Б.Мусаев: Многие тебе лета, Нью-Тамерлан (И.Каримов)! Заметки социолога. Ч. 1-я 01:22 03.09.2006
МНОГИЕ ТЕБЕ ЛЕТА, НЬЮ-ТАМЕРЛАН! Заметки социолога.
>15 лет вместе с И. Каримовым шагают узбекистанцы в направлении к пресловутому "государству с великим будущим". В действительности же, смотря прямо в глаза суровой правде жизни, фактам, событиям - тому, что наблюдается в стране на протяжении последних полутора десятка лет, надо честно признаться: реальность расходится с риторическим набором слов красноречивого президента. Вот и 31 августа с.г. на традиционном театрализованном представлении в Ташкенте по случаю празднования Дня Независимости на площади национального парка имени Алишера Навои громко и волнительно произносилось, пелось: Узбекистан, Родина, Любовь… Сидел я перед телеэкраном и слушал, зрел все происходящее там, на площади: не Пир ли это во Время Чумы?
Хотел бы надеяться, что мои нижеследующие суждения в тезисном изложении являют собой, если не откровения, то, по меньшей мере, больше, чем отражение элементарной социальной рефлексии.
1.Словно заклинание, талдычат день-деньской, толкуют из года в год о Независимости. Если, подумать, что она представляет сегодня для каждого узбекистанца, то ясно осознаешь: зачем разглагольствовать о ней и о Свободе, когда с неослабевающей активностью и размахом действуют брутальные структуры страны, осуществляя установку "вправлять мозги", на поток поставлена работа судов и наполнены тюрьмы?
2. Безусловно, нет недостатка в монологах главы государства с недосягаемо высоких трибун, преподносимых пропагандой за диалог вождя с народом, где он бесконечно много говорит об уважении к человеку, укреплении его веры в Закон и в Бога, а значит в себя, соблюдении чести и достоинства каждого. Но чего они стоят, эти слова о Великой Истории, славных Традициях и Духовном Наследии, "счастья созидания", возрождения Нации с ее Самосознанием, Гордости и Воле народа? Они никчемны и пусты, если подумать о том, что они произносятся на фоне того, когда уделом абсолютного числа соотечественников стала нищета и деградация во всех смыслах, а власть предержащие возвели в ранг государственной политики насилие и ложь.
3.Допустим, мир наш не без людей с верой в себя да в Бога и еще в кое - кого. Так будет ли толк от этого?
В русле размышлений о том, что дает таковым людям, особенно с доминированием веры в кое - кого, изначально готовых быть обманутыми в силу массовой деформации мышления, например, на мой взгляд, проявляемой в принятии мифологемы "очень светлого будущего", я получил неожиданно импульс, вспомнив о моем приятеле - свободном художнике Вячеславе Ахунове, довольно известном в мире искусства. Он, между прочим, впервые в Узбекистане, начиная с 1980-х гг., является автором ряда актуальных перформансов.
Информация для сведения. В книге "Терминологический словарь. Аполлон" отмечается, что перформанс - современный вид искусства, одна из разновидностей акционизма, возникшая в авангардистких движениях 1960-х годов (см. указ. соч. М. 1997,с.442).
Очевидность актуальности названного вида искусства в форме небольшого театрального представления не вызывает сомнения. Вячеславу Ахунову, как создателю перформанса, представляемому им самим под названием "ЧЕЛОВЕК-КОМПАС", приходится бывать часто за рубежом. И где бы он ни выставлял свои работы, всюду появляется, как и здесь в Ташкенте, с несколькими компасами на запястьях рук и подвешенными на шею. Когда в удивлении, окружающие спрашивают художника: "Вы боитесь заблудиться?", он отвечает следующим образом. "Просто я запутался, так как наш главный менеджер страны (то бишь И. Каримов - примеч. автора) неоднократно менял курс своего корабля. С самого начала, помнится, брали направление на Голландию.
Затем увлеклись моделью Китая. В дальнейшем поменяли курс на Турцию, а затем на Южную Корею, США, теперь на Россию, экономический и политический курс которой, как мы помним, в течении многих лет неистово предавалась анафеме, а книги на русском языке в массовом порядке изымались из городских и сельских библиотек для размывания на оберточную бумагу в бетонных водоемах Уз.,Бума+ Мне все это изрядно надоело и я решил выбрать свой, индивидуальный, собственный курс, таким образом не идентифицируя свои личностный, приватно взятый курс с часто меняющимися курсами, декларируемыми "большим капитаном" государственной политики и экономики. Ведь не испорченный компас показывает только в одну сторону! Чтобы подстраховаться, я ВСЕГДА ношу на себе несколько компасов".
Наш комментарий.
Не надо иметь большого ума, а открыть глаза, чтобы за внешней формой парадоксальности поведения художника увидеть адекватное содержание и сделать соответствующий вывод. Он заключается в том, что следовало бы проявить здравомыслие и попытаться приобрести компас, который показывает только в одну сторону. Разумеется, можно пуститься в пространные рассуждения об обстоятельствах, о времени и о судьбе политика в целях понимания и объяснения ситуации. Но достаточно указать лишь на ее абсурдность. Ведь, плывут неведомо куда пассажиры, околпаченные, скажем так, незадачливым капитаном, который лихорадочно мечется, показывая своими телодвижениями, что он якобы ищет верный курс. Подумалось: по всем признакам судно это и вся команда, один к одному напоминают "Корабль Дураков". Да, именно того самого корабля - творения Себастиана Бранта. Прошло более 500 лет (1494г.) с тех пор, как погрузил немецкий поэт ватагу неугомонных дураков и отправил их в страну Глупости - Глупландию. Сдается мне, они и до сих пор в пути. Много воды утекло с тех пор. Но в природе повторяется многое.
Хотя, наступило другое время, перед нами другая страна и иные люди. Все же… "И плывет корабль". Абсурдность ситуации в нашем случае пополнилась новыми составляющими элементами при сохранении неистребимых черт дураков. Дураки, ведь, они везде надежные дураки. И в Узбекистане им также присущи дурные манеры, они сеют раздоры, остаются глупцами, глупцы не признают себя глупцами, проявляют безрассудство, самодовольство и самонадеянность, демонстрируют торжествующее корыстолюбие, зависть и злобу, продолжают наушничать друг на друга.
Вернемся к абсурдности. Если имя кораблю "Узбекистан", то теперь в самый раз крепко озадачиться: может ли он двигаться в определенном направлении? Вопрос законный, например, я отчетливо ощущаю и осознаю: корабль стоит на месте, не в силах преодолеть мель и по определению не способен идти вперед, ибо "большой капитан" не способен сообразить где находиться двигатель корабля и как его привести в действие.
Мы сели на мель прошлого с названием "посткоммунистические традиции". Что же капитан? А он, как принято (тем более человеку с непомерными амбициями), при плохой игре делает хорошую мину, стремясь хороводить пассажирами. Впрочем, пока небезуспешно, ибо одни, в томительном ожидании обещанного, т. е. достижения берегов "очень светлого будущего", время от времени подбадривая себя, взирая на верхнею палубу ВИП с нижней, некомфортной палубы, предназначенной для маргиналов, дружно кричат: "Да Здравствует Узбекистан!, другие, прирученные и прикормленные с "барского" стола, уже ощутили себя в этом пресловутом "светлом будущем", что же касается третьих, то для этих "отщепенцев", несогласных ни с теми, ни с другими, устроен и действует прекрасно отлаженный судовой карцер.
Продолжение следует.
^Баходыр МУСАЕВ musaev61@yahoo.com 1 -2 сентября 2006 г. Ташкент.
|