Г.Машуров: Свободу сатанистам. Госдеп США опять озабочен Узбекистаном 08:48 05.12.2006
Нет, что ни говори, а Государственному департаменту Соединенных Штатов Америки никак не позавидуешь - работы тьма-тьмущая. Ирак, Иран, Афганистан, Северная Корея, Беларусь, Кыргызстан. Легче, наверное, назвать те страны, положение с демократией в которых не вызывает озабоченности этой как будто, знаете, "солидной" организации. Не забывают в Госдепе и об Узбекистане. Вот и недавно он включил его в так называемый список "государств, вызывающих особую озабоченность в сфере соблюдения религиозных свобод".
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан в своем заявлении по данному поводу справедливо отметило: "Этот шаг в очередной раз демонстрирует односторонний подход и "двойные стандарты" американского внешнеполитического ведомства в отношении таких актуальных вопросов, как свобода религий и вероисповедания". Интересно, чем руководствовались господа из Госдепа, вынося такой вердикт? Уж не тем ли, что в Узбекистане законом запрещена деятельность отдельных экстремистских религиозных организаций? Или тем, что в нашей стране, в отличие от некоторых других государств - членов СНГ нет такого громадного наплыва всякого рода миссионерских религиозных течений и сект?
>Почему в стремлении обвинить руководство и правительство страны в гонениях религии, эти господа даже не удосужились проанализировать взаимоотношения государства и религиозных организаций хотя бы за последние 20 лет?
Скорее всего, потому, что сравнение это сыграло бы отнюдь не в их пользу. Судите сами. Если в 1990 году в республике функционировали 211 религиозных организаций, то сегодня в Узбекистане действуют 2222 подобные организации, 18 конфессий, прошедших государственную регистрацию. В советские времена в Андижанской области действовало 12 официально зарегистрированных мечетей. Сегодня их количество достигло 181. Кроме этого только в данном регионе действует храм Всех святых русской православной церкви, синагога, церковь полного Евангелия и некоторые другие религиозные организации.
Разве не о религиозной свободе свидетельствует тот факт, что сегодня в систему религиозного обучения входят Ташкентский исламский институт, 10 медресе, один из которых расположен в Андижанской области, православная и протестантская семинарии. В нынешнем учебном году в Ташкентском исламском институте обучаются 124, в медресе - 900, в православной - 49 и в протестантской семинарии - 33 студента. А в чью бы пользу свидетельствуют следующие цифры: если 20 лет назад возможность совершить хадж имели лишь считанные единицы, то теперь ежегодно 600-700 андижанцев совершают паломничество к святым местам, исполняя одну из пяти главных обязанностей каждого правоверного мусульманина.
Ныне в Узбекистане действуют религиозные учреждения, говоря о которых нельзя не добавить слова "единственная в Центральной Азии". Это относится к лютеранской кирхе в Ташкенте, храму Пресвятой Богородицы Армянской апостольской церкви в Самарканде. Впервые за последние 70 лет пастырские визиты в Андижан совершили священнослужители Армянской апостольской церкви, которые в соответствии с действующими церковными канонами совершили здесь таинства крещения десятков людей и обряд венчания.
Уж бывшим советологам из Госдепа отлично известно как в те времена преследовались люди, посещавшие мечеть, церковь или святые места. Они великолепно знают, что только за столь "серьезный проступок" человек, будь то руководитель или простой водитель, в одночасье мог лишиться работы. Именно на этом и строили они свои блестящие карьеры. Но теперь – это ненужная им информация благополучно "забыта". Или же взять религиозную литературу. В свое время в областной библиотеке имени З.Бабура был единственный экземпляр Корана на русском языке в переводе И.Крачковского. Чтобы прочесть эту книгу, нужно было получить разрешение на уровне областного руководства. Сегодня Коран запросто можно прочитать как на узбекском, так и на русском языках. Кроме него изданы десятки религиозных книг, в том числе 16 книг Ветхого Завета и весь Новый Завет. Может быть, Узбекистан занесен Госдепом в "черный" список потому, что здесь на прилавках книжных магазинов не найдешь журнал "ал-Вай" (араб. "Сознание"), выходящие в Иордании книги "Ислом низоми" ("Исламский порядок"), "Халифаликнинг тушунчалари" ("Понятие о Халифате"), "Сиесий фикрлар" ("Политические размышления"), "Хизбут-Тахрир тушунчалари" ("Понятие о "Хизбут-Тахрир") и другие?
Интересно, кто же занимает первое место в американском табеле о соблюдении религиозных свобод? Наверняка, Великобритания, показывающая свое "толерантное" отношение к признанной в десятке странах мира террористической организации "Хизбут-Тахрир", приютив ее в своей столице.
Ладно, если бы подобные обвинения прозвучали бы из уст какого-нибудь политического деятеля. Но когда это исходит из ведомства, занимающегося внешней политикой, то так и видится попытка увидеть в Узбекистане некого врага, который всегда и за все несет ответственность - и за падение нью-йоркских "близнецов", и за засуху в Сахаре, и за проливные дожди на Севере Канады, и за поджоги автомашин в Париже, и за птичий грипп, … и даже за войны в Ираке и Афганистане. Что тут еще сказать? Может быть, стоит напомнить внешнеполитическому ведомству США слова их же 16-го президента Авраама Линкольна: "Мне неважно, что обо мне говорят за моей спиной, пока обо мне говорят неправду".
^Гарун Машуров корреспондент газеты "Андижанская правда" grnmashurov@rambler.ru
|