Б.Смирнов: Центральноазиатский газ и газовая политика: грезы и реальность. Часть 2-я 11:56 28.07.2006
Через Центральную Азию в Китай и Индию издавна проходили маршруты Великого шелкового пути из Европы. Теперь их могут повторить трубопроводы для перекачки нефти и газа, как в Европу, так и к Индийскому и Тихому океанам. Не секрет, что продолжающийся устойчивый рост цен на энергоресурсы во многом объясняется появлением новых их потребителей – Китая и Индии, чьи экономики на подъеме. Открытие и разработка неисчерпаемых запасов энергоресурсов в Каспийском регионе вновь подчеркнуло важнейшее геополитическое и значение государств Центральной Азии. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, обладая огромными запасами нефти и газа, стали объектом повышенного внимания зарубежных инвесторов. Российский "Газпром" ожидает в ближайшие годы роста прокачки узбекского и туркменского газа в северном направлении до 80 млрд кубометров с нынешних 44 млрд.
Однако не надо забывать и о том, что >сам Центральноазиатский регион становится все большим потребителем энергоресурсов. Газ нужен как для нужд стремительно растущего населения, так и вывода из затяжного кризиса экономик стран Центральной Азии, наращивания производственных мощностей инвестируемых иностранным капиталом предприятий. В этой связи, анализируя состояние добычи и реализации газа в Центральноазиатском регионе нельзя не остановиться на роли Узбекистана. Именно от его умелой газовой политики сегодня во многом зависит энергобезопасность соседних государств.
По данным экспертов Центра "Азия-Монитор" более 60% площади Узбекистана являются перспективными для добычи углеводородного сырья. Прогнозные ресурсы нефти и газа оценивается в денежном эквиваленте в сумму более 1 трлн долларов. Разведаны запасы природного на 134 месторождениях, из которых – 53 уже разрабатываются. Подготовлено к промышленному освоению 48 месторождений. Из 29 разрабатываемых нефтегазовых месторождений 11 являются конденсатными. Суммарные ресурсы природного газа Узбекистана составляют более 6,25 трлн кубометров, в том числе по промышленным категориям – 1,62 трлн кубометров.
"Узбекнефтегаз" в 2005 году добыл 59,686 млрд. кубометров природного газа, девять из которых сразу ушли по трубопроводам через Казахстан в Россию. Сегодня Газпром выступает за увеличение мощности газотранспортной системы "Средняя Азия – Центр" (САЦ) с 50 до 70 млрд кубометров. Именно российский "Газпром" сделал долгосрочный контракт и "формулу цены" условиями своих миллиардных инвестиций в узбекские проекты. С 2007 года цена газопоставки в Россию будет напрямую зависеть от мировой конъюнктуры, хотя до мая 2006 г. узбекская сторона предлагала сохранить ежегодные газовые контракты по фиксированной цене. В Узбекистане "Газпром", помимо закупок 10 млрд кубов газа в год, участвует в разработке месторождения Шахпахты в Устюртском регионе (Каракалпакия). Кроме того, компания будет закупать газ у "ЛУКОЙЛа" который разрабатывает несколько месторождений (Кандымская группа, Хаузак, Шады) с общими запасами 250 млрд. кубометров и предполагаемой добычей до 10 млрд. в год. В целом экспортный потенциал Узбекистана оценивается в 20 млрд. кубов в год, и весь этот объем "Газпром" намерен приобретать.
Россия не единственный потребитель узбекского газа. На сегодня он является главным источником тепла для многих соседних государств. На 2006 год Узбекистан подписал договора с Таджикистаном на поставку 750 млн. кубометров, с Киргизией на те же объемы, с Казахстаном на 1,2 млрд кубометров по цене 55 долларов США. А поскольку такие договоренности уточняются и дополняются в течение года, то общие поставки газа соседям составляют за год около 5 млрд кубометров. Ранее, в течение нескольких последних лет они закупали газ у Узбекистана по цене 42 долл. за тысячу кубометров.
Казахстан все последние годы демонстрировал хорошую динамику роста добычи газа, доведя его до 20,5 млрд. кубометров, в том числе природного - 11,5 млрд. куб. м. Пользуясь своим монопольным положением на трубопроводном транспорте, казахские транспортники покупают газ у производителей фактически по себестоимости (по некоторым данным, не более 20 долларов за тысячу кубов), обогащаясь на его перепродажах. Из-за более близкого расположения казахстанских месторождений к Европе казахстанский газ для конечного потребителя дешевле узбекского и туркменского. Казахстан сможет замещать России, как минимум, треть туркменского газа. Астана в 2008 году намерена добыть до 40 млрд. кубов, из которых более половины пойдет на экспорт.
На 2006 год узбекские поставки в Казахстан были определены в 1,6 млрд кубометров газа, стоимостью 88 млн долларов. Представители "Узбекнефтегаза" неоднократно подчеркивали, что при своевременной оплате, всегда имеются возможности для увеличения поставок. Этот газ использовался в основном как топливо для Жамбылской ГРЭС, обеспечивающей электроэнергией южные регионы Казахстана в зимний период.
Потребности Таджикистана превышают 2 млрд кубометров в год. В 2006 году объем импорта природного газа из Узбекистана достиг 750 млн кубометров, что составило 31,5 млн долларов. АК "Узтрансгаз" в последние годы осуществлял поставки природного газа в Таджикистан по смешенной схеме финансирования – порядка 60% объема поставлялось в счет оплаты за транзит по трубопроводам через таджикскую территорию, остальная часть – по 100%-й предоплате.
По мнению экспертов Всемирного банка, Узбекистану давно было необходимо отказаться от бартерных контрактов с Кыргызстаном и Таджикистаном и перейти на коммерческие соглашения на основе долгосрочных контрактов. По их подсчетам из-за низких цен на энергоносители, отсутствие финансовой дисциплины и эксплуатационной неэффективности энергетическая отрасль Узбекистана не дополучала со своих партнеров около 2,4 млрд долларов в год. Конечно, можно было бы, по примеру Сапармурада Ниязова, запросить за газ более высокую цену. Но потянет ли разоренное гражданскими неурядицами население соседних стран дополнительные расходы? Ведь и в прежние годы их газовые службы не могли взыскать плату с 70% потребителей. И, судя по плачевному состоянию экономики, повышения кредитоспособности таджикских и киргизских граждан в ближайшее время не ожидается.
Между тем большая часть добываемого в Узбекистане газа, около 45 млрд. кубометров, используется внутри страны. Население растет, на рынок труды каждый год приходят сотни тысяч новых рабочих рук. Встает вопрос: а целесообразно ли поддерживать в полуживом состоянии дешевыми поставками газа экономики соседних государств, когда его сегодня все больше требуется для собственных нужд?
Можно, конечно, используя мировую конъюнктуру, пойти по самому легкому пути. Наращивая добычу и сокращая потребление внутри страны резко увеличить экспорт дешевого газа, пополнив тем самым государственный бюджет и слегка повысив уровень жизни населения. Но можно и по другому. Газ – это тот клад, который можно добыть и использовать только один раз. Так стоит ли узбекам и дальше бездумно качать его, благодетельствуя не слишком благодарных соседей и обогащая российских олигархов. Ведь можно и не торопиться, оставив запас для будущих поколений. Которые, без сомнения, будут экономически грамотнее нынешнего и распорядятся им с большей пользой, положив в основу развития крепкой процветающей экономики.
^Бориc СМИРНОВ, borya_smirnov@mail.ru
|