Н.Туляганова: Секс-туризм и Узбекистан – коэффициент совместимости 11:51 30.07.2006
Есть много гипотез причин возникновения и развития проституции как социального явления. Одно объяснение связывает распространение проституции с бедностью. В больших городах с большими массами населения проституцию стимулирует бедность и трудность для женщин получить средства к существованию иными путями, а также исторически сложившееся "бесправие женщин" по сравнению с мужчинами. В этом случае, сравнивая степень распространенности проституции в разных странах, надо учитывать наряду со средним уровнем доходов в стране наличие или отсутствие патриархальных традиций (особенно, религиозных запретов). Там, где у женщин мало иных возможностей заработать на жизнь, проституция нередко становится для них чуть ли не единственной возможностью выжить. Это объясняет сравнительно высокий уровень проституции в странах Латинской Америки и в юго-восточной Азии. Ситуация, однако, меняется, если в стране господствуют строгие патриархальные или религиозные нормы, регламентирующие поведение женщин, такая картина наблюдается в исламских странах, в частности в Узбекистане, где, несмотря на низкий уровень жизни, уровень проституции относительно низок. В более богатых странах у женщин меньше экономических стимулов заниматься проституцией, зато у мужчин там больше возможностей покупать платный секс. Поэтому в развитых странах проституция тоже получает широкое распространение, но занимаются ею в значительной степени не коренные граждане, а мигранты.
Но, чтобы понять причины развития проституции, следует обращать внимание не только на проституток, но и на их клиентов. Ведь развитие любых услуг зависит как от предложения, так и от спроса. Сексуальная активность мужчин в среднем сильнее, чем у женщин, они более раскрепощены, более склонны добиваться исполнения своих желаний. Эти гендерные факторы практически в любом обществе создают спрос на сексуальные услуги именно для мужчин. По мере раскрепощения женщин они тоже начинают предъявлять спрос на сексуальные услуги, хотя и в гораздо меньшем масштабе. Итак, что же заставляет мужчин прибегать к услугам проституток, давая, таким образом, толчок для развития этой профессии. В странах с более спокойным отношением к любовным связям вне семьи это просто желание изведать чего-то нового, сексуальная неудовлетворенность. В закрытых обществах, таких как Узбекистан, Грузия, Армения, общественно запрещены легкие любовные связи, поэтому мужчины отправляются на поиски платной любви.
Контраст между строгими ограничениями на проституцию в одних странах (в основном это страны Западной Европы) и фактической ее легальностью в других (чаще всего это восточные страны, исключая исламские) привел к развитию секс-туризма. Широко распространены организованные секс-туры для европейцев и американцев в такие страны как Таиланд, Южная Корея, Филиппины, Шри-Ланка, страны Латинской Америки и Восточной Европы. В основном во многих странах, где не легализована проституция, доходы от секс-туризма идут в теневую экономику, но некоторые страны начинают предпринимать определенные шаги по легализации. Наиболее известен опыт легализации проституции в Нидерландах (с 2000 здесь разрешено открывать публичные дома), где официально зарегистрированные проститутки имеют все гражданские права и получают социальные пособия, как любые другие работники. В первые годы 21 в. доходы от секс-индустрии составляли примерно 5% национальной экономики Нидерландов. С 2002 проституция узаконена в Германии, где она легальна для граждан Европейского Союза, но запрещена для граждан других стран. Меры по легализации проституции осуществлены и в ряде других стран – в Швейцарии, Италии, Венгрии, Новой Зеландии, Австралии.
Какова же вероятность того, что секс-туризм сможет легально развиваться в странах, где большая часть населения исповедует ислам? Возьмем для сравнения Киргизию и Узбекистан. Обе страны мусульманские, но в Киргизии религиозные традиции не так сильны, как в Узбекистане, вследствие этого там уже началось развитие секс-туризма. По телевизору показывают порнографию, проститутки стоят круглосуточно вдоль всех улиц, сауны на каждом шагу, газеты полны объявлений, даже в ресторанах есть специальные комнаты для плотских утех с ложем и душем. Почти ничего такого невозможно встретить в Узбекистане, наоборот здесь наблюдается строгая цензура фильмов, показываемых по телевидению, в газетах нет похожих объявлений. Конечно в Узбекистане так же есть проституция но она развивается медленными темпами и не так открыто, все тщательно скрывается. Как выход из положения здесь >обычным явлением считается существование второй жены, которая по сути выполняет роль личной и постоянной проститутки, так как с точки зрения закона двоеженство запрещено.
Из всего выше сказано можно сделать вывод что легальное развитие секс-туризма в Узбекистане очень маловероятно, да и нелегально весь этот процесс будет происходить довольно сложно ввиду того, что слишком сильны религиозные запреты в этой стране. А пока стоит обратить внимание на развитие других видов туризма – культурный туризм, экотуризм, дикий отдых. Как справедливо отмечают многие туристы, побывавшие в Узбекистане, есть многие мелочи которые сливаясь преобразуются в большое препятствие развитию туризма – сложность таможенного контроля, необустроенность и грязь внутри самих исторических памятников, неразвитая транспортная инфраструктура и коррумпированность многих чиновников и служащих силовых структур. Лично с моей точки зрения развитие секс-туризма в Узбекистане невозможно да и не нужно. Ведь женщины могут зарабатывать себе на жизнь не только телом. Что же можно сделать? Для начала вовлекать все больше и больше женщин в образовательную сферу, предоставлять льготы, создавать гранты. Попытаться искоренить высокий уровень скептицизма и предубежденности по отношению к женщинам, которые ставят себя на один уровень с мужчинами в профессиональном смысле.
^Назира Туляганова, Tulaganova_n@mail.ru
|