А.Ризаев: Проблемы и перспективы развития гражданского общества в Узбекистане 01:41 21.08.2006
Гражданское общество является как условием, так и продуктом сильного современного государства. Развитое и зрелое государство в собственных интересах и в интересах создания доминирующей системы социальной обеспеченности развивает и усиливает гражданское общество. Гражданское общество формируется и укрепляется по мере появления, увеличения и упрочения свойственных его структуре элементов, возникающих в форме негосударственных некоммерческих организаций, созданных по инициативе самих граждан, "снизу", на добровольной основе в соответствии с интересами, склонностями и устремлениями. ННО – неправительственная некоммерческая организация. Понятие, быстро внедряющееся в нашу жизнь, но в то же время не столь понятное для многих людей. Люди часто не стараются понять, откуда произошло то, что они имеют. Мы не задумываемся над тем, откуда течет река возле нашего дома, кому принадлежит роль в формировании нашего мнения, какие факторы формируют наш взгляд на мир. Мы привыкли воспринимать все как есть, исходить из уже сложившихся обстоятельств. Ключевая роль, в первую очередь, состоит в выдвижении первичных идей, в собственной постановке вопроса, что в дальнейшем уже толкает на поиски решения этих задач. Ценность ННО и состоит в том, что они видят то, чего не видят и не хотят видеть другие. Они концентрируют внимание общественности на наличие проблемы, активизируют общественность на принятие мер, направленных на решение данных вопросов. Что касается роли ННО, в решении конкретных политических, экономических, социальных вопросов, то необходимо заранее понимать, что все эти сферы взаимосвязаны. Решая вопросы материнской смертности и репродуктивного здоровья женщин, борясь за здоровое поколение, мы решаем социальные проблемы, которые ведут к улучшению показателей экономических роста. И конечно, это не может не найти своего политического отражения, тем более, что политика государства всегда базируется на экономических возможностях, которые в свою очередь находятся в прямой зависимости от социального благополучия страны в целом. ННО поднимает само общество для решения своих проблемами, дает пищу для размышления, выделяет средства для реализации общих идей в жизнь.
Хотелось бы отметить роль ННО, являющихся центральной частью гражданского общества в процессах развития. Со времени окончания второй мировой войны количество ННО в мире значительно увеличилось, и они заняли довольно обширную нишу в обществе. Средства, поступающие в ННО, существенно увеличились и продолжают расти. При этом ННО развитых стран могут предоставлять услуги группам населения в своих собственных странах и (или) помогать в реализации программ по развитию в других странах, поддерживая местные ННО и государство. В развивающихся странах ННО в основном создаются для предоставления услуг определенным группам населения. Их целевой группой могут быть люди, проживающие в определенной местности и представляющие какую-то социальную группу ("уязвимые", "бедные") или подвергающиеся некоторым формам дискриминации (женщины, этнические меньшинства, дети и т.д.).
Проблем намного больше, чем тех, кто пытается их решить, поэтому, наряду с государственными структурами, должен работать кто-то еще, чьи действия основаны на своей независимости в принятии решения, широте охвата проблемы и больших потенциальных возможностях. Именно третий сектор – неправительственные организации доказали свою силу в общественных изменениях. Во многих странах, где более мощно развита сеть неправительственных учреждений, большая часть изменений, конструктивных мер принимающихся и происходящих в стране приходится на деятельность неправительственных организаций. Во всех сферах – народном хозяйстве, социальной сфере, медицине и здравоохранении, образовании и науке, экологии, мы можем выделить общественные изменения, вызванные деятельностью неправительственных организаций. Что касается проблем развития ННО в Узбекистане, то проблема здесь мультифакторна. У многих ННО, функционирующих в Узбекистане, неважно каких именно, просто-напросто, очень "скудные" идеи, они имеют средства, но бедны идеями по преобразованию и решению проблем. Но есть еще одна не менее важная предпосылка для образования и деятельности ННО. На Востоке, где мудрость старшего всегда была в почете, стало традиционным и является отличительной особенностью узбекского менталитета, многовековым его достоянием и ценностью решение важных социально-экономических проблем в духе коллективизма, в кругу соседей по махалле, с участием представителей всех слоев населения.
>Что такое современная узбекская махалля? Для нынешних узбеков она означает нечто большее, чем понятие коллектива. Это – законодательно закрепленный орган самоуправления граждан во главе с руководителем – аксакалом, который избирается самими людьми и имеет большую власть не только с материальной точки зрения, но и с точки зрения влияния, обустройства семьи и устройства различных, так сказать, межличностных, межчеловеческих отношений.
