Т.Умаров: История формирования таджикского национализма. Часть 2-я 02:28 08.03.2006
В предыдущей статье мы рассмотрели истоки возникновения таджикского национализма - темы, которая вот уже на протяжении длительного времени не сходит со страниц популярных центральноазиатских электронных СМИ. Из статьи нашему дорогому читателю стало известно, что в начале прошлого века в результате национального размежевания в Туркестане "коренными национальностями" региона были признаны киргизы, узбеки и туркмены. А таджикскую автономию возглавил казах по национальности - Турар Рыскулов. В этой статье мы решили продолжить наши исследования и представить вашему вниманию главных действующих лиц - лиц, которые стояли у истоков таджикского национализма.
Итак, в большевистской политике очень важным был внешнеполитический аспект. Средняя Азия рассматривалась как мост на Восток, где большевики ждали и всячески стремились подталкивать национальные революции, а также как некий форпост противостояния Великобритании. Национальная идеология была экспортным товаром, который помогал Советской России играть на всем международном пространстве.
Центральным в этом проекте размежевание становился "Узбекистан", своего рода "Малый Туркестан" (хотя по своим размерам он не только не уступал, но даже превосходил бывшую Туркестанскую республику). Проект "Малого Туркестана" ("Узбекистана"), следуя проекту "Большого Туркестана", предполагал превращение населения в более или менее однородную нацию. Эта цель была достигнута во время переписи 1926 г. когда большая часть населения проектируемого "Узбекистана" была объявлена "узбеками" (См.: Abramson D. Identity counts: the Soviet legacy and the census in Uzbekistan // Census and Identity: The Politics of Race, Ethnicity, and Language in National Censuses / Ed. by D.I.Kertzer and D.Arel. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P.18). В состав узбеков были включены небольшие группы – "курама", "тюрки", "кашгарцы" (часть кашгарцев была записана "уйгурами"), "арабы", какая-то часть "таджиков" и др. При этом власть не ставила перед собой задачу немедленной языковой и культурной унификации. Каждая группа сохраняла свои особенности.
В момент проведения национального размежевания в рамках "узбекского проекта" по сути впервые возникла "таджикская тема". В 1924 г. Таджикистан планировался лишь в качестве автономной области, но в результате была создана автономная республика в составе Узбекской ССР (автономной областью в составе этой таджикской республики стал Памир). Территория "первого" Таджикистана охватывала земли бывшей "Восточной Бухары", самой отсталой и удаленной от городов территории бывшего Бухарского эмирата. Во время активной борьбы с басмачеством в Восточной Бухаре были созданы свои автономные органы власти (в 1923 г. - Реввоенсовет, с 1924 г.- "Восточно-Бухарский областной исполком" во главе с Н. Лутфуллаевым). Переименование "Восточной Бухары" в Таджикистан, хотя и имело какой-то этнический или национальный оттенок, но скорее отражало восприятие термина "таджик" как "выходец с гор", "шиит", в последнюю очередь "говорящий на персидском языке". Стоит особо отметить, что наукой и культурой в Таджикистане ведали выходцы из Самарканда и Бухары. При обсуждении "таджикской темы" в 1924 г. возникли предложения о создании самостоятельного Таджикистана. Член Президиума ЦИК Туркестанской республики и член Таджикской подкомиссии по национально-территориальному размежеванию (потом Таджикской территориальной комиссии) А.Ходжибаев сформулировал основные положения самостоятельного "таджикского проекта", главным смыслом которого было противостояние "тюркам". А в 1927-1929 гг. вызрел проект "Большого Таджикистана". Этот план включал в себя две составляющие: расширение территории "Таджикистана" и усиление его статуса вплоть до союзной республики. Инструментом этого плана было переоформление большинства населения региона (прежде всего бывших туркоязычных) в "таджиков".
Таджикский "красный истеблишмент" засыпал центральные органы жалобами на "притеснения" со стороны узбеков. Развернулась довольно активное обсуждение "таджикского проекта". Была создана Комиссия по таджикским вопросам, в которую поступало огромное число инспирированных заявлений от жителей кишлаков, членов организаций и т.д. с жалобами, что им не дают изучать свой язык и пр. Сторонники этого проекта формулировали самые разнообразные требования, из которых минимальным было требование включить в состав Таджикистана "Ходжентского округа".
