А.Сарбонов: Да, Каримов сердится... "Ледниковый период" солнечного Узбекистана 00:16 13.03.2006
"Оставь надежду, всяк сюда входящий" (Надпись на воротах немецкого концлагеря).
Когда-то давно, лет 20 назад мне довелось прочитать фрагменты из книги немецкого профессора - аристократа, не привожу название этой книги, так как не помню его точно, что-то типа " Застывшее ( или Замороженное) сердце". Профессор написал о своем пребывании в немецком концлагере, куда он попал в порядке перевоспитания, за то, что не разделял идеалы национал-социализма. По утверждению автора главная цель в перевоспитании . это сломить волю человека, приучить его к мысли, что он "никто" и звать его "никак". От узников требовалось абсолютное послушание, главный принцип "не высовываться", если кто-то это нарушил, то у охранников в арсенале было много способов поставить "высунувшего" на место. Например, нельзя брать камень меньший по размеру (узники работали на каменоломне), чем у остальных. Профессор описывает эпизод, который произошел лично с ним. Охранник заметил, что один из узников, еврей по национальности, взял маленький камень. Он отозвал в сторонку еврея и следовавшего за ним нашего профессора. Эсэсовец приказал провинившемуся узнику копать яму, когда она была вырыта, приказал ему спрыгнуть в яму, а затем, повернувшись к профессору, приказал закопать еврея. У профессора вскипела аристократическая кровь, и он с достоинством отказался выполнять это, неприемлемое для его воспитания, приказание. Охранник не стал кричать или шуметь, он спокойно повернулся к еврею и приказал ему выйти из ямы, а профессору сказал, чтобы он занял это место в яме. Когда все было исполнено, охранник приказал еврею закопать профессора, еврей начал быстро его закапывать и когда профессора закопали до пояса, он понял, что с ним никто не шутит и никто не собирается с его мнением считаться. Он начал просить пощады, тогда эсэсовец их вновь поменял местами и снова приказал профессору закопать "высунувшегося" узника, что профессор быстро сделал. Автор книги пишет, о том, что он сам был поражен, как необразованному охраннику удалось за 2-3 минуты сломать духовный стержень немецкого профессора-аристократа.
Автор описывает о том, как тонко была продумана охрана лагеря, где содержалось 50-60 тысяч узников, а охраняли всего 60 солдат. Все они были разделены на десятки, во главе стоял десятник. Если кто-то бежал или только пытался совершить побег, расстреливали всю десятку, так что все узники следили друг за другом и доносили друг на друга. В лагере был идеальный порядок и чистота, если дежурная десятка не должным образом убрала территорию лагеря, то весь барак ночью, по возвращению с карьера, начинал заново убирать всю территорию. В лагере все было подчинено главной идеи перевоспитания . сломить волю человека, превратить его в рабочий скот без имени и без мысли. В далеком 45 всем казалось, что такие ужасы больше никогда не повторятся.
Сейчас, живя в современном Узбекистане, глубоко осознаешь, что человек на то и человек, чтобы на одни и те же грабли наступать по несколько раз. >Разве "каримовщина" не превратила всю нашу страну в большой современный концлагерь, заселенную полуграмотными узниками. От вчерашних друзей - соседей отгораживаемся колючей проволокой и противопехотными минами, на которых не подорвался ни один террорист, а зато - сколько детей и домашнего скота нищих дехкан? В низших слоях общества царит страх и безысходность, а в верхних . коррупция и чрезмерная роскошь нуворишей. Разве власть не делает из нас "тварь дрожащую" и "лагерную пыль"? Разве не бегут из страны, кто имеет на это малейшую возможность? Разве не жгут книги, имеющие историческую и культурную ценности? Разве мы можем свободно перемещаться по своей стране и работать где хотим? У нас даже житель Зангиатинского района не имеет право работать в г. Ташкенте, хотя живет за Кольцевой дорогой, в 10 метрах от Ташкента. Разве режим заинтересован, чтобы мы имели свое отличное от власти мнение, разве ему нужен думающий и рассуждающий узник?
За годы "независимости" Каримову многое удалось сделать, чтобы мы жили, так как сейчас живем. У нас нет даже того, что мы имели при "красной империи": бесплатное образование, медицину, профсоюзные путевки во все санатории СССР, мизерная квартплата, символичная плата за ясли-садики, бесплатные детские новогодние подарки и многое другое. Что дал нам Каримов? Ничего, он только отобрал все, что народ создавал не одно поколение. Он превратил страну в огромную зону, и порядки здесь зоновские: не верь, не проси, всем плати . тогда выживешь. Сплошное подглядывание и подслушивание друг за другом. Чуть ли не каждом подъезде живут агенты и доверенные лица спецслужб, председатели махаллинских комитетов в открытую "стучат" (если им не "отстегивают") на всех неблагонадежных: кто в мечеть ходит, кто по дворам ходит и товары продает, кто лепешки выпекает, кто правозащитник или кто-то недоброе слово сказал об "отце нации". Простые люди, чтобы выжить, готовы идти на любые унижения, страх сковал волю многих и многих жителей страны.
Но, даже в такой "ледниковый период", не перевелись еще Люди, с большой буквы, имеющие свое мнение и свое взгляд на вещи вокруг нас. В связи с этим я хочу напомнить, что на днях завершился суд на лидером "Солнечной коалиции" Санжаром Умаровым и координатором коалиции Нодирой Хидоятовой. По словам независимых журналистов и узбекских правозащитников подсудимые держались как и полагается умным и целеустремленным людям, настоящим представителям светской оппозиции : не обвиняли себя во всех смертных грехах, не требовали себе снисхождения, не просили прощения у Каримова (как недавно участники андижанского восстания). Без истерик и слезной мольбы они напрочь отмели все высосанные из пальца каримовской Фемиды обвинения следственных и судебных органов.
Я верю в добрые намерения С. Умарова и Н. Хидоятовой, но я не верю, что оппозиция может хоть что-то сделать в нашем полицейском государстве .концлагере. Наверное, это знали и они, но все равно пошли по тому пути, который привел их в тюремную камеру. Режим не смог сломить их духовный стержень, он увидел перед собой не андижанских "мальчишек с рогатками", а зрелых, умным и образованных людей, знающих цену себе и режиму. Сроки, которые получили "солнечники" предупреждение другим, чтобы не высовывались.
Не думаю, что Каримов будет целиком доволен итогами этих двух судебных процессов, ему был важен не срок, а их унижение, мольбы о прощении, но именно этого Каримов не получил. Я представляю как он зол, еще бы ведь впереди надо ждать давление мировой общественности, а его главному защитнику . Кремлю, сейчас не до него, ведь у "брата Вована" под самым брюхом нарисовались казахстанские проблемы.
Да, Каримов сердится, но даже это он делает неумело. Аристотель говорил: "Любой человек может рассердиться . это очень легко; но рассердиться на правильного человека, в правильной степени, в правильное время, с правильной целью и правильным способом не так просто и дано не каждому".
Независимый журналист Алишер Сарбонов. 6 марта 2006 г.
|