Б.Абдуллаев: О критике и критиках Запада и Узбекистана 03:26 18.10.2006
Общие раздражители недругов, или О критике и критиках Запада и Узбекистана
"Говорите правду, даже если это во вред вам!" Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
Любой человек, считающий себя верующим или же просто честным, согласится с приведенным выше хадисом. Потому что говорить правду только тогда, когда это приносит пользу или хотя бы не приносит вреда, означает умалчивать правду в тех случаях, когда это невыгодно или опасно для благополучия, здоровья, жизни. А последнее – умалчивание правды - приводит к тому, что ложь начинает постепенно побеждать и тмить правду, что неминуемо ведет к торжеству несправедливости в обыденной жизни. Несправедливость стимулирует недовольство и гнев людей. А гнев, как известно, стоит на пороге беспорядка и даже крови.
Как видно, в начале этой цепи стоит правда. Малейшее отклонение от правды – ложь, фундамент несправедливости. Поэтому первыми шагами врагов справедливости на пути к торжеству несправедливости являются борьба против правдивого слова. История любой диктатуры свидетельствует о том, что борьба против справедливости начинается с борьбы против истины, свободы слова и критики.
Здесь особое место занимает критика. У человечества есть общие понятия добра и зла, правды и лжи, справедливости и несправедливости, сформировавшиеся испокон веков посредством религий, литературы и др. Люди исходят именно из этих понятий, когда хвалят или критикуют друг друга. Иначе говоря, эти общечеловеческие понятия являются своеобразным критерием при оценке действий людей, правительств и государств.
Как и в далеком прошлом, так и сейчас мало людей, спокойно воспринимающих критику в свой адрес. Абсолютное большинство людей чувствует себя ущемленным, когда кто-то говорит неладное в их адрес. Однако критика нужна, нравится она кому-то или нет.
Критика – это стимул к реформам, изменениям в лучшую сторону. Поэтому люди, критикующие кого-то или что-то, на самом деле хотят изменений в лучшую сторону в этом человеке или в этой сфере.
В XIX веке чиновники царской России считали русских писателей, которые критиковали страну, людьми, злорадствующими над бедами Руси. Однако потом выяснилось, что писатели "ругали" свою страну, свой народ только из-за того, что желали им достойную жизнь.
Такую же картину можно наблюдать, полистав историю нынешнего Узбекистана. Если царская Россия сажала в тюрьмы своих критиков, то ханы и падишахи, правившие на территории нынешнего Узбекистана, убивали таких людей. Почти все великие узбекские мыслители, переживавшие за судьбу узбекского народа и критиковавшие местных правителей, были или изгнаны, или повешены, или казнены. Боборахим Машраб, Алишер Навои, Абдулхамид Чулпон, Абдулла Кадыри, Абдурауф Фитрат…
К сожалению, практика наказания критиков продолжается и по сей день. После прошлогодних событий в Андижане узбекские журналисты иностранных и независимых СМИ, а также правозащитники вынуждены были покинуть Узбекистан, чтобы уберечь себя от возможных преследований. Некоторые журналисты и правозащитники, не успевшие или не захотевшие покинуть Узбекистан, были посажены в тюрьму.
После андижанских событий власти страны начали активную пропагандистскую кампанию против них. Местная пресса, управляемая государственной машиной, начала обвинять их в "пособничестве Западу, желающему зла процветающему Узбекистану". Местные власти считают критически настроенных журналистов и правозащитников "людьми, продавшимся Америке и американскому доллару".
Среди таких "продажных" есть журналисты и правозащитники, которые когда-то (когда правительства США и Узбекистана были стратегическими партнерами) критиковали США за двойные стандарты. Самое интересное в том, что тогда эти люди, попавшие в черные списки узбекских властей, попали и в списки "недоброжелателей США".
Помню рассказ известного узбекского правозащитника Талиба Якубова о том, как в эфире иранского радио "Мешхед" он раскритиковал политику США в отношении Афганистана и Ирака. "После этого интервью меня вызвал к себе тогдашний посол США в Узбекистане Джон Хербст и попросил объяснений, почему я подверг критике Белый дом", - говорил Талиб Якубов. Меня не удивил рассказ Талиба Якубова, так как я по своему опыту знал, что американцы тоже не радуются критике.
