А.Бердимуродов: Роль древнего Самарканда в мировой истории 02:01 07.04.2006
Древний Самарканд за все время своего существования привлекал внимание народов мира своей культурой, зодчеством и сказочными богатствами. Историей города интересовались многие государственные деятели, послы, путешественники, ученые и политики. За свою почти трехтысячелетнюю историю Самарканд видел и победы и поражения. Не раз город был разрушен, но вновь восставал из развалин. Из-за своей богатой истории вокруг Самарканда слагаются легенды и порой нельзя определить где правда, а где сказка.
Первые сведения о Самарканде можно встретить в произведениях античных историков и географов, описывавших походы греческого полководца Александра Македонского на Среднюю Азию. Историки античного периода: Арриан, Квинт Курций Руф, Плутарх, Помпей Трог и Диодор Сицилийский в своих произведениях описывают события происходившие в этом городе, войны между греками и согдийцами. Хорошо известно, что производимые в Самарканде в тот период товары благодаря великому шелковому пути распространялись по всему миру. Именно по этой причине в Китае, Корее, Арабских эмиратах и во многих европейских государствах найдены согдийские письмена, отчеканенные в Самарканде монеты, вышитые в Самарканде ковры и ткани. В 9-11 веках такие путешественники и историки как, Ибн Хаукал, Истахрий, Ибн Хордотбех ат-Табарий оставили об этом городе важнейшие сведения. Первым европейцем, упоминающим в 13 веке в своих произведениях о Самарканде, стал проехавший от Италии до дворца монгольского хана путешественник Марко Поло.
В 14-15 веках интерес к Самарканду еще более увеличивается, поскольку в этот период город становится столицей империи Амира Тимура. После визита в Самарканд испанского посла Руи Гонзалеса де Клавихо в 15 веке, интерес европейских стран к этому городу возрос, благодаря тому, что де Клавихо красочно описал все что он видел в Самарканде в своих заметках. Как указывается в летописях, в то время в Самарканде можно было встретить говорящих на разных языках торговцев и представителей из многих городов.
>Новая история города состоит из понятий "до" и "после" распада Советского Союза. Настоящий археологический бум захватывает город с 90-х годов прошлого века. В 1991 году Убекистан объявляет себя суверенным государством и предоставляет возможность иностранным ученым проводить полномасштабные исследования на своей территории. Первыми ласточками становятся ученые Национального исследовательского центра Франции Поль Бернар и профессор Франц Грене, которые совместно с узбекскими археологами М.Исомиддиновым, Х.Ахунбабаевым и А.Атаходжаевым начали раскопки места расположения древнего Самарканда - городища Афросиаб. В результате раскопок в районе входной арки древнего города были обнаружены относящиеся к античному времени дома и крепостные стены. Как стало известно в процессе исследований, эти сооружения были воздвигнуты намного раньше вторжения Александра Македонского. Некоторые источники относят основание Самарканда к периоду Александра Македонского. Однако результаты исследований подтвердили – Самарканд был развитым и цветущим городом задолго до появления здесь Александра. Еще одной ценной находкой совместной экспедиции французских и узбекских ученых стали развалины дворца относящиеся к 10-12 векам. Стены этого величественного некогда дворца были разрисованы разнообразными цветными рисунками. Существует мнение, что настенные изображения человека и одухотворенных предметов и животных с приходом в регион арабов были запрещены. Однако эти находки подтвердили некоторую несущественность данного утверждения. Сегодня раскопки в городище Афросиаб продолжаются.
Совместная узбекско-французская экспедиция паралельно проводит широкомасштабные раскопки древнего поселения Куктепа в Пайарыкском районе Самаркандской области. В результате раскопок было доказано существование 2600 лет назад на этом месте большого города. Обнаружение на этом месте захоронения сакской принцессы, облаченной в царские одежды и драгоценности, придало археологическому памятнику Куктепа еще большую известность.
Итальянские ученые проявляют к Самарканду не меньший интерес. Группа ученых под руководством профессора Университета Болоньи, археолога М.Този уже 6 лет ведет раскопки в Самарканде и его окрестностях. Совместно с узбекскими учеными итальянские исследователи успешно завершили научный проект "Самарканд во времена правления Улугбека". На основании находок, сделанных во время экспедиций, была создана карта города во время правления Улугбека и организована фотовыставка, впервые представленная в Болонье и Равенне, а затем и в Самарканде. Итальянские ученые также результативно завершили исследования канала Даргом, питавшего пресной водой город в древние времена.
Сегодня очередная совместная итальянско – узбекская экспедиция ведет работу в районе городища Кафир-кала. Известно, что Кафир-кала была летней резиденцией Самаркандских правителей. Это подтверждают также и находки 500 оттисков печатей, скреплявших письма, доставленные в резиденцию из разных городов. Во время исследований оттисков было установлено, что ими скреплялись письма из Бухары, Пенджикента, Термеза, Афганистана и Ирана. Было также доказано, что время возникновения печатей – 5-7 века нашей эры. Итальянские археологи совместно с узбекскими коллегами также проводят раскопки в кишлаке Сазаган Нурабадского района. Результаты исследования развалин древней крепости и найденные здесь серебрянные монеты не оставили никаких сомнений – сооружение датируется 2-3 веками до нашей эры. Не отстает от своих европейских коллег и группа ученых из японского центра по изучению Великого шелкового пути под руководством профессора Уно Такао. Исследователи впервые начали свои раскопки в 2005 году на археологическом памятнике Дабусия в Пахтачинском районе. Как указывают древние летописи, возраст расположенной на Великом шелковом пути Дабусии превышает 2600 лет. Этот город имел большое значение в древней Согдиане.
Одной из самых важных находок последних лет стало обнаружение совместной международной узбекско – украинской экспедицией в южной части Ургутского района, у подножия гор, действовавшего в 9-12 веках христианского монастыря. Как указывает в своих путевых заметках арабский путешественник Ибн Хаукал, во время своего пребывания в 9 веке в этом районе, он втречал здесь христиан, воздвигнувших на этой земле величественный монастырь. Во время раскопок также были обнаружены 2 металлических креста. До этого в Ургутских горах были найдены наскальные изображения креста и христианские письмена. Эти находки полностью подтвердили оставленные Ибн Хаукалом сведения.
Найденный в Ургуте монастырь свидетельствует о толерантном отношении наших предков к представителям других религий и о беспрепятственном совершении народами, исповедающими другие религии обрядов на этой земле. Кстати, это не единственное подтверждение религиозной терпимости народов Узбекистана к представителям иных конфессий. Во времена крестовых походов на Ближний Восток не только арабы, но и евреи находили приют и покровительство согдийских правителей.
В наше время, благодаря усовершенствованию методов анализа археологических находок, применению последних научных достижений, исследования в Средней Азии и в Самарканде, в частности, не только продолжаются, но и набирают все больший размах. Самарканд становится местом паломничества туристов со всего мира.
Амриддин Бердимуродов кандидат исторических наук
amriddinbr@rambler.ru
|