А.Ризаев: Права верующих в Узбекистане - насколько объективны оценки Госдепа США 14:14 17.11.2006
Религиозная сфера всегда была очень чувствительной стороной международных отношений. И хотя эпоха религиозных войн давно прошла, столкновения между представителями религиозных конфессий по-прежнему очень болезненны. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить сравнительно недавнюю гражданскую войну в Ливане или нынешние кровавые схватки между шиитами и суннитами в Ираке. Даже в вполне демократической Франции принимаются законы, отличающихся своей жесткой регламентацией ношения религиозных атрибутов в общественных местах. Необходимо отметить факт того, что законодательные акты, препятствующие деятельности экстремистских религиозных сект имеются во всех странах мира и, как правило, их введение способствует поддержанию взвешенных межконфессиональных отношений.
>В каждой стране имеются свои, исторически сложившиеся взаимоотношения между представителями различных религий, и попытки третьей стороны навязывать свою точку зрения в этом деликатном вопросе свою волю, как правило, только оскорбляет чувства не только верующих, но и атеистов. К сожалению, некоторые государства, претендующие на роль мировой полиции нравов, регулярно составляют список стран, где как им кажется, положение с религией не соответствует их пониманию свободы вероисповедания.
Непонятно, на основании чего США на днях включили Узбекистан в "черный список" стран, где серьезно нарушаются религиозные свободы? Или в США не в курсе об угрозе религиозного экстремизма в нашей стране? Говорить об ухудшении положения в Узбекистане верующих мусульман некорректно и даже бессмысленно. Если в период существования Союза в республике имелось всего 84 мечети, то на сегодняшний день функционируют около 2 тыс. мечетей. Создан Ташкентский Исламский Университет, функционируют около 10 медресе. Каждый желающий имеет возможность продолжить дело прославившихся на весь исламский мир центральноазиатских мыслителей и религиозных деятелей. У нас созданы все условия для самого глубокого изучения ислама и свободного выполнения его предписаний. Государством предпринимаются меры по содействию совершению паломничества для населения республики: каждый год около 5-6 тыс. верующих направляются в Мекку для совершения одного из основных обязательств в Исламе - "хадж", "умра".
В нашей стране в мире и согласии проживают представители более 130 наций и народностей, функционируют более 2000 религиозных организаций, принадлежащих к 16 конфессиям. Наверняка, американские дипломаты хорошо осведомлены о том, что Совет по делам конфессий, являющийся важным механизмом обеспечения согласия и сотрудничества представителей различных религий, действующих в республике, заявил о своевременности и актуальности вступившего в силу Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности". Поправки, внесенные в вышеуказанные нормативные акты, направлены, прежде всего, на увеличение ответственности граждан за незаконное изготовление, хранение, ввоз и распространение материалов, пропагандирующих национальную, расовую, этническую или религиозную вражду. Неужели именно это стало основой для внесения Узбекистан в "черный список"? Из-за открытости Узбекистана внешнему миру хлынули в страну целые толпы иностранных проповедников, чья реальная деятельность в корне расходится с официально декларируемыми ими целями. Тут уж законодателям поневоле приходится помогать официальному духовенству и принимать законы, защищающие простых верующих от их весьма негативного воздействия. Да, руководство Узбекистана предприняло некоторые меры в отношении миссионерских течений, замеченных в противоправной деятельности. Однако это было сделано вполне обосновано, при полном соблюдении законов Республики Узбекистан. Обидно, если в США, где очень скрупулезно относятся к соблюдению законов, не оценили в должной мере терпение и юридическую грамотность узбекских властей по отношению к правонарушителям.
Возникает даже мысль, что составлявшие список чиновники госдепартамента, проявили некомпетентность или допустили ошибку. Поэтому не будем действовать по пословице "Неприятный разговор лучше оборвать". Ведь может быть уважаемая Кондолиза Райс недовольна положением в Узбекистане представителей других религиозных конфессий? Действительно, на территории Узбекистана есть и неисламские конфессии: Русская Православная церковь, Церковь Христиан Полного Евангелия, Евангелическо-лютеранская церковь, Римско-католическая церковь, Армяно-Григорянская церковь, Корейские протестантские церкви, Общины Бахаи, Еврейские религиозные общины, Общество Сознания Кришны, Новоапостольская церковь, Библейское Общество Узбекистана и др. Но не секрет, что в публикациях в Интернете порой проскальзывает завистливая мысль о том, что неисламские религии чувствуют себя в нашей стране лучше, чем в любом христианском или буддийском государстве. Напомним страдающим короткой памятью заокеанским чиновникам, что еще совсем недавно их непосредственный начальник, бывший госсекретарь США М.Олбрайт, посетив нашу страну, и воочию увидев толерантность, и мирное сосуществование различных религий в Узбекистане заявила, что такой опыт будет рекомендован США странам Ближнего Востока. Наверное, и Кондолизе Райс, прежде чем подписывать подсунутую бумагу, стоило бы приехать в нашу страну. Двери Узбекистана всегда открыты, приходите, смотрите, беседуйте с верующими. И только тогда давайте реальную оценку!
^Ахмад Ризаев
|