Аргументация сводилась, главным образом, к вопросам языка, культуры и истории. "Таджикская сторона" обильно цитировала российских востоковедов. На свет были вытащены всевозможные рукописи - подлинные и сфабрикованные, которые доказывали древность иранского языка. Жесткой критике была подвергнута перепись 1926 г., результаты которой "таджикской стороной" были отвергнуты.
В эти годы наблюдался интересный процесс - переход многих бывших сторонников пантюркизма в число критиков пантюркизма и активных лоббистов "таджикского проекта". Многие ведущие деятели, которые еще недавно отстаивали идею "Великого Туркестана" и стояли у истоков создания "Узбекского государства", объявили себя "таджиками" и выступили с саморазоблачительными статьями. Среди них был, в частности, А.Мухитдинов, бывший бухарский джадид, а потом председатель Совнаркома Таджикской АССР. Высланный на работу в бывшую Восточную Бухару в результате поражения во внутренней борьбе разных фракций (а работа в Таджикистане тогда рассматривалась как "ссылка"), он теперь попытался использовать свои прежние связи в Центре для лоббирования идеи "Большого Таджикистана". Из истории нам известно, что тогдашняя влиятельная "тройка" (Айни, Икромий, Мансуров - все выходцы из Бухары) ратовали за то, чтобы превратить Бухару в столицу Таджикистана, при негласной поддержке их земляка бухарца, а также бывшего джадида Файзуллы Ходжаева.
У Москвы было стремление создать на рубеже Афганистана и Персии своеобразный "плацдарм" для импорта идей революции. Этот политический трюк большевики использовали вплоть до Великой отечественной войны. Лоббисты "таджикского проекта" не забывали этот аргумент: "Выделение Таджикской республики не является вопросом внутрисоюзного характера. Вопрос о Таджикистане - вопрос международный". Политбюро ЦК ВКП(б), выделяя Таджикистан, имело в виду революционизировать трудящиеся массы всего Востока. И совсем неслучайным, видимо, является и тот факт, что активное обсуждение "таджикского проекта" и "таджикской проблемы" совпало со смутой в Афганистане, где в результате восстания к власти в Кабуле в январе 1929 г. пришел таджик Хабибуллохан (известный как Бачаи-Сакао). Весной того же года отряды Красной Армии, поддержав бывшего афганского правителя Амануллохана, вторглись в северные районы Афганистана. Поход закончился неудачно, но сама попытка взять под контроль часть северной афганской территории говорит о том, что власти всерьез рассматривали самые радикальные планы переустройства границ на Среднем Востоке. В июне 1929 г. ЦК ВКП(б) постановило создать Таджикскую ССР, в октябре того же года самостоятельный Таджикистан превратился в реальность. Новой среднеазиатской республике были переданы г.Ходжент и весь Ходжентский округ. Однако споры о территориальных изменениях продолжались. В начале 1930 г. было принято решение Президиума ЦИК СССР присоединить к Таджикской ССР "Сурхандарьинекий округ", но через 10 дней это решение было приостановлено и в дальнейшем оно так и не было реализовано. В 1933 г. основные руководители Таджикистана (и лоббисты "таджикского проекта") были отстранены от своих должностей. Проект "Большого Таджикистана" был окончательно похоронен. Неудача проекта "Большого Таджикистана" была закономерна. Главная причина - неуверенность власти в целесообразности такого передела и сильная инерция уже принятых решений. Большую роль сыграло сопротивление сформировавшейся тогдашней элиты. В самом Узбекистане тоже произошли изменения: в 1930 г. столица Узбекистана была перенесена из Самарканда в Ташкент.
Несмотря на провал, само обсуждение проекта "Большого Таджикистана" не прошло бесследно, В результате был создан "Малый Таджикистан", который представлял собой нечто среднее между бывшей "Восточной Бухарой", всего лишь отсталым и труднодоступным регионом, и "Большим Таджикистаном". По территории он больше напоминал "Восточную Бухару", но по статусу отдельная союзная республика. Передача в состав республики г.Ходжента и западной Ферганы легитимировало важный факт: таджики - это не только горные жители далекой окраины, но и оседлое население равнин, жители крупных городов, и т.д. Именно в этой конструкции стал формироваться таджикский национализм, который, как видим, продолжает развиваться и перерастает уже в этнонационализм.
Тулкин Умаров tulqinumrv@yandex.ru
|