Э.Гасанов: Вроде грамотный парень... Ильхаму Алиеву не надо увлекаться памятниками и саморекламой 07:27 20.04.2006
А есть ли у нас собственное мнение?
По-моему, все эти разговоры про земли, народы, религии и национальности - все это слишком старо, чтобы быть новым. Национальность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной ханской - или шахской - затеи, и в добавок еще столичной. Я, разумеется, не про Шаха Исмаила Хатаи время говорю. И наконец, все от праздности. У нас все от праздности, и доброе и хорошее. Все от нашей шахской, милой, образованной, прихотливой праздности! Я пятьсот лет про это твержу. Мы своим трудом жить не умеем. Мы не умеем трудиться, страдать, быть последовательным.
И когда некоторые развозились теперь каким-то "зародившимся" у нас общественным мнением, - так вдруг, ни с того ни с сего, с неба соскочило? Неужто не понимают, что для приобретения мнения первее всего надобен труд, собственный труд, собственный почин в деле, собственная практика! Даром никогда ничего не достанется. Будем трудиться, будем и свое мнение иметь. Я четыре года как бью в набат и зову к труду! Теперь уже не верую в труд, но звоню и буду звонить до конца, до могилы; буду дергать веревку, пока не зазвонят к моей панихиде. А так как мы никогда не будем трудиться, то и мнение иметь за нас будут те, кто вместо нас до сих пор работал, то - есть все та же Армения, все те же русские, - двухсотлетние учителя наши.
К тому же Азербайджан есть слишком великое недоразумение. Весь ужас в том и состоит, что даже верить всевышнему в Баку не могут, тут верят богу на всякий случай, насильно. Я так не могу. Лучше уже не верить вовсе!
Очень часто в Баку проходят мероприятия в честь или в память родственников семьи Алиевых. То старшего брата вспомнят, то сестру, то внучатого племянника.
Я читал о династии Романовых, вот кровь, вот порода! Никогда по России не проходили чествования по поводу членов этой династии, так как вся Русь знала Романовых, и Николаю Второму нечего было доказывать своему народу. Он просто царствовал, владычествовал, правил, а не рекламировал свою породу.
Я понимаю, что азербайджанцы темны по своей природе, по своему хабитусу, по своим свойствам, наш народ ужасно самолюбив, он не уважает себя, он склонен преклоняться идолу, ему чуждо низвержение идолов, но куда смотрит сам Ильхам Алиев? Он же русскоязычный горожанин, он не деревня, его формировала Москва!
Он в принципе вернулся то в Баку в 1994 году, до этого он 17(!) лет жил в Москве: учеба, работа, бизнес и пр. Он вроде грамотный парень, владеет языками, воспитывался не в семье тракториста или заводского сварщика. Он сын Гейдара! Разве он не понимает, что так нельзя, нельзя где угодно воздвигать памятники и заниматься лишь саморекламой. Надо серьезно работать.
>Это вызывает кривую усмешку у умных людей, благо их очень мало. Между тем тут много и не смешного. Все это исходит оттого, что сплошь царит известная фраза: "победителей не судят". Ведь Ильхам Алиев победитель, посему любая критика, даже всякий совет пройдет мимо, не заденет, так как доплюнуть трудно, очень далеко. Помню, в 1991 году сын Аяза Муталлибова надменно ходил, задрав нос, и любой наказ отметал, отрицал, крича во весь голос: - Прочь! Наследник престола идет!
Все – таки нужно любить свой народ, тем более это касается правителя, его семьи. Если б мы вправду и на деле любили народ, а не в статейках и книжках, то мы бы поближе подошли к нему и озаботились бы изучить то, что теперь совсем наобум, по европейским шаблонам, желаем в нем истребить: тогда, может, и сами научились бы столь многому, чего и представить теперь даже не можем.
Но я всего лишь точка, от меня мало что зависит. Тут речь о Президенте, а он обязан любить свою нацию, свое общество. Одного уважения мало, надо очень безумно любить свою расу, свою кровь. Никогда наши короли не любили народа, не страдали за него и ничем для него не пожертвовали, как бы ни воображали это сами себе. Нельзя любить то, чего не знаешь, а они ничего в азербайджанском народе не смыслили!
Все они, и вы вместе с ними, просмотрели Азербайджан сквозь пальцы, но в тоже время все норовят высказывать свое мнение, горячо желают высказаться до конца, прямо тут и сейчас, будто от этого мнения зависит судьба общества, или же если они не выскажутся сию минуту, то через пол часа будет поздно.
Повторяю, надо любить свою нацию, быть патриотом, а не рычать о силе и экономике нашего горя общества. Как бы сегодня не благоустраивался Баку, какие бы ассигнации не вливались бы в Азербайджан, все бес толку, если народ не имеет сознания, если он вечно в дреме, если он не осознает, не ПОНИМАЕТ то, чего вершит и делает.
И опять же высказываются мнения политологов: "мы сильны, у нас потенциал, имеем фундамент, нам бы толчок, и все!…" Сила-то, конечно, сила, и я это признаю, но ведь все же сила то эта темная, проявившаяся слишком уж, так сказать, в допотопных, оказенившихся формах, а потому - что же нам особенно - то говорить? Не нашего это мира; другое бы дело сила, проявившаяся интеллигентно, сознательно. Есть, дескать, и другие страдальцы и другие силы, есть и идеи безмерно высшие - идея обще человечности, например...
Когда дело касается Карабаха, тут я бы сказал следующее. Если быть честным и искренним до конца, отмечу, что мне он не нужен. В Карабахе то я был всего – то пару раз за всю свою жизнь. Неделю назад у меня на лбу появился жировик, так я обо всем позабыл, для меня все было выключено, какой там еще Карабах.
Свой прыщик под мышкой нас интересует больше, чем наводнения в Уганде. Бородавка в промежности тревожит нас гораздо сильнее, чем землетрясения в Пакистане.
Это законно и нормально. Но все же, и все – таки, когда правители (и его окружение) высказываются о разрешении карабахского вопроса, есть у нас, впрочем, одно утешение, одна великая наша гордость перед народом нашим, а потому-то мы так и презираем его: это то, что он космополит и стоит на том изо всей силы, а мы – национальных убеждений, да и цель свою поставили в национализме, а стало быть, безмерно над ним возвысились.
Ну вот в этом и весь раздор наш, весь и разрыв с народом, и я прямо провозглашаю: уладь мы этот пункт, найди мы точку примирения, и разом кончилась бы вся наша рознь с народом.
А ведь этот пункт есть, ведь его найти чрезвычайно легко. Решительно повторяю, что самые даже радикальные несогласия наши в сущности один лишь мираж.
Но что же это за пункт примирения?
^Эльчин ГАСАНОВ, писатель rufinat@mail.ru
|