Б.Мусаев: Многие лета тебе, Нью-Тамерлан (И.Каримов)! Заметки социолога. Ч. 3-я 10:19 07.09.2006
МНОГИЕ ТЕБЕ ЛЕТА, НЬЮ-ТАМЕРЛАН! Заметки социолога. Ч.3-я.
Прежде чем высказать следующее суждение, хотел бы покаяться перед моим читателем. Избранная мной карнавальная трактовка наблюдаемых явлений не совсем адекватно изображает (отражает) действительность. В самом деле, использование карнавальных элементов в моих рассуждениях, думаю, были не оправданы, так как жизнь в наших условиях, национальные особенности, включая менталитет и, вся царящая социально – психологическая атмосфера в Узбекистане исключают карнавал. Мы не были причастны к карнавальным действам, не жили с карнавальным мироощущением. Существующий же сегодня политический режим и соответственно вертикаль власти абсолютно не допускают и не допустят в жизни карнавала, то есть, такого зрелища, где нет иерархичности и нет разделения на исполнителей и зрителей. Яркий пример тому театрализованное представление в День Независимости на площади национального парка имени А. Навои, где все (артисты, группы поддержки на трибунах – молодежь, в т. ч. чиновники и др.) активно разыгрывают спектакль Всенародного Ликования, безоглядной Любви, Преданности президенту и его ближайшему окружению, которые выступают в роли зрителей. Они (Он) и есть, если не божество и идолы, но, безусловно, больше чем вчерашние Генсеки и члены Политбюро страны Советов. Я бы сказал: это зрелище на названной площади больше напоминает своего рода экзальтированный обряд или мистерию.
Информация для сведения. Мистерия, средневековая драма на библейские темы, сопровождающиеся интермедиями. (см. С Ожегов Словарь русского языка. М. 1990, с357). В другом источнике сообщается: Мистерия, жанр ср-век, зап.- европ. Религ. Театра. В представлениях Мистерии (на площадях городов) религ. Сцены чередовались с интермедиями – вставными комедийно- бытовыми эпизодами. (см. Советский Энциклопедический Словарь. М. 1980, с 822).
Комментарий автора. >Жизнь народа Узбекистана в реальности есть драма. Она является мистерией в кавычках. То есть, например, если взять площадь в День Независимости, где и когда происходит разыгрывание написанного сценария, по которому жизнь наша – драма, точнее трагическое настоящее народа перевернуто с ног на голову, то это и есть наглядное представление о том, что такое "мистерия". В стране из года в год, если глаза умеют видеть и уши слышать, то наблюдаешь процессы обвального падения уровня жизни, роста безработицы и соответственно абсолютной нищеты. Зато на другом полюсе общества малая могучая кучка "друзей народа" творит произвол, разворовывает национальные богатства, занимается коррупцией, бесконтрольно распоряжается инвестициями. Все это происходит под фанфарные пошлости государственных СМИ, соловьем заливающихся воспеванием несуществующего, то бишь о достижениях страны, динамично продвигающихся вперед по пути прогресса под мудрым руководством "юрт боши", главного архитектора…, неуклонно повышающемся благосостоянии народа, об атмосфере приподнятости и оптимизма в обществе, что будто они именно составляют стержневую основу массовых социальных настроений. Примечательно, что в этом им подпевают и армия обществоведов из научных и учебных учреждений, вчерашние партработники – маэстро разговорного жанра, др. (несть им числа). Словом, как у нас говорят на Востоке: когда поет соловей, другие птицы тоже не молчат.
Днями, будучи в гостях у приятеля, который вернулся из Москвы, я листал страницы одного из последних номеров, привезенного им сатирического журнала "Крокодил". И обратил внимание на статью (не помню ее название и автора), где с издевкой пишется о поисках национальной идеи и, в частности, о том, что, на его взгляд, национальная идея России – это не дать ее гражданам замерзнуть во время зимы. Сопоставляя данную дельную мысль русского журналиста с нашей мнимой национальной идеей, точнее, мифологемой о "Государстве с Великим Будущим", наверное, к месту было бы сказать: национальная идея Узбекистана заключается в том, чтобы не дать вымереть основной массе населения, ибо не с кого правительству Узбекистана будет брать налоги и вообще.. Однако, пора переходить к очередному суждению . 5. Исходя из вышеизложенных соображений о предпочтительности взгляда на нашу жизнь с позиций "мистерии", нежели ее карнавальной трактовки, я подчеркнул бы необходимость перестать именовать президента "большой капитан" и т.п. Тем более, следует учитывать, что речь идет о личности, который обозначил, вернее, сотворил идею – мечту "о очень светлом будущем" и занят столько лет воплощением ее в жизнь. Пусть она, эта мечта с каждым годом остается за горизонтом видимости, но факт, что названная идея остается самым ценным активом народа Узбекистана. По существу у нас есть веские основания называть президента не "большим капитаном", или устаревшими расхожими понятиями типа "кормчий", а ГЛАВНЫЙ МЕНЕДЖЕР СТРАНЫ КАРИМОВ. В дальнейшем мы для удобства будем его называть Г.М.С.К.
Продолжение следует.
^Баходыр МУСАЕВ, musaev61@yahoo.com
6 сентября 2006г. Ташкент
|