О.Ханзадян: Возможно ли распространение радикального ислама в Азербайджане? 09:26 23.11.2006
Азербайджан: возможно ли распространение радикального ислама
>Ислам в Азербайджане как религия перестает быть неким фоном. Всего лишь 15 лет назад, во многом благодаря 70-летнему опыту советского прошлого, азербайджанцы весьма смутно представляли, что, значит, быть истинным верующим, хотя достаточно четко знали о своей принадлежности к шиизму. Но сегодня все изменилось, число верующих становится все больше и больше. В каждую пятницу многие столичные мечети переполняются желающими совершить молитву.
Наряду с этим наблюдается и рост роли исламского радикализма. С одним из его течений - вахабизмом в среде азербайджанского населения знакомы не понаслышке, хотя о вахабитах и их учении в стране имеются очень противоречивые сведения и мнения. В целом широко распространены взгляды, о том, что представители данного течения - это "ультрарадикальные исламисты", а также "фундаменталисты и пособники терроризма", которые пополняют свои ряды в стране лишь за счет "щедрой финансовой поддержки арабских стран". В целом, термин "вахабит" в Азербайджане имеет крайне негативный оттенок и им часто пользуются для того, чтобы очернить оппонента. Однако, такой подход "на самом деле является большим упрощением и не позволяет понять основные постулаты учения вахабитов, причину их все растущей популярности в Азербайджане и перспективы развития этого учения в стране".
Опасность этого учения состоит в том, что вахабиты, прекрасно зная Коран, интерпретируют его на свой лад, превращаясь в своего рода зомби, отказываясь даже от элементарных достижений современной цивилизации. Такие люди "во имя Аллаха" могут благословить на любое даже, самое страшное деяние.
Сегодня в Азербайджане активно действуют две религиозные группировки - радикальные вахабиты и радикальные шииты. Они создают социальную почву, позволяющую в любой момент дестабилизировать ситуацию в стране. Примечательно, что если раньше они не воспринимали друг друга, то сегодня эти два течения как бы объединили свои усилия. Предводителями этих группировок являются граждане соседних стран, засланные в Азербайджан для дестабилизации обстановки в стране. Их связывает единая цель - изменить существующую светскую власть в Азербайджане. Как отмечают некоторые азербайджанские СМИ, есть данные о финансировании этих группировок извне. Например, на сайте одного из духовных шиитских лидеров Ирака Сеида Али Гусейна Систани сообщается, что он ежемесячно выделяет более 300 тысяч долларов азербайджанским исламистам, якобы с целью религиозного обучения. Аналитики отмечают, что исламские радикальные и нетрадиционные организации в Азербайджане стали появляться с четырех направлений, которые условно можно назвать "иранское", "турецкое", "арабское" и "российское". Имеется мнение, что ряды исламистов в Азербайджане пополняются за счет членов оппозиционных партий, которые разуверились в западных ценностях и политике своих лидеров. Особенно это возникла после краха у оппозиции идеи "цветной революции". Иными словами, те люди, которые не желают мириться с провалом "оранжевой революции", теперь пытаются переориентироваться на так называемой "зеленую" - исламскую революцию.
Этому способствует также существенная активизация официальных контактов Азербайджана с мусульманским миром, в частности, с ключевыми государствами-членами ОИК. Одним из ее проявлений стало проведение в июне нынешнего года в Баку очередной сессии министров иностранных дел этой организации, а в мае здесь состоялся саммит ОЭС, участниками которой также являются мусульманские страны. Кроме того, в 2005-2006 годах Азербайджан открыл диппредставительства в нескольких исламских государствах, поощряя также открытие их посольств в Баку. В целом, руководство Азербайджана стало проводить более целенаправленную политику по распространению идей просвещенного ислама, видя в этом "профилактику" укрепления позиций радикального ислама. Большую работу в этом направлении проводит Управление мусульман Кавказа (УМК) во главе с шейхом А.Пашазаде, который, оставаясь абсолютно лояльным официальным властям, стремится максимально оградить деятельность мечетей и местных мулл от идеологического влияния отдельных зарубежных центров вахабизма и шиизма, особенно от влияния проповедников фундаментализма из Ирана. В формировании религиозной атмосферы в Азербайджане играет свою роль также огромный культурный потенциал ислама и фактор наступления его ценностей, воспринимаемых в определенных слоях азербайджанского общества в качестве "единственной альтернативы западному обществу со всеми его недостатками и проблемами".