После того, как руководство радио "Озодлик" без каких-либо оснований и объяснений уволило меня с радио, я написал открытое письмо руководству радиостанции. В нем я критиковал несправедливость на радио "Озодлик" и вообще недемократические порядки в американских организациях. Мое открытое письмо было размещено во многих веб сайтах.
После этого обращения некоторые мои коллеги-журналисты из зарубежных СМИ вынесли вердикт, что это открытое письмо было написано мной по заказу узбекских спецслужб, желающих очернить западные организации. Сначала я не обращал внимания на такие мнения.
Но потом я понял, насколько серьезны такие ярлыки, придуманные моими же коллегами. Впоследствии я начал чувствовать холодное отношение зарубежных, особенно американских организаций. Тогда я понял, что американцы тоже имеют свои черные списки, куда включают инициалы людей, так или иначе подвергших критике политику правительства США и американских организаций.
Оказалось так, что критика не нравится не только нашим узбекам, отстаивающим антидемократические порядки, но и американцам, которые по всему миру пропагандируют идеи свободы, справедливости, прав человека и демократии.
В такой ситуации я понадеялся на поддержку таких фондов, как "Евразия", "Сорос" и т.д. Я написал по 2-3 заявлений и проектов в эти фонды. Но и они отказались поддерживать наши проекты.
Один раз, >когда я в очередной раз пришел с проектом в ташкентский офис фонда Сороса, один из ответственных работников фонда нагло сказал мне: "Вы зря ходите к нам с проектами, потому что мы не сможем дать вам грант. Во-первых, вы – потенциальный заключенный. Во-вторых, по нашим проверкам, вы числитесь в списке антиамериканцев". Это ошеломило меня.
Думаю, что ташкентский фонд Сороса поступил подобным образом не только со мной, но и с другими людьми. Иначе, не было бы столько недовольства этим фондом во время ташкентского саммита Европейского банка реконструкции и развития.
Я никогда не сожалел о своем критическом открытом письме в адрес радио "Озодлик", насколько плохими ни были его последствия для меня. Впоследствии, война в Ираке показала, насколько "независимы" от своего правительства американские СМИ.
Американские журналисты, учившие нас, журналистов развивающихся стран, нейтральности и объективности, показали совсем обратное, освещая иракскую войну. Оказалось, что американская журналистика мало чем отличается от узбекской, служащей своему правительству. Об этом я говорил весной 2004 года во время Евразийского медиа форума в Алматы, где также вызвал гнев моих заокеанских коллег.
У узбеков есть пословица "Делай то, что говорит мулла, а не то, что он делает". Думаю, что нам следует делать то, чему нас учат наши Западные коллеги, а не то, что они делают на практике. Мы должны говорить правду, даже если и попадем в различные черные списки, даже если это во вред нам.
Конечно, обидно, когда ты не нравишься ни своим, ни чужим. Но это – журналистика. Другое дело - пропаганда, когда человек, называющий себя журналистом, примыкает к одной стороне, служит одному фронту.
Думаю, что такие случаи были и с другими журналистами и правозащитниками. К таким журналистам, без боязни критиковавшим и своих, и чужих, могу отнести, например, Алишера Таксанова. Этот журналист известен своей критикой не только в адрес официального Ташкента, но и Вашингтона, Тель-Авива.
Я уверен, что узбекские журналисты, работавшие на иностранные и независимые СМИ, а также правозащитники критиковали и критикуют обстановку в Узбекистане только ради того, чтобы в нашей республике народ жил лучше, чем сейчас. Не думаю, что кто-нибудь из них изливает критику только ради американского доллара.
Также считаю, что они критиковали и критикуют Запад не из-за того, что продались правительству Узбекистана, а для того, чтобы Запад сам соответствовал идеалам и принципам свободы и справедливости, которые он пропагандирует по всему миру.
^Бобомурод Абдуллаев
14 октября 2006 года, г. Ташкент, Узбекистан bobomurod@bk.ru
|