Никакая другая государственная или общественная структура не может фактически сравниться с махаллей - здесь есть мощное общественное мнение, справедливость. Каждое общество – уникально по своему устройству, истории, оно имеет свои взгляды на ситуацию, имеет свои способы решения. Всему этому нужно уделять большее внимание. Каждый вопрос должен обсуждаться специалистами, компетентными в данной области людьми, знающими менталитет, особенности фокусной группы. Уделение должного внимания особенностям, традициям, обычаям приведет к ожидаемому результату. Именно пренебрежение подобными явлениями, приводит часто к невостребованности в ННО. Сила ННО проявляется в независимости от государственных структур, в самоуправленческой деятельности, направленной на выполнение поставленных задач, однако эта автономность является и их слабой стороной, так как голос их единичен и не всегда может быть услышанным. На сегодняшний день проблемы развития ННО имеются, но они преодолимы и можно отнести их к субъективным. Например, имеется проблема, тормозящая развитие ННО - это слабое взаимодействие с государственными структурами власти и управления. Причина этого отсутствие должной инициативы направленной на сотрудничество, в результате чего сотни ННО, так и не сумев развиться, сворачивают свою деятельность. Еще одна существенная проблема - это недостаток финансовых средств, затрудняющих реализацию многих, особенно общественно-массовых инициатив. Недостаточность государственной поддержки в виде социальных заказов, не дает возможности ННО зарабатывать средства самим, существуют также проблемы финансовой зависимости многих ННО от международных грантодателей. Как это ни грустно, но именно из-за этого имели место негативные факторы, связанные с попытками деструктивных сил создать подрывную сеть в Узбекистане. Эти силы прочувствовали веяние демократических преобразований, наметившиеся в Республике Узбекистан и попытались и продолжают пытаться влиять на умы не совсем сознательных граждан. Сегодня международному сообществу пытаются навязать правила, при которых решение глобальных проблем подчинено интересам одной мировой державы, которая вводит молодежь в заблуждение, ловко расставляя свои грязные сети, используя подкуп и беспочвенные обещания, через своих ставленников, действующих под видом ННО, доброхотов-одиночек. Любое общество всегда осуждало людей, для которых получение прибыли не соотносится с нормами общепринятой морали. "Деньги не пахнут" - говорил один Римский император. Подобны ему и некоторые ННО, получающие деньги от западных спонсоров. Они не чувствуют, что эти деньги диктуют им чужие цели. Они не чувствуют ответственности перед обществом, а ведь зло наказуемо и не может бесконечно продолжаться. На сегодняшний день защита узбекского или иного народа от нивелирующих и экспансионистских воздействий привносимых извне является важнейшей стратегической задачей не только государства, но и всех институтов гражданского общества. Это и есть ответ узбекского народа деструктивным силам, сладкоголосым доброжелателям, разъедающим дух нации, единственная цель которых – обезличить народ Узбекистана, навязав ему свои псевдоценности и стандарты. Раскрывая вопрос о роли ННО в развитии гражданского общества в Узбекистане, следует отметить, что на сегодняшний день не все зарубежные ННО выполняют свои функции в соответствии со своими уставами. Подтверждая вышеуказанное, следует обратить внимание на следующие случаи политизации тех или иных вопросов общества. Например, в приостановленной на сегодняшний день деятельности представительства в Узбекистане "Urban Institute" основное внимание уделялось товариществам собственников жилья. Позиция представительства была скрытой: сравнение позитивного опыта коммунальной реформы с опытом переходным стран, выявление ошибок и недостатков, советы "по взаимодействию с властями" - и все для того, чтобы убедить жителя махалли в неумении и, может быть, нежелании государства эту самую реформу до конца проводить. Иностранные структуры вообще преуспевали в политизации любого, даже безобидного вопроса. Кроме того, к вышеупомянутому можно добавить, такую организацию как "Winrock International USA" ("Винрок Интернейшнл"). Созданная и зарегистрированная в 1994 году "Винрок Интернейшнл" под названием "Фермер фермеру", как видно из официальных документов, действовала в Республике Узбекистан в рамках содружества под эгидой USAID. Согласно программе, эта организация брала на себя обязательства содействовать в повышении плодородия, с помощью волонтеров налаживать маркетинговые операции, совместными усилиями создать ассоциацию водопользователей. Однако, под видом помощи женщинам, представительство "Винрок Интернейшнл" с 1999 по 2003 года приступило к осуществлению программы "Интегрированное просвещение юридических прав женщин в Узбекистане". В рамках данной программы были подготовлены 108 профессиональных тренеров и проведены с их помощью различные семинары. Особое внимание было обращено к женщинам и молодежи. На эти мероприятия было потрачено 183 тысячи долларов США. С участием 350 активистов и отдельных руководящих лиц проводились региональные форумы, посвященные правам женщин в Узбекистане. Самое интересное в том, что на эти тренинги привлекались эксперты из Украины и Кыргызстана: отобранные 59 женщин для изучения прав человека были отправлены в командировку в Россию и Украину и оплачены их материальные затраты. Но среди них не было ни одной женщины имевшей хоть какое-то отношение к сельскому хозяйству. Помимо этого господа, аккредитованные в "Винрок Интернейшнл", по собственной инициативе, вопреки закону, опубликовали целую серию брошюр на русском языке "Мои права" (тиражом 1500 экземпляров) и "Менинг хукукларим" на узбекском языке тиражом 4500 экземпляров; "Ислом ва аел" ("Ислам и женщина") – 300 экземпляров, "Махаллий конуний химоя" ("Местная правовая защита") – 150 экземпляров, а также "Аеллар фукаролик жамиятининг кўтарилиши" ("Женщины – развитие гражданского общества"). И эти все издания успели распространить. В Агентстве по печати и средств массовой информации утверждают, что "Винрок Интернейшнл" издал эти книги без надлежащей лицензии, а печатную продукцию распространял среди населения. Следует отметить, что, изучая деятельность "Винрок Интернейшнл", или многих других зарубежных ННО функционирующих в Республике Узбекистан, можно убедиться: "не все пальцы руки одинаковы". Возьмем, например, японскую Джайку, южнокорейскую КОИКА. Эти корпорации действуют во многих странах мира, в том числе и в Узбекистане. Почему в их адрес не были слышны критические замечания? Да потому, что они не маскируют свои деяния под розовую вуаль. Свои чистые помыслы не мутит лицемерием, а добиваются взаимных признаний и авторитета.
^Ахмад РИЗАЕВ, akhmadrizaev@rambler.ru
|