаркома ТАССР), То есть казах возглавил таджикскую автономию.
Впрочем, с реализацией плана национального размежевания Центр не спешил. Летом 1920 г. Ленин написал свою известную резолюцию: "1) Поручить составить карту (этнографическую и проч.) Туркестана с подразделением на Узбекию (заметьте, Узбекию!), Киргизию и Туркмению. 2) Детальнее выяснить условия слияния или разделения этих 3 частей" (Цит. по: Гордиенко А.А. Создание советской национальной государственности. С.150). Однако результатом обсуждения данной темы стало решение о преждевременности каких-либо радикальных шагов в этом направлении. Ситуация была заморожена. Было объявлено о создании Туркестанской ССР в составе РСФСР, была утверждена "вторая" Конституция Туркестана, в которой "коренными национальностями" были признаны киргизы, узбеки и туркмены. Влиятельный советский чиновник Г. Сафаров писал в 1921 г., что киргизы, узбеки и туркмены составляют "три основные национальные группы в Туркестане" (Сафаров Г. Очередные вопросы национальной политики. Ташкент, 1921. С.8).
В сентябре 1920 г. пал Бухарский эмират и на его территории провозглашена Бухарская Народная Советская Республика. В 1921 г. была принята Конституция БНСР (весной 1920 г, свергнуто Хивинское ханство и провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика, в 1923 г. переименованная в Хорезмскую Советскую Социалистическую Республику). Во главе Всебухарского ревкома встал А. Мухитдинов, во главе Совета Назиров – Ф. Ходжаев. Оба представляли разные бухарские группировки левых джадидов. В правительство были включены и многие другие видные джадиды.
В самом начале 1924 г, в ЦК РКП(б) вновь встал вопрос о национально-территориальном размежевании Туркестана, Бухары и Хорезма. Весной это решение активно обсуждалось элитой Бухары и Туркестана. Были приняты резолюции, в которых говорилось, что "противоположность интересов, как культурно-национального, так и экономического характера" между разными народностями порождает трения и вражду, с другой стороны сохранение "разделенных" между разными республиками народностей "могло бы задержать развитие сил каждого народа и способствовать их замкнутости и культурной отсталости", что созрели предпосылки объединения однородной "как по национальному признаку, так и по формам хозяйства и быта" каждой народности "в отдельную самостоятельную единицу, политически и экономически представляющую одно целое". Возник, точнее был реанимирован, план создания в Средней Азии трех национальных республик - Узбекской, Туркменской и Киргизской (Казахской). Только в этот раз эта реформа должна была охватить, кроме Туркестана, Бухару и Хорезм (сначала планировалось размежевать Туркестан и Бухарскую республику, Хорезмская же республика должна была сохранить свой статус. Однако едва ли не в последний момент было решено и Хорезм включить в процесс национального размежевания).
Тулкин Умаров
tulqinumrv@yandex.ru
|