Касаясь вопроса о росте религиозных настроений в Азербайджане, отдельные азербайджанские аналитики не видят в этом серьезной опасности. В частности, публицист Эмиль Агаев в своей работе "Ислам в Азербайджане" утверждает, что религия не может принять угрожающих форм по той причине, что это "противоречит менталитету азербайджанского народа". По его мнению, говоря о перспективах ислама в Азербайджане, нужно учитывать более высокий уровень "вестернизованности" мусульман-азербайджанцев по сравнению последователями Ислама в других республиках СНГ, тенденцию к большой урбанизации и сравнительно меньшей по сравнению с Центральной Азией рождаемостью. Кроме того, как считает автор, необходимо принять во внимание уникальность географического положения этой страны: единственный "островок" шиизма в Закавказье, соединяющий в себе два противоречивых и, казалось бы, взаимоисключающих фактора, исторически, возникших на границе персидско-исламского и тюркско-исламского мира, выражаемых в пресловутой формуле – "Иран против Турана". То есть, на взгляд Э.Агаева, исповедуя ислам в его ирано-шиитском толке, азербайджанцы одновременно близки по языку и этническому происхождению к наследнице Османской империи – Турции, которая являлась в свое время "оплотом суннизма".
Следует также иметь в виду, что в Азербайджане возвышение роли исламского фундаментализма наблюдалось еще пять лет тому назад. Тогда президентом Гейдаром Алиевым был создан Госкомитет по работе с религиозными образованьями (ГКРРО), призванный противостоять этой угрозе. Данному ведомству удалось несколько упорядочить религиозную ситуацию в стране. Стала проводиться регистрация религиозных организаций и общин, была упразднена деятельность ряда миссионерских организаций христианского и сектантского толка. Совместно со спецслужбами страны были проведены операции по ликвидации различных исламских группировок, активизировавших свою деятельность в Азербайджане в частности, таких, как иранского направления "Хезболла". В июне 2006 года глава ГКРРО Р.Алиев, под руководством которого в деятельности этой структуры проступала и постоянная "публичная полемичность" с главой УМК А.Пашазаде, неожиданно был снят со своего поста. Назначенный вскоре на его место Хидаят Оруджев, работавший с 1992 года государственным советником президента по национальным вопросам, в своей отчетной речи отметил о серьезных недостатках в деятельности этой структуры. По его мнению, прежнее руководство поверхностно относилось к исполнению своих обязанностей, проведение просветительских работ была плохо организована, контроль над ввозом религиозной литературы был весьма слаб. И все же главная "сенсация" заявления Х.Оруджева - это неожиданное признание власти, что некоторые религиозные общины допускали призывы к свержению власти, нарушению политической и религиозной стабильности, беспорядкам на религиозной почве. При этом он заявил, что под его руководством ГКРРО будет вести решительную борьбу против подобных явлений.
Вместе с тем, анализ выступления Х.Оруджева дает основание полагать, что правящая элита, пока просто "предупреждает" и тем самым признает, что еще "не созрело время" для превентивных мер. Такое поведение власти, в частности ее относительное бездействие, создает впечатление, что она ныне продумывает проведение сложной политической игры, в которой главное место отводится религиозной ситуации. По всей вероятности, превентивные акции власти могут быть востребованы в рамках более широкой игры в будущем, например, в рамках президентской предвыборной кампании в 2007 году. К этому моменту, могут созреть и другие политические условия для приведения в действие репрессивных мер по устранению вместе с религиозными угрозами и других политических оппонентов с арены. Учитывая отсутствие в Азербайджане высокоавторитетного, талантливого и харизматичного религиозного деятеля с широким спектром мышления, способного повести за собой исламский электорат, вероятность успеха на парламентских выборах Исламской партии Азербайджана (ИПА) ничтожна мала. Также, следует учитывать то преимущество, которое имеют исламские и другие религиозные структуры по сравнению с иными политическими партиями, сборы и проповеди в мечети невозможно запретить подобно митингам. Кроме того, пока далеко не все мечети подконтрольны Управлению мусульман Кавказа, которое, к тому же, не благоволит к ИПА.
Вместе с тем, если в будущем не предпринять превентивные меры со стороны государства, то Баку в перспективе может столкнуться с реальной угрозой. С другой стороны, совершить революцию означает, прежде всего, изменить мировоззрение людей с помощью новой идеологии, а для ее реализации социально-экономическое положение страны обязательно должно переживать глубочайший кризис. Увеличение доли необразованных и отчаянных людей, нищета и неудовлетворенность в лагерях беженцев, где вместе с гуманитарной помощью действуют различные внешние силы на примере Ирана, Турции, Саудовской Аравии. Все это увеличивает возможность распространения в Азербайджане радикального ислама.
^Ованес Ханзадян oxanzadyan@yahoo.com>
|